Из проектировщика автодорог в селлера на маркетплейсе: Сергей Тимовец про бизнес, жизнь и отдых
Кажется, что сезонный бизнес — это несерьезно и очень просто. Но Сергей так не думает. Предприниматель из Беларуси поделился опытом, как продает велозапчасти на маркетплейсах, что делает в межсезонье и как отдыхает от работы.
В интервью Сергей рассказал, с чего начинал путь предпринимателя, как мотивирует сотрудников и как пытается поймать баланс между бизнесом и семьей.
Пару фактов о предпринимателе
Сергей Тимовец, 38 лет, предприниматель из Минска и отец четверых детей. Занимается бизнесом с 2009 года. Продает велосипедные запчасти и спортивное снаряжение через собственный интернет-магазин и маркетплейсы. Продвигает здоровый образ жизни.
Про работу до открытия бизнеса
Часто бизнес начинают после работы в найме. Где и кем ты работал до открытия бизнеса?
— Я окончил Белорусский национальный технический университет и получил диплом инженера-проектировщика автомобильных дорог. После обучения по распределению попал в государственное проектное бюро автодорог. Занимался отчетами и записками по проектированию автомагистралей. Был самым молодым в отделе. Взрослые 40-летние женщины кропотливо проверяли мою работу и заставляли исправлять каждую запятую. В таком режиме отработал пять лет.
Про любовь к велосипедам, открытие бизнеса и первые деньги
С чего началась любовь к велосипедам?
— Я люблю велосипеды с детства. Часто и много катался с друзьями. А потом как-то тяга поугасла со временем. Когда начал заниматься бизнесом, то вернулась и эта любовь — теперь снова получаю удовольствие от поездок на велосипеде.
Как и когда тебе пришла идея открыть собственное дело?
— Мы с супругой и ребёнком часто брали велосипеды на прокат. Велосипедов с креслом катастрофически не хватало. Поэтому приходилось бронировать их аж за неделю.
Как-то жена сказала что-то в духе: «Хоть самим открывай прокат». Эта идея засела у меня в голове. Я поделился ею с братом — он давно хотел открыть бизнес, так что мысль сразу же поддержал. Так и открыли точку проката велосипедов в Минске.
Где взял первые деньги на открытие бизнеса?
— У меня были накопления. Мы скинулись с братом где-то по 1000 долларов — это были для нас огромные деньги. На них можно было съездить в Таиланд и хорошо отдохнуть. А вместо этого мы вложили в покупку велосипедов. Один велосипед тогда стоил в районе 300 долларов.
Сейчас у тебя несколько бизнесов в одной нише: интернет-магазин, мастерская, прокатная и магазин на WB. Давай восстановим последовательность их открытия.
— В 2009 году в Беларуси был пик велосипедного движения. В это время в Минске открыли велодорожку, которая проходит рядом с ключевыми достопримечательностями города.
Как раз в это время мы открыли точку проката. С братом купили 6 велосипедов и арендовали место на рынке в Минске. Привезли на точку и начали их предлагать в аренду. Перед этим я подал документы в налоговой и получил статус индивидуального предпринимателя.
Моя жена окончила курсы по разработке сайтов. Сделала нам простенький сайт-визитку. Я по видеоурокам настроил контекстную рекламу на сайт и принимал звонки от потенциальных клиентов.
Благодаря рекламе в интернете у нас бодро росла база клиентов. Велосипеды бронировали на недели вперед. Если что-то ломалось, мы сами занимались ремонтом.
В 2010 году не стали продлевать точку на рынке, а сняли подвал. Расширили парк и сдавали в аренду порядка 30 велосипедов. И их всё равно не хватало. С утра разбирали все до единого.
В 2011 решили продавать велосипеды. Заказали у поставщика 50 велосипедов, которые быстро продали. Следующие два года заказывали и успешно продавали большие партии велосипедов.
Но потом случилось перенасыщение рынка. В 2014 году мы заказали 300 велосипедов, большую часть которую не смогли продать. Начались распродажи у крупных веломагазинов, с которыми мы не могли конкурировать по цене. Поэтому решили закончить с этим.
Чтобы как-то заработать денег в несезон, в 2015 году закупились зимним инвентарем и начали предлагать его в аренду. Наша база как раз стояла рядом с лыжероллерной трассой. Лыжи, палки, сноуборды и ботинки — всё это активно брали на прокат.
В этом же году летом сняли еще одно помещение под магазин велозапчастей. Закупили самые ходовые запчасти и аксессуары для велосипеда. Повесили вывеску и открыли магазин.
