1000 и 1 фанат
В последнее время тема формирования сообществ стала безумно популярной.
Как всегда бывает, отправной точной для обсуждения становится одна из недавних публикаций, ссылающаяся на внешний авторитет.
В России такой авторитетной публикацией стала статья 1.000 True Fans (ссылка на первоисточник на английском):
Хотя, честно говоря, можно было бы найти и более исторический отечественный источник. Например, Владимир Ильич великолепно описывал технологию построения сети революционных кружков... И в полном собрании сочинений можно найти много интересного на эту тему.
Но вернёмся в наше время.
Постковидный переход на дистанционку показал, что очень многие процессы переместились в онлайн. И возможностей для заработка в сети стало больше.
Ключевая мысль очевидна: человеку, вышедшему на экспертный рынок, малому сервисному бизнесу не нужно гнаться за огромными бюджетами. А стоит шаг за шагом сформировать устойчивое сообщество постоянных клиентов. И тогда гарантирован стабильный возобновляемый доход.
Идея сама по себе простая. Но как и в любой очевидной идее, есть подводные камни. И есть вопросы с неочевидными ответами, которые хочется обсудить.
Вот к обсуждению я вас и приглашаю.
Канал в Телеграм, в котором я время от времени публикую возможные ответы эти вопросы: >>> перейти >>>
Кстати, если вы знаете кого-то, кто занимается исследованием сообществ, пригласите его, пожалуйста.
Итак, вернёмся к вопросам...
Иерархия
Это - первая группа вопросов.
1. Возможно ли создание одиночного сообщества? Или для эффективного функционирования нужна иерархия сообществ?
2. По каким критериям нужно формировать такую иерархию? Гипотезы и практика могут очень сильно отличаться.
3. Как формируется лидерство внутри иерархичных сообществ? Это управляемый процесс? Выдвижение по объективным критериям? В каком контексте какие сообщества эффективнее?
Иллюстрация - как раз про это. Организационная структура - это тоже своего рода иерархия.
Почему?
Это - вопросы про мотивацию и вовлечение.
4. Почему люди присоединяются к сообществам?
5. Зачем люди присоединяются к сообществам?
6. Присоединение - это эмоциональное или рациональное действие?
7. Что важнее - цель (зачем) или причина (почему)?
Содержание
Контент для сообщества - совершенно отдельная тема. Однозначного рецепта нет. Но наверняка каждому организатору придётся ответить на такие вопросы как
8. О чем сообщество?
9. Как часто публикуются материалы?
10 Нужна ли рубрикация?
11. Кто пишет?
12. Свой контент или чужой?
Лидерство
Это мой любимый вопрос - вопрос о лидерстве.
13. Может быть в сообществе несколько лидеров?
14. Что делает лидера лидером?
15. Лидерство - это врождённое или приобретаемое качество?
16. Какие навыки нужны лидеру?
17. Как формируется образ лидера?
18. Почему Илон Маск - это Илон Маск, а Рогозин - это Рогозин? Что нужно, чтобы был создан персональный миф? И нужен ли он лидеру?
Сообщества и... сообщества
Как только мы заговорили о лидерстве, сразу незаметно возникает вопрос о том, что такое сообщество.
19. Группа людей, объединённых по какому-либо критерию, или канал в социальной сети? Что мы имеем ввиду, когда говорим о сообществе?
20. Может ли быть создано чисто виртуальное сообщество или лидер всё-таки нужен?
21. А в эпоху нейросетей нужен живой (реальный) лидер или достаточно хорошо запрограммированного аватара?
Экосистема
22. Может ли сообщество существовать само по себе? Или ему необходима связь с другими сообществами? Это не про иерархию. #этодругое
23.Копипаст и рерайт поощряются? Или это - нарушение этики?
24. Как быть, если ты о теме можешь рассказать лучше, чем тот, кто её профессионально ведёт?
25. Как формировать внутренние этические правила сообщества? Нужны ли они вообще?
И, наконец, главная тема...
Монетизация сообществ
Которая в наше время невозможна без автоматизации.
26. Рекуррент - панацея и путь к богатству?
27. Какой должна быть цена?
28. На какой платформе организовывать приём платежей?
29. Какие боты для автоматизации сообществ лучше?
Вы наверняка сможете добавить и другие вопросы. Делитесь ими в комментариях. Или сразу в телеграм-канале.
Благодарю за то, что прочитали.