Трендвотчинг в SMM Skyeng: как мы делаем бизнес и остаемся в повестке
Всем привет, на связи SMM Team Lead Skyeng Настя Бабич, будем знакомы! Хочу рассказать, как я и моя команда работаем над соцсетями компании и как вообще устроены SMM в Skyeng.
Сейчас над SMM в Skyeng трудятся два Senior SMM-специалиста, Яна Дурманова и Алина Грипиоти. А реализовывать все их планы помогает команда из профессиональных редакторов, корректоров, дизайнеров, монтажеров и комьюнити-менеджеров. Всего около 10 человек.
Это много, но SMM в Skyeng — полноценный бизнес-проект. Соцсети дают нам не только определенный уровень медийности ― они приносят новые оплаты. Поэтому, с одной стороны, мы следим за тем, о чем говорит весь интернет, а с другой ― за нашими бизнес-метриками и KPI.
Что такое трендвотчинг и как мы это делаем
Трендвотчинг — это как ловля волн на серфе. Если вы умеете видеть, куда они направлены, то можете смело вставать на доску и катиться вперед. Так что не забывайте следить за трендами — это ключ к успеху вашего бизнеса в мире постоянных перемен.
Но в нашем фокусе не любой инфоповод. Мы считаем, что бизнесу важно не приклеиваться, как жвачка, к каждому тренду. Это размывает представление о бренде и особенностях ToV, за которыми собирается комьюнити.
Мы не превращаем тренд в свою нишу ― все происходит наоборот, мы в своей нише находим тренды. Вся команда SMM анализирует зарождающиеся тенденции, погружается в контекст и приспосабливает инфоповоды под бизнес-цели.
Но как мы это делаем на практике?
Следим за повесткой. Суперпрактика ― забивать слот в рабочем календаре на получасовой просмотр соцсетей. Звучит как работа мечты, да? Мы действительно внимательно листаем ленты и погружаемся в контекст. Так мы быстро замечаем тренды, когда они только-только начинают раскручиваться.
Проводим брейнштормы. Раз в месяц мы собираемся всей командой на большой брейншторм. Туда приходят не только те, кто делает контент, но и те, кто занимается продуктом. Редакторы, дизайнеры, SMM-специалисты, монтажеры, менеджеры спецпроектов ― все они понимают задачи, знают курс и основную стратегию бренда.
Для брейншторма я собираю текущие результаты и основные фокусы на следующий месяц. А потом мы смотрим на топовые и провальные публикации прошлого месяца ― по верху воронки, метрикам контента и бизнес-метрикам. Важно не только видеть количество лайков ― нам нужно точно знать, что лучше конвертило трафик в лиды, заявки и оплаты.
Помним про инфоповоды. Есть очевидные инфоповоды вроде праздников, но к ним необязательно привязываться. Мир не изменится, если бренд не поздравит подписчиков с Масленицей или Днем всех влюбленных. Подписчики получили уже 30 таких поздравлений.
Отделяем заявки от охватов. Ключевые инфоповоды нужно адаптировать под ваши цели, а не просто так заваливать фолловеров открытками на 8 Марта.
Например, в нашем случае гендерные праздники ― инструмент для промо продуктов, а не отработка инфоповода. А отрабатывая инфоповод (например, свадьбу в королевской семье или новый альбом знаменитой певицы), вы в первую очередь рассчитываете получить высокий охват, а не заявки.
Важно разделять эти подходы, чтобы не впадать в уныние, когда ваше хайповое поздравление с Днем космонавтики никого не замотивировало купить ваш продукт. Оно и не должно было. Мы учитываем это при анализе эффективности работы SMM, когда собираем статистику.
Готовимся к любым поворотам. К любым, а не только к радостным.
Мы с 2022 года собираем бэклог публикаций на те дни, когда наш образовательный, развлекательный или продающий контент будет не к месту. Это, как правило, посты про английский, которые бережно дают пользователю понять, что мы понимаем его состояние. Например, «10 выражений, чтобы сказать, как вам грустно» или «Английские прилагательные, чтобы описать мрачные эмоции». Так мы всегда остаемся каналом про образование, но стараемся слышать и слушать аудиторию. А она для нас не просто подписчики ― это комьюнити, люди.
Изучаем свою ЦА. У любой аудитории есть свои особенные интересы ― а значит, есть и инфоповоды, которые ей будут особенно важны. Для нас такими инфоповодами стали Супербоул, «Оскар», премьеры культовых сериалов и фильмов. Через них мы показываем, как прикольно знать английский и понимать шутки в сериале. Здесь мы можем заранее собрать интересные факты о событии, а после ― выпустить видео с церемонии вручения статуэток или разбор фраз из кино.
Как мы узнали, что наши подписчики этим интересуются? Провели большое качественное и количественное исследование ЦА. Но помните, что это задача отдельной команды, — исследованиями должны заниматься эксперты в этой нише, а не райтер с эсэмэмщиком.
Следим, что и как продают другие бренды. Не только в РФ, но и за рубежом. Конечно, бизнес-аккаунты в Европе, Азии, США или России очень отличаются и подходами, и темами. Однако многие идеи и заходы можно адаптировать под нашу бизнес-стратегию. Даже если чужой опыт нам нерелевантен, это все равно развивает ту самую насмотренность, о которой все говорят.
