Пока Telegram обгоняет YouTube, «ВКонтакте» стагнирует

В попытке хорошо выглядеть перед акционерами руководство соцсети все еще занимается черри-пикингом, во всеуслышание говоря, что их компания продолжает «лидировать во всех направлениях».

Впервые в истории Telegram по доле ежедневной российской аудитории обогнал YouTube, достигнув 50,9 миллиона активных суточных пользователей. Отрыв пока небольшой — у YouTube 50,7 миллиона. Но на графике ниже легко видеть, что речь идет об устойчивом тренде: с начала СВО (всего за год с небольшим) Telegram увеличил суточную аудиторию на 20%, в то время как у YouTube — рост в районе 4%.

* Данные Mediascope Cross Web, Россия 0+, население 12+, desktop+mobile.
* Данные Mediascope Cross Web, Россия 0+, население 12+, desktop+mobile.

Если мы хотим понять ситуацию с популярностью различных ресурсов в Рунете, то нам не так важно абстрактное сравнение «кто сильнее — кит или слон». Важно понять: если тот или иной «слон» за год прибавил в весе 20%, то когда он обгонит «кита»?

«Китом» в русском сегменте Сети многие годы был именно «ВКонтакте». Мы не раз писали, что ряд, мягко говоря, неоднозначных решений последних лет поставил этот его статус под вопрос. Но инерция, накопленная такой громадной структурой, плюс уход с рынка ее конкурентов в лице Facebook* и Instagram* длительное время маскировали проблему.

Ведь если не принимать во внимание исхода конкурентов с российского рынка и того, как быстро Telegram поглотил образовавшиеся «излишки» аудитории бывших соцсетей, то всегда можно сказать: а у ВК все хорошо. Именно так поступила CEO компании Марина Краснова буквально только что (см. скриншот ниже).

Вроде бы все логично, но...
Вроде бы все логично, но...

На самом деле, как заметно на графике выше, отрыв «ВКонтакте» от Telegram в марте 2023 года уже не составляет несколько миллионов: 53,3 минус 50,9 = 2,4 миллиона, или менее двух с половиной миллионов. А «несколько» — это по любому определению никак не меньше трех. Но главное даже не в этом.

А в том, что из не очень комплиментарной для ВК динамики рынка взят во внимание только самый выгодный для соцсети момент: пока еще сохраняющаяся «китовость», то есть первое место в абсолютном весе.

Что если обратиться к динамике? С февраля по март Telegram нарастил суточную аудиторию на 1,4%. Возьмите любой калькулятор сложных процентов и убедитесь: это практически тот же темп, которым он наращивал свою аудиторию с начала СВО. То есть рост не замедляется. Было 40 миллионов, за год стало 50, а в следующем может стать 60. Да, это не продлится бесконечно, но бесконечно и не надо: с таким ростом основная часть аудитории Рунета вскоре будет захвачена полностью.

Чего не скажешь о «ВКонтакте», рост у которого за тот же месяц — ноль процентов. Как было 53,3 миллиона, так и осталось. Если это не изменить, уже в середине года лидерство уйдет к Telegram. И что тогда придется выбирать CEO из свежих сводок Mediascope?

Не так давно «ВКонтакте» объявил о некоторых изменениях в политике соцсети. Хотя де-факто эти изменения выглядят сомнительно, то, что о них вообще пошла речь, показывает: руководство соцсети осознает, что проблемы-то у ВК есть, и они серьезные.

Здесь важно понимать, что без трезвого признания своих проблем решить их в принципе невозможно. По итогам финской войны Генштаб когда-то сообщил Сталину, что Красная армия потеряла в Финляндии на четверть меньше, чем финны, и тот ждал столкновения с немцами спокойно, считая, что его армия подготовлена вполне «на уровне». Закончилось все боями под Москвой и на Нижней Волге. И только тогда, когда руководство, наконец, осознало масштаб катастрофы и написало приказ № 227, где прямо о ней рассказало, ситуация начала меняться к лучшему.

Судя по динамике Telegram и «ВКонтакте» за последний месяц, соцсеть до своей Нижней Волги уже дошла. Ждет ли нас трезвое признание этого факта ее руководством? Или оно рассчитывает преодолеть проблему без признания ее существования, чего не удавалось даже Красной армии?

* Деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram) запрещена в России как экстремистская

9
12 комментариев