Сайт-визитка уже не подходил для продажи других товаров, поэтому открыли интернет-магазин. Я нашел на бирже фриланса программиста, который помог разработать сайт. Сам же я занимался заполнением карточек товаров в магазине и SEO-продвижением.
Первое время стоял на кассе и общался с покупателями. Это помогало мне развивать магазин. Я понимал, какие позиции пользуются спросом и что необходимо добавить в ассортимент.
За время проката мы с братом научились ремонтировать велосипеды и поняли, что можем делать это за деньги. Открыли мастерскую и добавили такую услугу на сайт. Первые два года в мастерской я сам принимал и ремонтировал велосипеды клиентов.
В начале зимы 2017-го нам было настолько скучно, что мы решили заняться шитьем тюбингов. Сняли помещение, купили швейные машинки, наняли швей. В этом проекте я подбирал материалы, искал и общался с поставщиками, а брат — разрабатывал новые модели, управлял и отвечал за финансы.
Тюбинги мы продавали только в розницу. В наш первый сезон был хороший спрос. А в один из сезонов мы отшили около 1000 штук, но природа приготовила нам сюрприз: в Беларуси зимой попросту не выпал снег. Смогли отбить вложения только в следующий сезон.
В 2020 году решили попробовать выйти на маркетплейсы. Открыли магазин на WB и начали продавать тюбинги, зимнее снаряжение и велозапчасти. В это время на маркетплейсе не было большой конкуренции, строгих правил и требований к оформлению карточек, поэтому заказов было достаточно много.
Тогда и случилось разделение бизнеса с братом. Он и по сей день развивает швейное производство, а я — занимаюсь велозапчастями.
Про найм, управление и мотивацию сотрудниками
С какими проблемами ты столкнулся при создании бизнеса?
— Я бы выделил одну ключевую проблему — это умение подбирать и нанимать людей. Я плохо в этом разбирался. Поэтому часто принимал на работу косячных и незаинтересованных в развитии сотрудников. Когда в мою команду по счастливой случайности попала пара ответственных и мотивированных работников, тогда и сформировались мои представления о хорошем сотруднике.
Насколько знаю, сотрудников подбираешь сам. На какие навыки ты обращал внимание при подборе первых работников?
— Когда только я начинал, экономил на зарплате. Поэтому брал любых и обучал. Со временем понял, с кем мне комфортно работать, а с кем нет.
Обращаю внимание, курит человек или нет. Проводил наблюдение, что курящий сотрудник менее мотивирован работать и развиваться.
Если брать навыки, то зависит от должности. К основным отнесу: желание развиваться в этом деле, легко обучаться на практике и ответственно подходить к выполнению своих задач.
У тебя часть команды в офисе, а часть на удаленке. Как выстраиваешь управление и отношения между сотрудниками?
— Надо понимать, что у нас все сотрудники равны. Нет такого, что один начальник, а остальные подчиненные. Каждый занимается своей задачей, которая переплетается с задачей другого сотрудника.
Сотрудники взаимодействуют друг с другом в чатах телеграм. Для каждого направления в бизнесе создан отдельный чат. Кто работает в интернет-магазине в одном чате, а кто на ВБ — в другом. В чатах задают вопросы, обсуждают задания и скидывают отчеты по работе.
Так получилось, что в команде выстроился здоровый климат. Новички быстро вливаются в процессы и притираются к другим работникам.
Какие способы мотивации для них используешь?
— Мотивирую сотрудников через деньги и свободу. Каждый работник получает процент от выручки. Свобода выражается в гибком графике. Можно отпроситься или сдвинуть начало рабочего дня.
Про нюансы сезонного бизнеса в Беларуси
Сильно ли бизнес зависит от сезонности? Чем занимаешься зимой?
— Если брать только велопрокат, то очень сильно. Велосезон длится 3 месяца. С мая по начало августа мой телефон не замолкает. А потом начинается затишье. Это может сильно вгонять в депрессию.
Зато я круглый год продаю велозапчасти, туристическое и зимнее снаряжение. Летом делаю упор на деталях для велосипедов, осенью — на палатки и спальные мешки, а зимой — на лыжи, палки и коньки.
Ты проживаешь в Минске. Можешь рассказать про специфику ведения бизнеса в Беларуси?
— У нас часто меняется законодательство, которое регулирует деятельность предпринимателей. Пока подстраиваешься под один закон, выходит новый.
Постоянно скачет курс по отношению к доллару. Обвал белорусского рубля случается раз в пару лет. Поэтому часто приходится корректировать цены в магазинах. Это отражается и на покупателях. Люди часто экономили и находились в подавленном состоянии. Бывало, что сезон мог пройти в минус, а в лучшем случае в ноль.
