Как мы провели онлайн-хакатон для аналитиков на Power BI
В конце года обычно итоги подводят, а для нас самым большим событием стал первый Хакатон по применению нашего сервиса myBI Connect и MS Power BI.
Мы привлекли более 300 заявок участников, предложили им решить классическую задачу сквозной аналитики, получили весьма достойные результаты (хоть и не много), которые смогут использовать все желающие для обучения и развития.
Спойлер: итоги Хакатона тут на одной странице, а в статье о том, как и зачем мы это сделали.
Сначала познакомимся. Привет, мы сервис myBI Connect! Это ETL SaaS. Если этот набор букв вас испугал, вот попроще - мы выгружаем данные из различных облачных источников базу данных пользователя и работаем по ежемесячной подписке. Еще проще - с нашей помощью пользователь подключается к своим сервисам (рекламным кабинетам, счетчикам статистики, CRM, коллтрекингам и прочим системам) и настраивает ежедневную выгрузку нужных данных в базу SQL-типа в удобном виде для дальнейшего самостоятельного использования.
Мы не являемся коробочным сервисом сквозной или какой-либо еще аналитики, у нас нет готовых отчетов и красивых визуализаций внутри, наша задача - обращаться к API сторонних сервисов и раскладывать миллионы строк данных во множество таблиц в базах пользователей. Скажем прямо - не самая подходящая задача для создания вау-эффекта и крышесносных кейсов про космический рост бизнеса, но вот наши пользователи на основе данных такие кейсы действительно делают и влияют на реальную эффективность рекламы и продаж. Кейсы вы сможете найти в моих публикациях тут на vc.ru или на нашем сайте.
Итак, мы инструмент аналитика, которому не хватает текущего встроенного функционала систем сбора данных, он хочет, а главное(!) умеет работать с данными и создавать нужные ему аналитические решения. Вот мы и подошли к основной нашей проблеме как продукта и текущей ситуации на рынке. Так сложилось, что на нашем маркетинговом рынке аналитиком считается тот, кто умеет заходить в счетчик Google Analytiсs (или любой другой сервис) и наблюдать за готовыми отчетами, а вот с реальными данными работать умеет очень небольшой процент специалистов и результаты Хакатона это хорошо отражают. Тут стоит дать пару уточнений. Во-первых, многим это и не нужно - текущие потребности бизнеса отлично закрывают коробочные решения. Во-вторых, каюсь, я и сам приложил к этому немало усилий в начале своей карьеры, продвигая веб-аналитику на рынок лет 12 назад. Но ничего не стоит на месте - бизнес идет в онлайн, процессы усложняются, сервисов и показателей внутри них становится все больше, а следить за ними все сложнее и блаблабла. О том, что аналитика служит драйвером роста эффективности вы читали уже тысячу раз, а чем она точнее и глубже тем лучше.
На рынке мы уже чуть больше 2-х лет, можем отметить растущий интерес ко всей аналитической истории, но огромным количеством пользователей похвастаться пока не можем. Причина простая - подавляющее большинство наших лидов не может превратить живые данные в конечные решения. Однако те, кто уже умел или научился работать с данными, как правило, не уходят от нас и часто “перетаскивают” нас на новые места работы. NPS среди пользователей колеблется около 60.
На эту ситуацию мы и решили повлиять с помощью Хакатона. Идея простейшая - собрать аналитиков, предоставить им доступ к базе данных, полную свободу самовыражения в создании отчетов и, конечно, наградить лучших. Большая часть наших пользователей в качестве инструмента работы с данными использует MS Power BI, да и сами мы применяем именно его и даже блог ведем - Power BI Russia. Поэтому задачей Хакатона стало - создание отчетности в Power BI по сквозной аналитике на основании выгрузки данных сервиса myBI Connect.
Вторая простейшая идея, которая пришла к нам в голову, это устроить “Хакатон про Хакатон”, сделать так, чтобы исходные данные сформировали сами участники, переходя по рекламе, оставляя заявки на участие, переходя по этапам воронки в нашей amoCRM. То есть это были очень даже живые данные о всех этапах вовлечения, которые проходили участники. Персональные данные участников мы, конечно, анонимизировали, но этот подход помог нашим пользователям быстро вникнуть в те процессы, которые скрываются за параметрами и показателями в базе данных.
Две этих “простейших” идеи, конечно же, превратились в большое количество проблем, о которых мы и не думали при запуске, я говорил, это наш первый опыт. Но в итоге все получилось хорошо, о проблемах расскажу чуть ниже.
Как все было. Мы нарисовали симпатичный дизайн страницы, настроили GA - события, client id в пользовательский параметр, уникальный id заявки в другой пользовательский параметр, все как мы любим;) Настроили передачу заявок в amoCRM с максимальной детализацией - utm`ы из referer в одно поле, client id в другое, id заявки в третье. Это позволило пользователям выбирать способ объединения данных между разными системами и как следствие “глубину” аналитики. Мы догадывались, что самые отчаянные полезут считать различную атрибуцию, так и получилось.
