Как зарождался японский автопром. Часть первая
Еще 100 лет назад было сложно представить, что Япония станет мировой державой по производству авто. В статье поделимся пятью неожиданными фактами о том, как зарождался и развивался автотранспорт в этой стране с начала 20 века и до окончания Второй мировой войны.
Ничто не предвещало
Никакой «почвы» для серьезного развития автомобильной промышленности в Стране восходящего солнца не было. До 1868 года основная часть населения даже толком не знала о существовании колес. У этого явления было две причины. Первая – это множество опасных горных дорог, а вернее, почти полное отсутствие того, что можно было бы назвать этим словом. Вторая – изоляция Японии от внешнего мира и консерватизм. Из-за этого сюда с трудом проникали технологии из других стран.
Так что бедняки передвигались пешком, а важных особ и тяжелые грузы слуги транспортировали на носилках. Однако полтора века назад Япония ступила на новый путь развития, и колеса все же начали использоваться. Правда, повозку везли на себе все те же люди.
Toyota начиналась не с машин…
…А с ткацких станков! Изначально компания носила название Toyoda Enterprise. Основал ее Сакичи Тойода, которого называли королем японских изобретателей. Именно он спроектировал первый ткацкий станок в Японии.
А вот его сын Киичиро данным направлением не интересовался, зато грезил машинами. Вдохновившись технологиями автомобилестроения в США и Европе, он в 1937 году открыл компанию Toyota Motor Corporation. В названии уже не фигурировала его фамилия, поскольку ее значение трактовалось как «плодородное рисовое поле». Это совсем не соотносилось со сферой автотранспорта.
По образу и подобию Ford и Chevrolet
Киичиро не просто вдохновлялся зарубежными разработками, но и стремился их использовать. Поэтому его первый седан Toyota A1 внешне был весьма похож на Chrysler Airflow. Двигатель объемом 3,4 л. был сконструирован на основе технологий Chevrolet, а механика и электрика напоминали те, что стояли на машинах Ford.
На тот момент и речи не шло о собственных разработках. Инженеры изучали «отданные им на растерзание» американские машины и учились воспроизводить то, что видят.
Марки-первопроходцы
Toyota – самый известный, но не первый автомобиль в Японии. В 1907 году инженер Шинтейтаро Иошида собрал первую «легковушку» в стране. В 1911 он основал целый автомобильный завод DAT.
Серийный выпуск авто также начали Mitsubishi. Их машина Model A была создана на основе FIAT Tipo 3. Это был четырехдверный седан, который вмещал 7 человек. Объем его двигателя составлял 2,8 л, мощность – 35 л. с. Разогнаться машина могла до 97 км/ч. Но и здесь японский автопром не смог «блеснуть». Model 1 быстро вытеснили с рынка американские и европейские автомобили.
Правда, в последние годы перед Второй мировой Mitsubishi все же совершили неплохой прорыв. В 30-х годах XX века компания внедрила в производство новые разработки и выпустила прототип полноприводного пассажирского автомобиля PX33, дизельный грузовик TD45, а также автобусы BD46 и BD43 с дизельным двигателем.
Также у истоков японского автопрома стояли Nissan, Hino, Daihatsu, Mazda и другие марки. Но работали они в основном по лицензии американских и европейских брендов. По этой причине японские машины не воспринимались всерьез на мировом рынке.
Зато в наши дни ситуация изменилась! Японцы создали множество собственных разработок. Автомобили из западных стран зачастую не столь технологичны, так что, в каком-то смысле «ученик» даже превзошел «учителя».
Танки от Mitsubishi
Во времена Второй мировой приоритеты в автомобильной промышленности поменялись. Спецтехника стала более актуальна, чем пассажирский транспорт. В связи с этим, например, Mitsubishi стали специализироваться на танкостроении, а Toyota начали активно производить легкобронированную и небронированную колесную технику. Так что, в период с 1939 по 1945 год легковой автотранспорт в Японии активно не развивался.
Таким образом, с начала XX века и до окончания Второй мировой Япония была аутсайдером в сфере автомобилестроения и значительно уступала Западу в данном направлении развития. Но, несмотря на такой своеобразный старт, в 1960-х годах автопром страны совершил существенный прорыв. Как ни странно, техническому развитию способствовало начало другой войны. О дальнейшем ходе событий расскажем в следующей статье.
С вами был Автодок. Мы любим машины, собираем интересную информацию о них и делимся ей с вами!
Это несомненно большая и сложная работа