Кража товарного знака: как наказать обидчика
Ваша компания работает, вы получаете прибыль. Но вдруг встречаете товарный знак, похожий на ваш. Рассказываем, что делать в таком случае.
Как товарный знак могут украсть?
Цель товарного знака — отличать ваш товар от других на рынке. Когда вы видите надкушенное яблоко, вспоминаете про компанию Apple. Если другой бизнесмен начал использовать похожий товарный знак, потребитель может не заметить разницы и купить чужой товар вместо вашего.
Ваши права нарушены, если чужой товарный знак является тождественным или сходным до степени смешения с вашим.
Тождественность означает, что товарные знаки полностью совпадают. Например, если напротив заправки “Лукойл” откроется другая с таким же логотипом и названием.
При сходстве до степени смешения товарный знак ассоциируется с другим, несмотря на их отдельные отличия. Трудно определить процентное соотношение сходства, обращают внимание на общее зрительное впечатление.
Словосочетания и изображения сравнивают по разным признакам.
Для сравнения изображений смотрят на форму, симметрию, смысл картинки, сочетание цветов. Признаки слов и изображений могут сочетаться между собой: например, если шрифт был разработан специально для товарного знака. При этом сходство товарных знаков определяется как по совокупности всех признаков, так и при совпадении одного из них.
Что делать, если кража обнаружена
Первый шаг: проверяем и фиксируем
Сначала проверьте оба товарных знака и действия нарушителя:
- Ваш товарный знак зарегистрирован и срок охраны не истек — он действует 10 лет с момента подачи заявки, его можно продлевать. Если срок регистрации вашего ТЗ истек, вы не сможете защитить права на него.
- Продукты, которые продаете вы и нарушитель, совпадают. Для этого нужно проверить МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) — перечень товаров и услуг, для которых знак регистрировался. Ваши товары и товары нарушителя должны быть однородными, то есть иметь одинаковый МКТУ. Если нарушитель использует товарный знак для кофейных аппаратов, а вы продаете ножи — нарушения не будет.Однако если сходство знаков низкое, но группа товаров идентичная или похожая, то суд может признать, что ваши права нарушены. Удовлетворение ваших требований произойдет и при обратной ситуации: товары неоднородные, но ваш товарный знак и обозначение нарушителя тождественны или имеют высокую степень сходства.
- Нарушитель получает прибыль от использования товарного знака. Например, продает свои товары или услуги с вашим ТЗ. Если человек просто сделал себе значок с эмблемой хоккейного клуба, чтобы ходить с ним на матчи — это не будет нарушением. Если же он делает значки и продает их на Авито — он получает с этого прибыль, то есть нарушает права владельца эмблемы.
Проверить товарные знаки можно на сайте Федерального института промышленной собственности.
Если вы убедились, что нарушение есть, зафиксируйте его:
- оформите нотариальный протокол: осмотр сайта, соцсетей или страницы на маркетплейсе, подтвержденный нотариусом;
- сделайте скриншоты, фотографии;
- купите контрафактные товары, сохраните чеки;
- проведите соц опрос потребителей: можно ли перепутать ТЗ.
Скриншоты лучше использовать как дополнительное доказательство: до суда ответчик может удалить ТЗ из онлайн-источников и сделать свои скриншоты. Другие доказательства у ответчика изменить не получится.
Второй шаг: пишем претензию ответчику
Когда вы проверили товарные знаки и собрали доказательства, нужно составить претензию и направить ее нарушителю. Что обязательно должно быть в тексте претензии:
- данные о вас и нарушителе;
- описание нарушения;
- описание товарного знака: номер регистрации, МКТУ, дата регистрации;
- описание тождественности или сходства товарных знаков;
- описание однородных товаров;
- ваше требование: перестать использовать ТЗ, выплатить компенсацию или покрыть убытки;
- описание шагов, которые вы предпримите, если требование не будет выполнено.
В претензии вы можете сослаться на законы (нормы Гражданского кодекса) и судебную практику, например, Постановление Пленума Верховного Суда №10 от 23.04.2019 г про результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Добавьте приложения: копии доказательств, которые вам удалось собрать.
Отправьте претензию заказным письмом и ждите 30 дней. По закону за этот срок нарушитель должен отреагировать на ваше требование.
Третий шаг: обращаемся в суд
Если ответ на претензию не пришел, можно обращаться в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. По содержанию иск похож на претензию: нужно указать данные о сторонах, товарных знаках, однородности товаров, описать нарушение. В конце укажите, что вы просите сделать у суда:
- Изъять из оборота контрафактные товары и уничтожить их за счет нарушителя.
- Удалить товарный знак с товаров, вывесок, сайта другой компании.
- Возместить убытки или выплатить компенсацию.
Обратите внимание: нельзя потребовать и возместить убытки, и взыскать компенсацию. Убытки необходимо посчитать: это сумма вреда, который возник из-за действий ответчика. Компенсацию можно запросить в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, в двукратном размере стоимости товаров или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака.
При подаче искового заявления нужно оплатить государственную пошлину, которая определяется ценой иска (в случае с товарными знаками — в зависимости от суммы убытков или компенсации).
Суд при рассмотрении спора будет изучать следующие факты:
- вам принадлежит товарный знак;
- товарный знак ответчика тождественный или сходный до степени смешения;
- ответчик нарушает ваши права, например, использует товарный знак для продажи своих товаров.
Если все эти факты доказаны — суд признает, что ваше право нарушено.
Риски судебного спора
Отказ в удовлетворении иска. Может произойти в нескольких случаях. Например, срок действия вашего товарного знака истек. Также суд может отказать в защите, если не увидел тождественности или сходства до степени смешения.
Частичное удовлетворение иска. Суд может посчитать, что вы заявили слишком большой размер компенсации — и снизить его. Это значит, что вам придется поделить с ответчиком судебные издержки пропорционально удовлетворенным требованиям: например, он вернет вам только часть расходов, понесенных в процессе суда.
Коротко: как защитить права на товарный знак
- Проверьте, что срок на ваш товарный знак не истек, а товары являются однородными.
- Соберите доказательства: нотариальный протокол осмотра веб-страниц, фото и скриншоты, материалы контрольной закупки (чеки и контрафактные товары).
- Напишите и отправьте претензию нарушителю. В ней укажите информацию о товарном знаке, в чем состоит нарушение и что вы просите сделать.
- Если нарушитель не отвечает, обратитесь в арбитражный суд. В исковом заявлении укажите, что вы требуете: прекратить использование вашего товарного знака, возместить убытков или взыскать компенсацию.
А у вас бывали ситуации, когда товарные знаки одних компаний подозрительно напоминали товарные знаки других?