Корпоративный мерч как отражение HR-бренда компании

Корпоративный мерч как отражение HR-бренда компании

В мировой практике корпоративный мерч, и в частности, welcome pack, как одна из первых точек касания компании новым сотрудником, является неотъемлемым инструментом внутренней коммуникации, а часто – и внешней.

В российском сегменте, как это принято, не ищут сложных путей: порой даже большие и уважаемые компании, казалось бы, имеющие в штате квалифицированных HR-специалистов, нередко решают эту задачу скорее «для галочки», заимствуя у своих зарубежных коллег в лучшем случае – форму.

Однако, при всей на первый взгляд минорности вопроса, его грамотное решение часто приводит к результатам, влияние которых на бизнес компании сложно назвать незначительным. Об одном из таких примеров расскажем на примере своего кейса.

В качестве предисловия

Несмотря на то, что в настоящий момент Sigur занимает лидирующие позиции среди разработчиков систем безопасности в России, а продуктами компании пользуются миллионы людей в том числе и за ее пределами, узнаваемость бренда по меркам глобальных IT-корпораций вряд ли можно назвать масштабной.

Причинами этого являются, во-первых, размер самой ниши, а, во-вторых, незаметность таких продуктов в жизни обычного человека. Система доступа (СКУД) выполняет на первый взгляд (но только на первый!) достаточно утилитарные и понятные вещи: определяет кому и когда можно пройти, управляет исполнительными устройствами замками, турникетами и другими механизмами. Элементы таких систем, как правило, не привлекают к себе внимания. Они – часть нашего окружения: интерьеров зданий или общественных пространств.

Однако, при более близком рассмотрении СКУД сейчас – это неотъемлемый элемент инфраструктуры компании, инструмент для эффективной организации бизнес-процессов внутри нее.

Развитие – это всегда хорошо, но одновременно с этим – не всегда просто.

Вместе с эволюцией самого продукта изменялась, очевидно, и сама компания. Одно из следствий ее роста стало структурное усложнение, а также ряд других проблем.

1. Дефицит специалистов для разработки собственного продукта

Как и множество других решений исторически имеющих аналоговый бэкграунд, системы доступа сегодня – по большей части софтверный продукт, предполагающий привлечение заметных ресурсов в разработку.

Если проводить какую-то аналогию, то эволюцию СКУД со времен амбарных замков, можно легко сравнить с изменениями от Ford Model S начала 20 века до Tesla, который в реальности уже больше гаджет, чем автомобиль.

Корпоративный мерч как отражение HR-бренда компании

Однако, претерпев такие изменения, и став по-настоящему частью IT-мира со всеми вытекающими, для общественности наша сфера – по-прежнему, в лучшем случае – про безопасность, а худшем – просто средство открытия дверей. Для соискателей с нужной нам квалификацией выбор в пользу Sigur на фоне других работодателей из мира больших IT-гигантов являлся не самым очевидным решением.

Таким образом, первостепенной задачей стала разработка позиционирования HR-бренда, привлекательного для IT-специалистов, в которых так нуждалась компания.

2. Стремительный рост штата сотрудников компании

Корпоративный мерч как отражение HR-бренда компании

Масштабирование бизнеса, как правило, также приводит и к росту количества персонала – очевидно не только за счет найма разработчиков в случае Sigur. За короткий период компания по численности сотрудников увеличилась вдвое, что, в свою очередь, привело к обособленности департаментов, разобщенности и в некоторых случаях нарушенной коммуникации.

Стала ощутима необходимость в определении корпоративной культуры, формировании традиций и разработке общей атрибутики.

Позиционирование и основной месседж

Очевидно, что нашей задачей не было создать предложение «не в рынке», единственным достоинством которого была бы «мифология», являющаяся альтернативой уже стандартным требованиям квалифицированных сотрудников. Конкурентная зарплата, пакет ДМС, удобное рабочее место, компенсация обучения и прочее – это просто «входной билет на вечеринку рынка IT-специалистов».

При этом в разработке позиционирования и формулировании основного месседжа во внутренней коммуникации иногда нет ничего более простого и одновременно гениального, чем вслух произнести то, как в реальности устроена компания.

Создавая и развивая продукт, сотрудник создает и развивает компанию, оказывая свое непосредственное влияние на конечный результат.

Корпоративный мерч как отражение HR-бренда компании

Будучи небольшой по сравнению крупными компаниями бизнесом, для нас крайне важен вклад каждого из сотрудников, независимо от того, на какой позиции он находится. Стройность графа, вершинами которого является тот или иной специалист, поддерживается усилиями любого из них. При этом это не значит, что 100% сотрудников являются де-факто незаменимыми, это значит что каждый из них является автором того или иного направления работы в компании или функции продукта, если мы спускаемся на уровень разработки.

