Мы потрогали Клабхаус: как это (не) работает
В этом тексте — два наблюдения: про Клабхаус как инструмент продвижения и про роль бухгалтерии в жизни большинства предпринимателей.
Меня зовут Станислав Николаев. Про то, кто я такой и что делает моя компания, можно посмотреть в этой публикации на VC.
Наблюдение первое. Клабхаус.
Неделю-две назад Клабхаус в России был квинтэссенцией понятия «хайп»: что там делать и зачем это нужно — непонятно, но всем туда надо.
Наши мнения разделились. С одной стороны — а нафига он нужен, этот зум на новый лад, без камер и без возможности скачать запись. С другой — хайп же! А мы же маркетологи! Мы должны изведать неизведанное и потрогать непотроганное! Так что пошли трогать и изведывать.
Создали комнату. Тему постарались придумать по возможности широкую и провокационную — с намёком на то, что бухгалтерия (наш бизнес!) большинству предпринимателей не нужна. На роль спикеров отрядили тяжёлую артиллерию из двух человек — один сооснователь компании, другой CEO. У каждого — солидный набор контактов в телефоннной книге.
Раздали инвайты коллегам-яблочникам и попросили зарегистрироваться. Расчёт был на то, что всех кааак пропушит — и все кааак набегут! Точка касания, кастомер джорни, воронка, конверсия… Понятно, что не говори «оп», пока не перепрыгнешь, но мысль грела.
Подготовились. Выдохнули. Начали.
Прошло, мягко скажем, так себе.
Всего в нашей комнате в тот день было… 13 человек. Из них двое — наши спикеры, ещё шестеро — сотрудники Кнопки. Но остальные-то пятеро — извне! Ура? Не совсем: предпринимателей (потенциальных клиентов) там не было, а были коллеги по цеху — бухгалтеры. Точки касания не получилось.
Какие мы сделали выводы
Вывод 1. Тема, наверное, важна, но надо назвать так, чтобы цепляло — у нас не получилось. Но самое важное — это спикер: имеем в виду не только то, насколько он эксперт в своей теме, но и его контакты, и то, насколько он известен в разных отраслях. Иными словами, удалось бы нам затащить к себе в комнату Олега Юрьевича — возможно, говорили бы сейчас в восторженных выражениях.
Вывод 2. В малом бизнесе Клабхаус как инструмент продвижения пока не работает и неизвестно, сможет ли вообще. Кто хочет поспорить, того приглашаем в комменты :)
Наблюдение второе. Да кому она нужна, эта бухгалтерия.
Мы говорили про ожидания от бухгалтеров, тренды «у нас» и «на Западе», отношение к налогам и налоговой. Из всего, что мы успели обсудить, самым важным видится вот что: большинству предпринимтелей — четырём из пяти, а то и девяти из десяти — бухгалтерия не нужна. Звучит как парадокс, но, если подумать, то так и есть: отчётность по НДС или УСН нужна не предпринимателю, а государству. Кадровая отчётность — государству. 6-НДФЛ, 4-ФСС и даже СЗВ-Стаж — и то государству!
Но все делают. Все — это шесть с половиной миллионов ИП и ООО — тратят ресурсы, силы, время на задачи, которые не создают для бизнеса дополнительной ценности. Пряника в этой ситуации нет, но зато есть весомый кнут — штрафы и блокировка счёта. А пять миллионов бухгалтеров помогают этого кнута избежать.
Такое поведение называется отрицательной мотивацией — меня НЕ накажут, если я сдам отчёт вовремя. Но вовремя же! — обязательно скажет кто-то. Да, но и отношение к налоговой будет соответствующим — не как к администрирующему органу, а как к карательному.
Ну и что — не унимается сторонник карательного администрирования — мне таким манером удалось к лету похудеть: если я НЕ сяду на диету, то не поеду на море. Работает же! Да, работает, но недолго — то, что удалось сбросить, многие потом подбирают обратно. Нет, с таким отношением мы слона не продадим (с).
Мы, в общем-то, и не спорили по поводу этого. Просто набрели на мысль, единодушно согласились и даже немного погрустили.
А тех, кто имеет сказать наоборот, тоже приглашаем в комментарии :)