Ну и маленький рынок. В Беларуси проживает чуть более 9 миллионов человек. Если сравнивать с Россией, это капля в море.
Какой совет ты бы дал для тех, у кого тоже сезонный бизнес?
— Подумайте над стратегией развития. Как вы будете дальше развивать бизнес, что делать сотрудникам в межсезонье и как оплачивать аренду помещения.
Знаю многих предпринимателей, которые практикуют бизнес-модель, когда в начале сезона набирают сотрудников, обучают, а потом в конце сезона увольняют. Тогда надо работать 24/7, чтобы заработать столько, чтобы хватило до следующего сезона.
Но в таком случае бизнес не развивается, а стоит на месте, потому что из года в год повторяются одни и те же действия.
Про деньги и перемены в жизнь после открытия бизнеса
Вспомни те ощущения, которые наполняли тебя после получения первой прибыли.
— Ооо, помню эти ощущения. Я заработал первые 100 долларов на прокате велосипедов. Я прям тогда кайфанул. Эти чувства и эмоции можно сравнить разве что с теми, которые получаешь во время романтического вечера с женой.
Раз мы заговорили про деньги, а можешь сказать, сколько приносит тебе бизнес в целом?
— Точные цифры не назову. Бизнес приносит столько, что хватает закрыть все потребности и вопросы моей большой семьи. Это образование детей, жилье, хотелки жены, мои увлечения. Денег хватает, чтобы покупать продукты, которые нравятся, и не смотреть на цены в магазинах.
Как твоя жизнь изменилась после открытия бизнеса?
— Вспомнил смешной ролик из Тик-Тока, где было что-то типа: раньше вы волновались только на работе, а после открытия бизнеса стали волноваться всегда. Отчасти это правда. В жизни стало больше ответственности и стресса. Но свое дело помогает реализоваться и быть финансово независимым.
Произошла большая трансформация личности. Было много страхов и психологических затыков, которые получилось проработать. Много трудностей появлялось и появляется на пути предпринимателя. Но меня это только заставляет развиваться и двигаться дальше.
Что тебя мотивирует заниматься бизнесом?
— 10 лет назад я не задумывался о мотивации — глаза горели, руки делали. Последние годы это так не работает. Поэтому сейчас могу выделить две вещи, которые меня мотивируют — это деньги и интерес.
Как успеваешь управлять бизнесом и заниматься воспитанием детей?
— Честно, не успеваю. Я только пытаюсь поймать баланс работы и жизни. Поэтому сейчас больше времени уделяю бизнесу, чем семье. Сейчас работаю, пока дети на учебе. Остальное время провожу с ними. Вместе делаем домашку, смотрим фильмы, играем в футбол и делаем оригами.
Как отдыхаешь от работы?
— Отдыхаю на природе. Летом устраиваю походы с детьми. Пока тепло и погода позволяет, два раза в неделю стабильно выбираемся в лес. Часто катаюсь на велосипеде по городу и устраиваю утренние пробежки в парке.
На протяжении трех лет каждый день занимаюсь кундалини-йогой. Это помогает настроиться и зарядиться на предстоящий день.
5 советов начинающим предпринимателям от Сергея
— Во-первых, когда ведешь бизнес, не забывай про остальную жизнь. Проводи время с женой и детьми, встречайся с друзьями и уделяй время своему хобби. Делай всё, чтобы твоя жизнь была полноценной и наполненной. Если этого не делать сейчас, потом будешь жалеть.
Во-вторых, учись ведению бизнеса. Не просто набивай шишки на практике, а впитывай теорию и чужой опыт. Читай книжки и смотри видео. Уделяй внимание маркетингу, подбору персонала и эффективности сотрудников.
В-третьих, будь всегда в тренде. Не отставай от современных технологий. Сохраняй свою социальную активность на достаточно высоком уровне.
В-четвертых, занимайся тем, от чего прёт. Развивай бизнес в том направлении, которое тебе интересно. Любой бизнес может принести прибыль, но не любой тебе принесет удовольствие. Если не знаешь, чем заниматься, можно перепробовать разные ниши или задать себе вопрос и немного подождать. И ответ обязательно к тебе придет.
И в-пятых, не бойся просить советов у опытных предпринимателей. Если есть возможность с кем-то запартнерится, не отказывайся от такой возможности. На общем топливе куда быстрее достичь финансовых целей.
Такое вдохновляющее интервью получилось🔥
Очень круто))