Как студенты SkillFactory становятся наставниками: 5 историй

Почему студенты готовы помогать друг другу в учебе и какие результаты это приносит?

Как студенты SkillFactory становятся наставниками: 5 историй

Почему студентам нужны помощь и поддержка?

Для эффективной учебы онлайн важны концентрация и погруженность. Это может быть непросто, когда мир вокруг трещит по швам. Мы в SkillFactory понимаем это, как никто, поэтому создаем комфортную атмосферу для студентов и даем им необходимую поддержку. Мы бережно сопровождаем студента на всех этапах и на трех уровнях сразу:

  • Первая линия поддержки (саппорт) решают технические вопросы, координируют, собирают и обрабатывают обратную связь.
  • Вторая линия поддержки (координаторы) организуют обучение, помогают студентам удерживать мотивацию, сопровождают их.
  • Менторы (практикующие эксперты из профессиональной области) отвечают на вопросы по курсу и практическим заданиям, дают обратную связь на домашние задания и проекты, проводят вебинары и индивидуальные консультации.

Помимо этого базового набора, в SkillFactory есть студенческое наставничество — это часть менторской поддержки и один из самых интересных инструментов, который мы используем. О нем и расскажем подробнее.

Наставниками становятся студенты, которые:

  • успешно прошли часть курса;
  • прошли специальную подготовку;
  • готовы делиться своим опытом и отвечать на вопросы студентов, только начавших обучение;
  • готовы поддерживать тех, у кого снизилась мотивация.

Согласно исследованию, в котором приняли участие 246 студентов из крупных университетов США, работа в команде повышает успеваемость и способность рассуждать, мотивирует учащихся. Также у студентов формируется ощущение сплоченности, психологической безопасности и уверенности в своих силах. Проще говоря, студентам очень важно общаться с другими студентами и получать поддержку от них.

Наставники хорошо знают, каково это — совмещать работу, учебу и семейные дела, и могут поделиться опытом или просто стать примером. А еще, как сказала наша студентка: «Они сами еще не стали айтишниками до мозга костей, поэтому могут на понятном языке объяснить сложные моменты».

Чтобы поддержка была эффективной, студенты, которые захотели стать наставниками, проходят обучение прямо на нашей платформе. Они узнают про задачи и обязанности, инструменты для проведения онлайн-встреч, разбирают кейсы, которые могут возникнуть. Вдобавок мы проводим вебинары по soft skills, например по ораторскому искусству.

Все, кто прошел курс, отправляются на собеседование с координатором. На нем выясняют мотивацию и предлагают решить несколько кейсов. Если мы понимаем, что студент действительно заинтересован и сможет совмещать эту деятельность с учебой, он становится наставником.

У наставника есть возможность профессионального роста внутри компании: сначала он может стать джуниор-ментором, а потом — ментором. Такой кейс у нас уже есть.

Анастасия Боярченко, наставник, а затем ментор на курсе «Инженер по ручному тестированию»

Я решила стать наставником, потому что хотела проверить себя. Сначала было страшно писать посты в общие каналы, боялась нажать кнопку «Отправить», думала, что меня посчитают глупой.

Но, несмотря на страхи, мне хотелось показать людям, что не стоит стыдиться незнания. И я работаю над тем, чтобы люди не стеснялись.

Сейчас я ментор, и моя занятость достаточно высокая, если студенты активные. Отвечаю на вопросы я по вечерам и трачу на это примерно четыре часа. Но основной поток все же приходится на выходные, так как многие присылают задания именно в это время.

Моя главная цель — научить людей задавать вопросы. Мы все из постсоветского пространства, где большинству людей родители или учителя не разрешали ошибаться. Я же хочу показать, что мы все люди и можем совершать ошибки.

Я часто говорю со студентами не только на учебные темы, но и поддерживаю, помогаю разобраться с мотивацией. Одна девушка потеряла интерес к учебе прямо на середине курса. Она не понимала, подходит ей эта профессия или нет, и решила узнать мнение одногруппников в общих каналах поддержки. Мне было сложно, потому что я не могла ответить за нее. Ведь нельзя решить за другого человека, подойдет ему что-то или нет. Тут подключились другие студенты в каналах, которые мотивировали ее продолжить учебу.

Самое интересное — это новые знакомства. На курсе я познакомилась с молодым человеком, который живет в Европе и там же ищет работу. С его помощью я посмотрела на то, как за рубежом люди относятся к российскому образованию. Работодателям за рубежом не важно, что и где студент закончил. Для трудоустройства подойдет как диплом университета, так и образовательные курсы. Главное, чтобы у человека были практический опыт и понимание того, что он делает.

Опыт студентов-наставников

Сейчас мы набираем наставников на курсах по программированию и аналитике данных. Но первопроходцами этой инициативы были курсы по Data Science и тестированию, поэтому пока на них самые активные студенты. Они и расскажут, чем именно занимаются наставники.