Корпоративный мерч как отражение HR-бренда компании

Такой подход приводит к более ответственному отношению к выполняемым задачам, поднимая «причастность» сотрудников на заметно более высокий уровень.

Таким образом, в качестве главного и единственного сообщения выступает фраза «Sigur made by me», обозначенная практически на каждом из носителей welcome-pack.

Носители их разработка и производство

Функционально welcome-pack можно разделить на 2 части: то, чем сотрудники будут пользоваться на ежедневной основе и без чего просто невозможно представить рабочий процесс, а также то, что будет заметным визуальным отражением HR-бренда Sigur, направленным вовне.

Список того, что включает каждый из наборов:

  • пишущие принадлежности и блокнот;
  • персонализированные идентификаторы для прохода в офис (AirTag и бесконтактная карта), которые также могут выступать в качестве бейджа, а также лента с ретрактором или карабином;
  • одежда и аксессуары – худи, сумка-шоппер, носки и пин.

Отражение HR-бренда на физических носителях – это дизайн, архитектура и свойства предмета, используемые материалы.

В основе бренд-системы Sigur лежит большой контраст между логотипом и негативным пространством. Вещь воспринимается дороже, если логотип представлен в виде небольшого акцента.

Для проекта подбирались носители с определенным характером, сам дизайн вещи должен был поддерживать эстетику бренда: минималистичность, цветовую палитру, а также быть консистентным с другими носителями, например, упаковкой.

Кроме этого, также мы учли, что материалы должны быть практичными, ведь пользоваться ими сотрудники будут на ежедневной основе.

1. Коробка с самым необходимым

Внешне welcome-pack обладает качествами, характерными для упаковки любых продуктов Sigur: в первую очередь – это единый материал и цветность. Во-вторых, при вырубке мы использовали тот же штамп, который задействован для производства коробок для контроллеров Sigur. Это позволило нам сэкономить ресурсы, а также лишний раз подчеркнуть единство исполнения всех носителей.

Главное сообщение «Sigur madе by me» использовано на вещах, без которых невозможно попасть в офис: в качестве бесшовного паттерна на ленте, на AirTag - брелоке, который является одним из возможных идентификаторов сотрудника для прохода в офис, на карте, которая помимо прочего также персонализирована в соответствии с именем владельца.

У сотрудника есть выбор исполнения ленты в зависимости от использованного идентификатора. Кому-то больше нравится карабин, кому-то ретрактор, брелок или карта.

Обложка блокнота каширована тем же лайнером, что общая коробка. На ней изображена пиктограмма считывателя – такая же используется на стоковой коробке устройства. Игровой момент – прорезь в обложке как индикация у реального считывателя.

Маленькая яркая деталь в наборе – пин. Он вполне будет уместен на первом деловом мероприятии или встрече с клиентом, а может быть и просто аксессуаром на каждый день в качестве акцента.

В коробке есть второй ярус: это добавляет особенного интереса в распаковку welcome pack.

Корпоративный мерч как отражение HR-бренда компании

2. Текстиль

Вторая часть welcome-pack, выдается по прохождению испытательного срока: худи, сумка-шоппер и носки. Некоторым любителям total black такой выбор цвета для худи может показаться «кричащим», но фирменный оранжевый – невозможно не заметить и за счет цвета это работает как живая реклама. К тому же - это очень практичный элемент одежды: в правый рукав встроен скрытый кармашек для AirTag.

Корпоративный мерч как отражение HR-бренда компании

Сумка-шоппер и носки - практичный, но при этом стильный набор аксессуаров. В производстве мы использовали лучшие материалы из доступных: основа канвас – плотный, насыщенный и натуральный материал. Ручки выполнены из стропы на заказ. Так как это аксессуар, вероятность сочетания ее с другими предметами гардероба значительно выше - основной цвет нейтральный черный. Небольшая оранжевая бирка отражает эстетику бренда, а именно внимание к деталям. Носки дополняют образ и могут сочетаться с любым деловым или casual-образом. На них нет логотипа, принадлежность к бренду транслируется через цвет.

Корпоративный мерч как отражение HR-бренда компании
Корпоративный мерч как отражение HR-бренда компании

Результаты и обратная связь

Кейс 1

На основании первого кейса было выявлено несколько факторов удовлетворенности сотрудников из отдела SW:

  • автономность сотрудника и интересные задачи на рабочем месте – 84%;

  • сотрудники транслируют свое положительное отношение к компании за ее пределами – 82%;
  • положительное отношение к решению работать в Sigur – 90%.

Кейс 2

Опрос сотрудников о выданных им комплектах показал более чем положительные результаты.

Люди чувствуют сопричастность к бренду и с удовольствием используют брендированные вещи в повседневной жизни.

44
Начать дискуссию