5 мрачных тенденций развития социальных сетей
Вы знаете, что в 2020 году человечество проведёт онлайн около 400 млн. лет? Впечатляющие цифры! Но только на первый взгляд. Ведь соцсети переживают взрыв активности. Так, на январь 2020 года 3.8 млрд. человек зарегистрировались в Фейсбуке, Твиттере, Инстаграме, Ютубе и других. Они стали обычным явлением в нашей жизни. И встаёт вопрос: в каком направлении будут развиваться соцсети теперь?
Если наша жизнь и дальше будет становиться комфортнее, то это… проблема. Ведь комфорта слишком много. Он прямо влияет на наше поведение, привычки, здоровье. И это показывают различные исследования. Так, до 90% пользователей хотя бы раз испытывали синдром фантомной ситуации. То есть случайное движение предмета в кармане или боль в ноге человек принимает за вибрацию телефона.
А психологическое здоровье — это вообще отдельная тема. Данные разнятся: одни говорят, что соцсети вызывают негативные эмоции, другие — что они усугубляют раздражительность, беспокойство, депрессию.
Впрочем, ненадолго абстрагируемся от науки. Прикинем, сколько раз мы заходим в сеть по дороге на работу, на работе и после работы? Наверняка получится несколько десятков.
Почему так происходит? Ответ всё тот же: комфорт. Нашему мозгу приятнее провести 2 часа за скроллингом новостной ленты, чем за чтением книги.
В этом направлении и будут двигаться социальные сети. Они сделаны так, чтобы мы тратили время и менялись в соответствии с трендами. Их цель — создать подходящие условия. А отсюда рост второсортного контента, «социальной валюты», рост числа соцсетей, вытеснение реального общения и «взрыв» ботов. Рассмотрим каждую подробнее.
Рост второсортного контента
Бессмысленные видео, мемы и фейки заполонили каждый уголок соцсетей. А этого и хочет мозг: всего одна порция дофамина — и мы часами листаем ленту или переключаемся с одного видео на другое.
Ситуация не изменится: подобный контент создаётся просто и привлекает аудиторию. И не требует умственного напряжения. Когда есть выбор: развиваться и деградировать, — велик соблазн склониться ко второму. Тревожный звоночек: всё чаще соцсетями увлекаются дети.
Соцсети продолжат продвигать бессмыслицу в массы. Долгосрочные последствия разнятся от всеобщей потерянности и неосознанности до снижения культурного уровня.
Ещё меньше общения
Соцсети призваны объединять. Но парадокс, однако, в том, что человек использует их не по назначению. Достаточно взглянуть на людей, которые собираются вместе: наверняка кто-то будет разрываться между друзьями и телефоном.
Ценность реальных собеседников снижается. Да, сообщения удобны. Но если они заменяют живое общение, то начинаются проблемы.
Улучшений ждать не стоит: технологии развиваются, компании адаптируют их под запросы общества. Наглядная демонстрация: «социальный» VR-мир Facebook Horizon. В этом «социальном» мире можно полностью отрезать себя от других людей или установить границы допустимого сближения.
Увы и ах! это может стать одним трендом будущего и новым способом задержать нас дома.
«Социальная валюта» растёт!
Лайки, комментарии и репосты теперь на вес золота. Причём в буквальном смысле: в 2018 году репост Селены Гомес в Инстаграме стоил 3,4 млн долларов.
Человека оценивают по «социальной валюте». В 2016 году исследователи из Калифорнийского университета провели эксперимент. Двум группам школьников показали одинаковые фотографии — с большим числом лайков и без них. Символично: школьники из первой группы сами предпочитали поставить лайк.
Значение этих ложных ценностей возрастёт как в материальном, так и в культурном смыслах. Мир будет полон иллюзий. Иллюзий превосходства или низкой оценки. Ведь доходит до того, что люди в соцсетях выглядят счастливее, чем в жизни!
Больше соцсетей!
Есть соцсеть для верующих, для любителей усов и даже для собак. По всей видимости, скоро мы сможем завести себе сеть для каждого хобби. Да, от этого и знакомиться проще, и собаки довольны. Но телефон будет засоряться, а время — тратиться зря. А ведь всё это можно уместить в одном приложении.
«Взрыв» ботов
Представьте: вы плохо обращаетесь с тостером, а он делает об этом твит. А теперь зайдите в твиттер тостера «Брэд» (Brad).
Ботом уже не удивишь. Мы общаемся с ними, когда получаем комплект стикеров или задаём стандартный вопрос. Но комплект стикеров и вопросы — это одно. А тостер, который делает твиты — совсем другое. Некоторые исследователи предполагают, что Интернет вещей будет связан с сетями.
Пугает ещё и то, что они вытесняют людей. Например, Wobot помогает справляться с жизненными трудностями. Человек может… «выговориться». Но решит ли проблему, с которой с которой не справляются создания с разумом?
Боты упрощают жизнь. А компаниям нравится удовлетворять интересы всех. Возможно, очень скоро мы начнем чаще общаться с ботами там, где можно поговорить с человеком. И ещё больше привяжемся к сетям.
Это только самые очевидные перспективы. Нас ждёт много комфорта и удобств… до тех пор, пока телефон не срастётся с рукой.
Как этого избежать? Как минимум начать пользоваться соцсетями осмысленно, ограничить время нахождения. И спросить себя: действительно ли я занимаюсь тем, что мне нужно, или только убегаю от проблем?