История китайского автопрома. Глава первая, в которой у производства в КНР все очень плохо
Китайские автомобили захватили российский рынок в рекордные сроки. Их любят, их ненавидят, но все это не важно, с учетом того, в каких количествах их покупают.
Давайте разберемся, как из отстающей в техническом развитии страны Китай превратился в одного из главных производителей машин с 32.8% долей продаж на мировом рынке. Добро пожаловать в историю автомобильной промышленности КНР.
На руинах аграрного государства
До коммунистической революции автомобиль в Китае являлся предметом роскоши, доступным исключительно элитам. Собственное производство в стране практически отсутствовало. Первая официально зафиксированная машина была создана в 1931 году. Грузовик Ming Sheng собрали и разработали в арсенале правителя Маньчжурии. Важно понимать, что на тот момент Китай представлял собой аграрную страну, с крайне низким уровнем технологического развития. В период с 1931 до 1949 ситуация только ухудшалась. Страна несла тяжелейшие потери во Второй мировой войне и продолжительном внутреннем конфликте между консервативной партией Гоминьдан и коммунистической КПК. Так что к моменту, когда на карте появилось государство с названием КНР, местную экономику было проще добить ударом милосердия, нежели выправить.
Коммунистическая революция дала серьезный толчок развитию промышленности в Китае. В 1949 году после образования КНР на формирование ее экономики огромное влияние оказывал Советский Союз. При его поддержке 15 июня 1953 года в Чанчуне начал свою работу первый автомобильный завод FAW. В силу изолированности от капиталистических стран, основным ориентиром для автопрома являлся СССР. В нем проходили стажировку сотрудники FAW, его чертежами пользовались при создании первых машин. Что уж говорить, даже проходная завода была точной копией таковой у ЗИЛа. Так что первым и единственным автомобилем, производимым в Китае до 1958 года, был ЗИС-150 под звучным именем Jiefang (освобождение).
Большой скачок в лужу
С 1958 года на политическую и экономическую арену входит китайский реваншизм, очевидно, позаимствованный у СССР вместе с чертежами ЗИСа. Мао Цзэдун провозгласил политику Большого скачка. Она подразумевала ускоренную модернизацию страны за счет формирования народных коммун. Главным лозунгом стало «Догоним и перегоним Британию».
При чем здесь автопром? Соревновательная горячка коснулась и его. В период с 1958 по 1961 была создана компания Nanjing Automobile Works, открылись заводы в Пекине, Шанхае и Нанкине. Наибольшее внимание уделяется производству грузовых автомобилей, необходимых для наладки производства в стране, но и без легковушек не обошлось.
К сожалению, оценить реальные успехи КНР в этот период не представляется возможным. Многие эксперты сходятся во мнении, что во многих отчетах о второй китайской пятилетки существенно завышались показатели. Впрочем, за неимением более точных сведений, будем опираться на информацию, которую в общественном поле распространял Китай и союзные державы.
Если основным вдохновением для грузовиков служила советская техника, то легковые модели заимствовались из куда более разнообразных источников. Одним из первых «не клонов но почти» стал седан Heping №1 из Тяньцзиня, практически дословно повторявший японский Toyopet Crown RS. Иронично, что при правостороннем движении в Китае автомобиль был оборудован правым рулем. Также позаимствовали советскую М-20 Победа, превратившуюся в Yuejin CN-750 и многие другие модели.
Такое количество ремейков можно объяснить сразу несколькими факторами. Во-первых, необходимость удовлетворить запредельные требования руководства при отсутствии должной теоретической базы, во-вторых, возможность использовать детали от зарубежных автомобилей, компенсировавшие нехватку отечественной продукции.
В тот же период китайский автопром столкнулся с нехваткой качественной стали. Достижение нужных показателей по ее производству обеспечивалось работой в практически домашних условиях и массой технологических нарушений. Конечный продукт позволял формально исполнять план, но мало годился для практических целей. Это привело к таким шедеврам инженерной мысли, как, например прицеп вагонного типа, созданный преимущественно из бамбука и дерева. Из этих материалов были выполнены даже амортизаторы.
Так или иначе, попытка экстренно взрастить промышленность привела к кризису. Массовый голод, вследствие которого по минимальным оценкам погибло от 20 миллионов человек, и кустарное производство необходимой для модернизации стали серьезно пошатнули экономику КНР. Финальным ударом для политики Большого скачка стал отзыв всех советских специалистов, работавших в Китае по программе обмена. В результате ускоренные темпы роста автомобилестроения сменились застоем. Следующее заметное событие произошло уже в 1968 году, был основан The Second Automobile Works.
Продолжение следует 20.03.2024
С вами был магазин автозапчастей АВТОДОК. Мы любим машины и интересные истории. Оставайтесь с нами и узнавайте об автомобилях больше!
Если вам понравился этот материал, возможно, вам будет также интересна история ПДД.