Денис Ковтун, наставник, а затем джуниор-ментор на курсе «Тестировщик на Python»

К нам на курс часто приходят люди после 35 лет, и моя задача — показать, что все получится. Я специально создаю атмосферу, в которой будет комфортно учиться.

Как и у многих студентов, у меня была неуверенность в начале. Хотелось, чтобы кто-то рассказал, что меня ждет на настоящей работе, поделился кейсами. Сейчас я переношу это на свое наставничество и рассказываю, как все устроено в моей компании.

Была ситуация: написала женщина 45 лет и рассказала, что никак не может устроиться на работу. Я объяснил ей, как сделать портфолио и как говорить с работодателем.

Кристина Позднякова, наставница на курсе по Data Science

В наставничество я пошла, потому что хотела себя окружить атмосферой обучения. Это получилось!

Своим студентам я каждый день отправляю цитату или вопрос, который мы потом обсуждаем. Еще раз в неделю мы проводим групповой созвон, он бывает в разных форматах. Иногда это просто «болталка», а иногда попытка «развиртуализировать» студентов. Еще хочу попробовать «учебный коворкинг».

Была ситуация, когда на созвоне девушка рассказала о том, что она, по ее мнению, делает недостаточно и сильно переживает из-за этого. Мы вместе со студентами поделились с ней своими ситуациями и рассказали, как вышли из этого. Потом она говорила, что это было похоже на сеанс у психолога.

Анастасия Заворуева, наставник на курсе «Тестировщик на Python»

Для меня наставник — это плечо друга и помощь даже в нерабочее время, потому что друг — это не работа. Наставник — это такой же студент, который прошел и продолжает проходить те же трудности.

Самое приятное, когда удается не просто приободрить человека, а вселить в него уверенность, что все обязательно получится. Когда один студент собрался бросать обучение ровно на середине курса, находился в отчаянии, разочаровался во всем, мне удалось в течение сорока минут убедить его не бросать, показать, что у него получается. Поддержка важна для всех.

Помочь я готова в любое время: отвечаю во время занятий или работы за компьютером, со смартфона, пока еду в автобусе или смотрю сериал. Так что занятость можно назвать постоянной.

А что говорят студенты, которые обращались к наставникам?

Татьяна, учится на курсе «Тестировщик на Python», обращалась к студенту-наставнику

Наставница очень мне помогла, когда начались сложные темы и хотелось бросить все. Она помогала мне с домашним заданием, разбирала некоторые темы. Если бы не она, то скорее всего, я бы не дошла до конца курса. А что касается поддержки от других студентов — это важно! В учебном чате в непростые времена студенты поддерживают и поднимают боевой настрой. Это ценно, особенно в наше неспокойное время.

___

Денис Рябов, учится на курсе «Тестировщик на Python», обращался к студентам-наставникам

Обращаться к наставникам нам посоветовали в первый день обучения. Думаю, без них учеба проходила бы сложнее, особенно в первый половине.

Вообще, советую отдыхать во время учебы. Например, брать 7-10 дней отдыха каждые три месяца. Многие студенты устают и переживают. Во время разговоров мы сходились во мнении, что стоит устраивать перерывы.

___

Татьяна Анашкина, учится на курсе «Тестировщик на Python», обращалась к студенту-наставнику

К наставникам я обращаюсь редко и только когда нужна помощь в объяснении учебных тем, в проверке правильности выполнения учебного задания. Бывает, что вроде все правильно, но результат не получается.

Наставники как никто понимают, как тяжело учиться новой профессии удаленно, и откликаются, всегда готовы помочь, объяснить, показать. Разбираем с ними сложность буквально «по косточкам» и всегда приходим к правильному решению!

Поддержка, конечно, очень важна. Особенно остро понимаешь это, когда окунаешься в незнакомую деятельность. Часто возникают мысли: «Что же со мной не так, если у всех получается, а я спотыкаюсь на каждой теме?»; «Как заставить себя продолжать учебу, когда ничего не получается и через день хочется бросить это все и вернуться к привычной жизни?»

Наставники успокаивают, делятся своим опытом преодоления сложностей, дают советы, как не опускать руки и продолжать идти вперед.

Где найти наставника?

В любом деле вы можете найти себе наставника — человека, который прошел определенный путь и готов поделиться своим опытом, помочь вам в вашем пути. Вот где его можно найти:

  • Коллеги и знакомые. Присмотритесь к людям, с которыми работаете, учитесь или общаетесь. Не бойтесь спрашивать друзей и знакомых, они могут подсказать подходящего человека.
  • Сообщества — в профессиональных группах и чатах всегда есть активные участники, которые будут рады поделиться своими знаниями.

Курсы и лекции — наставника можно найти как среди слушателей, так и среди преподавателей. Например, на курсах SkillFactory есть менторы и активное студенческое сообщество, которое всегда предложит поддержку.

77
Начать дискуссию