От агентства по маркетплейсам до AI-стартапа: Артем Аракелян о том, как открыть компанию за рубежом
Гостем выпуска «Подкаста Первых» стал участник бизнес-клуба Club First Future Артем Аракелян. Артем основал агентство Amtarget.ru по работе с маркетплейсами и стал кофаундером AI PropTech-стартапа в США.
Amtarget появился в 2021 году, в четвертом квартале 2022-го суммарный оборот проданных товаров достиг 300 млн рублей. В 2023 году Артем запустил стартап по субаренде недвижимости с использованием искусственного интеллекта.
Особенность проектов Артема в том, что все они построены в партнерстве. Ведущие Виктор Львов, сооснователь Club First Future и основатель РТФ-Групп, и Эльмар Юсифов, сооснователь и СЕО Yuga Medical Holding, поговорили с Артемом о том, почему молодой предприниматель выбрал эту модель, как не терять коннект между сотрудниками в межрегиональной команде и как развивается стартап с AI на самом большом рынке недвижимости.
Ниже делимся несколькими мыслями Артема из подкаста ⬇
О выборе партнера в бизнесе
Не было какого-то особого принципа. Я смотрел на то, импонирует ли мне человек. Сначала мы начинали дружить, а потом уже вместе работали, хоть так обычно и не советуют делать. Самое главное, что понял за это время – надо четко разделять зоны ответственности, кто за что отвечает, иметь общие ценности и цели на бизнес, тогда проблем не будет.
О развитии агентства по маркетплейсам
Начинали работать сразу только с Яндекс.Маркетом, потому что понимали, что на других площадках уже много конкурентов. Лучше отстроиться, заниматься чем-то узким, но занять там свою долю.
О везении
Везёт тому, кто везёт :)
Об управлении удаленной командой
Недавно мы внедрили правило, что все на регулярку должны подключаться с камерами. Это дало совсем другой эффект. Если человек видел лица, он сам становился более активным. А если говорить про тимбилдинг, то мы каждые три месяца делаем стратсессию. Привозим всех сотрудников из Волгограда в Москву, оплачиваем им переезд. Делаем это для того, чтобы создать для них новую среду, где у них могут появиться новые идеи. Первую стратсессию мы проводили в Москва-Сити, это было очень круто.
О роли собственника в компании
Я считаю, что собственник заряжает всех. Если ты приходишь на планерку грустный, уставший, то и команда отзеркаливает твое настроение. Ты должен показывать пример, что ты от жизни забираешь только хорошее, и тогда у них тоже не будет поводов для тревоги.
Об этапах запуска стартапа за границей
1 - Определить бизнес-модель;
2 - Выбрать рынок;
3 - Презентовать MVP на выбранном рынке [по мнению Артема, создавать MVP лучше на свои деньги];
4 - Привлечь инвестиции;
5 - Открыть компанию и счет.
Подробнее о каждом этапе и сложностях смотрите в подкасте по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=v5dQWcyTx_s
О выходе на международный рынок
Во-первых, я бы точно запускался с партнером, не один. Как минимум, чтобы у кого-то был зарубежный паспорт. Во-вторых, относиться к этому надо так же, как к бизнесу в России. Это такой же процесс, но не без своих нюансов, например, в коммуникациях.
О сложных ситуациях в бизнесе
У меня был случай, когда операционный директор скопировал мой бизнес и ушел. Первой реакцией, конечно, был стресс и ужас, но потом начал смотреть на это с благодарностью. Представьте все то же самое, только у тебя бизнес не на 5 млн рублей, а на 500 млн рублей. И лучше тогда, чтобы тебя это настигло в начале пути, а не потом. Дальше делаешь вывод, как построить оргструктуру, чтобы больше такого не повторялось.
О наставниках
Когда я начал работать с наставниками, я почувствовал рост х10 за полгода. Если вернуться в прошлое, я бы нашел себе первого наставника в 18-19 лет. Оба наставника сейчас у меня из бизнес-клуба Club First Future. Ключевое при выборе наставника – чтобы он сделал тот результат, который сильно круче твоего.
Полное интервью с молодым предпринимателем смотрите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=v5dQWcyTx_s