Работа на фрилансе в соцсетях и не только — как вести десятки проектов и не выгорать
Все любят хэппи-энды: чтобы герой сказки победил злого дракона, Люк Скайуокер уничтожил Звезду Смерти, а Молния Маккуин выиграл в очередном заезде. Но жизнь часто подкидывает такие сюжеты, которые Голливуду и не снились. Давай поговорим о том, как обеспечить добрую концовку для любого из твоих проектов. Будь их 2 или 50 — количество роли не играет.
Соответствие твоей квалификации пулу ключевых задач
Представим, что в личку стучится собственник бизнеса: «Друг, помоги — мы занимаемся продажей мебели и получаем мало лидов. Настрой нам рекламу, чтобы заявок было много». Глупый (и возможно нищий) маркетолог в такой ситуации бы подписался на проект, задав пару рядовых вопросов по особенностям ТЗ и заработной плате.
Но ты — не он. Ты шаришь, что нужно уточнить:
- кто ведет проект сейчас?
- почему контора решила сменить подрядчика-маркетолога?
- какие системы аналитики уже подключены?
- есть ли у компании CRMʼка?
- какие каналы привлечения лидов уже использовали?
- как считалась экономика проекта?
- какие есть пожелания, жалобы и предложения?
Спокойное ведение проекта начинается с обсуждения именно этих тем. По результатам небольшого брифа ты поймешь, стоит ли вообще браться за работу и соответствует ли она квалификации.
Ты тоже выбираешь, с кем работать — список зеленых и красных флагов
Понятно, что все люди — разные, и работать в действительности можно с каждым. Но опытные фрилансеры давно разработали списки четких критериев, позволяющих отделять клиентов-мозгоклюев от вполне себе адекватных товарищей. Зеленые флаги выглядят так:
- понимание того, что в маркетинге гарантий нет;
- готовность вкладывать деньги в тесты;
- понимание необходимости аналитики;
- готовность слушать и слышать эксперта;
- способность внедрить инструменты по рекомендациям;
- активная помощь на этапе разбора продукта или услуги.
Ты тоже выбираешь, с кем работать! И поверь, если клиент — настоящий сборник красных флагов, от него лучше отказаться невзирая на уровень оплаты. Как правило, условные говнюки:
- требуют гарантий на все, что только можно;
- отказываются от тестов;
- верят, что с рекламы можно получать заявки по желаемой цене;
- сбивают цены за услуги;
- отказываются от внедрения аналитики;
- не готовы считать экономику;
- не внимают в матчасть;
- демонстрируют невероятную уверенность;
- в случае провала, всегда винят эксперта.
Вести проекты с такими товарищами и не выгорать буквально невозможно. Поэтому твоя задача заключается в том, чтобы создать между ними и собой мощную буферную зону. Отгородись от уродов с помощью стены и рва с крокодилами — и жизнь быстро наладится!
Детальный аудит проекта и создание договоренностей на берегу
Помнишь те вопросы, которые обязательно задает умный маркетолог-фрилансер после появления в личке очередного владельца бизнеса или производителя? Так вот, на них список интересных тем для обсуждения не заканчивается. Когда решение о начале работы принято, наступает пора «раскрыть проект» со всех сторон.
Твоя задача — провести детальный предпроектный аудит. Сделать это можно, например, так:
- Получаем доступ к кабинету «Яндекс.Директа» для разбора всех настроек, касающихся контекстной рекламы.
- Открываем «Яндекс.Метрику» для оценки эффективности разных каналов привлечения клиентов.
- Запускаем Roistat или любой другой сервис с результатами сквозной аналитики.
- Получаем доступ к CRM-системе и задаем очень, очень много щепетильных вопросов.
На этом этапе уже можно выдвигать первичные гипотезы и намечать планы действий. А еще — составлять дорожную карту с наглядным отражением всех задач, сроков и ответственных по направлениям.
Правила ведения проектов — старайся быть как можно более вовлеченным
Запуск работ практически всегда состоит из трех ключевых этапов. Во-первых, маркетолог готовит анализ конкурентов, ЦА и посадочных страниц. Во-вторых, технари приступают к разбору процессов, связанных с аналитикой, CRM и интеграциями. В-третьих, спецы по контексту разрабатывают сами кампании. Чем лучше ты понимаешь, с чем работаешь сам — тем выше вероятность успеха.
При ведении проектов всегда нужно быть вовлеченным:
- Участвуй в любых профильных процессах. Спрашивай, как проходит обработка лидов, все ли в порядке с CRM-системой и есть ли заметные просадки на сайте.
- Генерируй регулярную отчетность. Предоставляй еженедельные и ежемесячные отчеты. Ни в коем случае не скрывай косяки, чтобы они впоследствии не всплыли там, где не нужно.
- Предлагай как можно больше идей. «Как еще приводить лидов?», «Какие площадки мы до сих пор не использовали?», «Какие инструменты стоит протестировать?» и пр.
На первый взгляд, это очевидные вещи, о которых знают все. Но на практике соблюдать перечисленные правила способен далеко не каждый. Если начать учитывать в работе указанные тонкости и нюансы — можно повысить шансы на тот самый хэппи-энд и защитить себя от эффекта выгорания.
🔹 Мой бот для закупки рекламы в Telegram.
🔹 Не забудь поставить лайк и подписаться ;)
стабильно, каждый год у меня наступает период выгорания и усталости от всех проектов((
Выгорание неизбежно, к сожалению..