Суперприложение «Тинькофф»: прорыв или подмена понятий? Обзор от пользователя
Статья для тех, кто, как и я, страшится власти корпораций, но хочет знать, что за зверь такой — «суперапп». И для всех, кому любопытно, что придумал большой жёлтый банк, но у них нет приложения.
Суперприложения — предмет новой гонки среди ИТ-гигантов страны. За пальму первенства сражаются «Сбербанк», Mail.ru Group и «Яндекс», но «Тинькофф» поспешил заявить о лидерстве и первым выпустил приложение и пресс-релиз с зашифрованными словами «Шах и мат, “Яндекс”, “Сбер” и “Мейл”».
Как лодку назовёшь, так она и поплывёт
Супераппом на Западе называют приложения, которые объединяют в себе несколько бытовых функций: заказ еды, такси, бронирование билетов или планирование досуга.
Больше всего шансов у сервисов, которые изначально решают базовую задачу — обмен сообщениями, платежами, фото или новостями. Благодаря этому люди по привычке заходят в них каждый день. В крайнем случае, как с азиатским Grab, подойдёт даже вызов такси. Главное — размер аудитории и время нахождения в приложении.
В России (для простого человека) сейчас всё выглядит так, будто банки собирают свои команды в Counter-Strike и зовут друзей.
Так, вчера банк ВТБ заявил, что летом тоже запустит свой суперапп. Участие в нём рассматривают магазины «Магнит», стадион «Динамо», Burger King и «Ростелеком». Сумма инвестиций составит 2,5 млрд рублей, а в знак серьёзных намерений банк зарегистрировал ООО «Лайфстайл платформа».
«ВКонтакте» не осталась в стороне и выпустила заявление, что у соцсети давно есть суперприложение. Внутри «ВКонтакте» встроено 11 тысяч проектов: можно вызвать такси, купить одежду и технику, заказать еду и много других опций.
Но «Тинькофф» по традиции хорош в PR. Он решил не церемониться и просто первыми назвал себя суперприложением. Страшно подумать, но я его карту имею уже почти восемь лет. Давайте посмотрим, что внутри обновления, которое обошлось мне в 250 мегабайт.
Хлеба и зрелищ
После обновления в стандартном меню банковского приложения появился раздел «Сервисы». Открываем и обнаруживаем цветные иконки: «Кино», «Рестораны», «Театры», «Путешествия», «Концерты», «Шопинг», «Красота», «Здоровье и (внезапно) — «Квесты». Можно смахнуть экран вправо, там одиноко гнездится раздел «Уборка».
Под иконками — пустое место. Это не блажь — у него есть предназначение, о котором вы узнаете позднее.
Разделы «Кино», «Театры» и «Концерты» — очень хорошо структурированы. Вам предлагают выбрать жанр (драма, семейный, комедия и так далее) или сортируют по темам, например «Интересно детям». Что приятно — на каждом фильме или концерте вы увидите размер кэшбека, который вы получите при покупке.
Это на моей памяти первое применение кэшбека, где пользователь не ломает голову по сценарию «Хочу в кино» → «Не знаю, где взять скидку» → «Пойду в поисковик сравнивать». Его не заставляют искать и разбираться в механике, а нативно показывают возможности, отталкиваясь от требуемой услуги.
Рестораны ещё с первой иконки говорят: у нас ты экономишь до 33%. Внутри — сортировка по максимальному кэшбеку, предпочтениям, красивому виду или по геолокации.
Что можно: узнать скидку, заказать стол ко времени, вызвать такси.
Что нельзя: оформить доставку еды и оплатить.
Чтобы ты больше тратил
Приятный опыт дарит раздел «Шопинг». Почему никто раньше не додумался? Тебе предлагают ближайший торговый центр, а внутри — сначала магазины, в которых у тебя есть максимальный кэшбек, а потом — всё, что поблизости.