Далее мы собрали жюри из наших камрадов и коллег по аналитическому рынку, благо у нас их много;)
Многие из них “на респекте” (примечание для бумеров и иксов - у молодежи это значит бесплатно;) помогли нам с анонсами по своим ресурсам для привлечения трафика. За это вам больше спасибо, мы вас любим! Тоже самое с партнерами -
Это принесло нам большую часть заявок, однако, нужно было еще наполнить базы реальными данными из рекламных кабинетов, поэтому на скорую руку мы собрали рекламные кампании в Директе, AdWords и myTarget с космическим бюджетом в 21т.р. Все аккуратно прометили utm, с динамическими параметрами, естественно. Еще разместили анонс тут на vc.ru и это неожиданно тоже принесло много заявок и даже реальных участников. Неожиданно, потому что тема достаточно специфичная.
В нашем Сообществе пользователей мы создали отдельный раздел для Хакатона, в котором разместили описания исходных данных, обучающие материалы и предложили по участникам коммуницировать там по всем вопросам. В amoCRM мы реализовали несложную воронку - после заявки мы провели вводный вебинар, потом собрали финальные анкеты участников, раздали доступы, отследили тех, кто на самом деле к этим данным подключился и этот этап предложили считать конечной целью в сквозной аналитике. Далее мы подключили все 5 источников к нашему сервису myBI Connect, выгрузили данные, предоставили их участникам и погнали...
Одной из неожиданных для нас проблем стало то, что это все вылилось в достаточно большой объем работ, который мы с Сергеем Казициным (нашим CTO) выполняли вдвоем, совмещая со своей обычной деятельностью по функционированию сервиса. Еще одна проблема это коммуникация с участниками - некорректные емейлы, письма в спаме, отписки от рассылок, неожиданные проблемы зависания системы отправки, да и скорость предоставления информации с нашей стороны была не на высоте.
Но тем не менее мы собрали чуть более 3000 посетителей, которые конвертировались 300 заявок участников практически со вcей России и не только:
Собственно, именно это было причиной проводить Хакатон в формате online, а не ограничивать его охват одним городом. Дальнейшее продвижение по воронке выглядело следующим образом:
Всего 51 участник реально подключился к данным и перешел к выполнению задания, многие сдались слишком рано, к сожалению. А из этих 51, финальные результаты предоставило всего 12 участников. Как я говорил ранее, интерес у рынка есть, а вот создать решения могут единицы. Среди решений были, как учебные работы от тех, кто пришел потренироваться в работе с данными, так и хорошо проработанные, как со стороны моделирования и вычислений, так и со стороны оформления. Вот несколько примеров:
Все участники молодцы, самые большие молодцы те, кто предоставил решения. Все они размещены для просмотра на нашей странице с итогами и доступны для скачивания в формате .pbix в Сообществе.
Победителями стали:
Первое место - Юрий Баяндин из BiArch (ссылка на отчет)
Второе место - Антон Лопатин и его команда из ADAD (ссылка на отчет)
Третье место - Сергей Чипкин, Оюна Любимова и Илья Карабаев (ссылка на отчет)
Сам Юрий к нам приехать не смог, но вот команда BiArch:
В решении победителя жюри отметило оформление и, конечно, реализацию сразу 3-х моделей атрибуции. Обратите внимание на всплывающие спарклайны и меню. Неплохие навыки в Power BI, да?
Кстати, наши друзья из школы iQBi подготовили небольшой подарок - скидку для участников Хакатона на свой курс по Power BI, в котором MVP Microsoft Дмитрий Соловьев будет разбирать работу с данными Хакатона. Скидка на 5000 рублей, действует до 31 декабря, по промокоду myBIConnect, вы тоже можете успеть запрыгнуть в этот поезд;)
В завершении Хакатона мы провели встречу участников и сочувствующих в офисе mail.ru, пообщались, послушали доклады экспертов и участников и провели награждение. Это выглядело так:
Полная 2-х часовая запись выступлений доступна здесь.
Какой итог?
- Для нас и нашего сервиса это был неплохой челлендж, нам понравилось;) Мы поняли ошибки и проблемы и запланировали провести еще один более “щадящий” для участников Хакатон с обучающим уклоном.
- Участникам, кажется, тоже понравилось - они смогли не только потренироваться в работе с данными, но и посмотреть как это делают коллеги, а еще и оценку своей работы от экспертов из жюри получить.
- Мы создали некоторый задел для “будущих поколений” - сейчас в Сообществе всем желающим доступны доступы к исходным данным, обучающие материалы и, конечно, результаты коллег, которые можно скачать, изучить и применить. Если вам будет нечем заняться на праздниках - милости просим.
На этом, пожалуй, все. Спасибо, что дочитали, кликните на стрелочку вверх, если понравилось.
Всех с наступающим новым годом! Отдохните, проведите время с семьей и вперед к новым аналитическим подвигам в следующем году!