Смотрите не только прямых конкурентов, но и другие бренды, с похожими ToV и ЦА. Вдохновляйтесь, но не копируйте. Мы, например, подсматриваем за Aviasales, но понимаем, что у нас разные бизнес-задачи, и «быть как Aviasales» нам и невозможно, и не нужно. Мы обожаем контент «Синхронизации», «Буду», Careerspace, Setters, «Силы ветра». Со многими из них у нас были классные коллабы.
Можно не только подсматривать, но и обмениваться опытом. Мы часто устраиваем нетворкинг-встречи и некоммерческие партнерские интеграции в рамках контент-стратегии ― чтобы повысить медийность и лояльность к бренду.
Выбираем лучшие идеи. После всех этих брейнштормов, анализов аудитории, метрик и календаря событий, просмотра других бизнес-аккаунтов и обмена опытом у нас образуется огромное количество идей. Иногда ― сотни! Тогда мы вместе в SMM-командой выбираем самое лучшее и вносим это в контент-план на следующий месяц.
Контент-план: 70/30 и конец кросспостинга
Мы определили некое соотношение при формировании контент-плана ― 70/30. 70% ― это наш продающий и экспертный контент, который как раз должен влиять на воронку: трафик, лиды, заявки, оплаты. А 30% — это уже доля на виральные и охватные посты, от которых нам нужны либо охваты, либо прирост.
При подсчете и анализе мы это соотношение тоже учитываем. Потому что если ваш суперсмешной мем собрал 5 млн, а в трафике буста не обнаружилось, нет причин удивляться, обижаться и негодовать, как так-то. Не удивляйтесь вашему минимальному показателю CTR ― в примере с мемом вы охватываете пласт холодной аудитории, которая еще не соприкоснулась с продуктом. Круто иметь кейс с 5 миллионами просмотров. Но еще круче ― сразу после него сделать экспертный и продающий пост и получить реальный буст в трафике.
Не стоит удивляться и тому, что на одной площадке ваш мем зашел на ура, а на другой его едва заметили. Время кросспостинга прошло. Если у бизнеса есть ресурс и время, то лучше производить разный контент для каждой вашей площадки. Вы удивитесь, как по-разному заходит одно и то же в Телеграме и ВКонтакте. А когда начнете делать контент, адаптированный под площадку, удивитесь еще больше.
Зачем нужен комьюнити-менеджмент
Каждая оставленная реакция работает на ваши цели, поэтому так важно показать, что слова человека замечены и учтены. Это маленькие шаги, которые помогают вырастить большое и лояльное сообщество. Ведите честный и открытый диалог с вашей аудиторией, отвечайте ей, взаимодействуйте с ней. Дайте понять, что вы ее видите, слушаете и понимаете.
Проверяйте отметки в постах и сторис. Покажите всем крутой комментарий из телеграм-канала прямо постом. Это продемонстрирует, как можно легко попасть к вам в сторис на полмиллиона зрителей, как можно своей остроумной шуткой заслужить пять минут славы и лайки от тысяч человек. Пусть люди сами с азартом вовлекаются в ваш контент.
Совсем хорошо, если у вас есть отдельный комьюнити-менеджер, который следит за активностью, отвечает на вопросы и работает с сообществом. Идеально, если этот человек регулярно проходит обучение, если вы написали ему скрипты для обычных комментариев, если он всегда знает, какими смайликами отвечать уже неактуально, какой комбинацией эмодзи можно заменить целую фразу и какой сленг в ходу у вашей аудитории.
А чтобы вам не казалось, что я тут накатала огромный текст про наш успешный успех и экспертную экспертность, то вот вам финальный аккорд ― мы тоже не застрахованы от факапов!
Да, мы облажались, и теперь у нас на весь год нет директа! А ведь этот канал приносил нам до 45% доли оплат. Там мы применяли наши классные скрипты и активно общались с аудиторией.
Но мы готовы вынести полезный опыт из любой драмы. Через год я к вам вернусь, чтобы рассказать, как блокировка директа повлияла на наше сообщество с аудиторией в 500 тысяч человек, какие метрики просели, а что мы вывезли.
Статья восторг, автор гений
Очень полезная статья👍спасибо!
Про контент план 70/30 интересно и пример с мемом
Skyeng – ❤️
А по какой причине вам забанили директ?
Официально причина — продажа Digital goods через Директ. Как объяснили в поддержке: "если вы продаете не ковры и это нельзя потрогать, то это продавать нельзя" - давать ссылки на оплату в директе в том числе. Но на этом построен весь Instagram. Здесь видим причины в том, что мы автоматизировали переписки/воронки в Директе с salebot + был запущен таргет в Директ на запись на консультацию, и он, как раз инициировал ошибочно на откровенно ботную аудиторию (судя по паку сообщений в директе с аккаунтов даже не с тем гео, на которое мы крутили), так как там есть первое сообщение при переходе по рекламе. Создали много входящих запросов таким образом