Причём все ТЦ загрузили в приложение схему магазинов по этажам, и тебе подскажут, в каком направлении идти за покупками. Мой мозг буквально ни разу не споткнулся.
Ешь, стригись, лечись
Все новые разделы я условно разделила на два типа: нативные и интеграции. Таким образом, «Кино», «Рестораны», «Театры», «Шопинг» — нативно встроенные разделы, собранные из наследия прошлого приложения.
А вот разделы «Красота», «Здоровье», «Уборка» — это результат интеграции YClients, «Напоправку.ру» и других агрегаторов. Об этом нам подсказывает другой UX — значок «i» в меню внизу с реквизитами поставщика и собственная кнопка «Выход». В целом весьма бесшовно.
Особняком здесь стоят «Путешествия», внутри которых — «Авиабилеты» и «Отели». «Авиабилеты» — это собственный сервис, а вот «Отели» не церемонятся и прямо перекидывают на сайт Booking.com.
Прорыв или подмена понятий?
Казалось бы, «Тинькофф» сделал хороший каталог развлечений с возможностью заказа. И назвал его суперприложением. Многие функции есть у «Яндекса», «2ГИС», «ВКонтакте». Что здесь нового? Но подождите кидать камни.
Когда «2ГИС» продаёт на своей карте дрель, это ещё не суперприложение. Почему? Потому что у них нет ручейка платежей, которые являются якорем для пользователей и гарантом коммерческого успеха. При попытке встроить платежи их ждут комиссии платёжных агентов, которые либо съедают часть их дохода, либо ложатся на пользователей.
А цель банка — проводить как можно больше транзакций и зарабатывать на interchange. Чем пытаться подключить всех мерчантов, можно гарантированно заставить пользователей платить из твоего приложения. Идея, бесспорно, огонь, вопрос — кто лучше реализует?
По мировым стандартам главный суперапп в России сейчас — это «ВКонтакте». Она открыла возможность встраивать свои сервисы для всех (11 тысяч сервисов), при этом не навязывая дизайн и сохраняя индивидуальность. Но у соцсети нет ядра из платежей, так как это в первую очередь медиа, а уже потом — платёжная система.
В случае «Тинькофф» — непонятно, в каком моменте ты в банке, а в каком — в стороннем приложении партнёра. Сейчас это агрегатор, но возможно, этого он и добивался. И если банк откроет возможность интеграции для большего количества сервисов, есть все шансы на глобальный суперапп.
Вся информация в статье — лишь мое мнение, сдобренное догадками.
А мне интересно послушать, какое мнение по этому поводу будет у вас. Есть что сказать мне лично? :) Жду вас на своём Facebook.
Не знаю, что там с супераппами, мне больше интересно, что произошло с дизайнером интерфейсов у Тинькова и куда делась дизайн-система. Какая-то бездарная каша, которую внутри, скорее всего, оправдывают как «Мы делаем по гайдам Apple, а нашу идентичность сохраним через жёлтую кнопку». Интересно, говорится ли что-нибудь в гайдах Apple о безвкусных кислотных иконках в каталоге сервисов.
Плюсую. Раздел с сервисами выглядит как home screen телефона на Андроиде с ужасной китайской оболочкой.
Дизайн просто максимально безвкусный и никакой. Его там нет. Больше напоминает прототип, нежели готовое приложение.
Не кислота, а градиент.
По мне так отличное обновление, неплохо освежили. Вам важна идентичность, чтобы пользоваться приложением?
У Apple само все кислотное начиная с iOS7.
Но дизай да, ужасен. особенно отсутсвие темной темы. Глаза режет больничная белизна.
У меня почему-то новый дизайн ассоциацию с Рокетбанком вызвал, так как Рокет в конце лета кардинально редизайнулся и там прям классное приложение с единой логикой. Ребята из Тинькова кажется очень сильно торопились и дизайн откровенно сырой. Со временем конечно допилят, но просто странно зачем выпускать в массы настолько недоделанную версию приложения?
Хороший дизайн не выглядит, а хорошо работает