Людмила Павлова, ex-Timepad: «Самое глубокое эмоциональное дно в моей жизни было после выхода из бизнеса»
Людмила Павлова — одна со-основателей Timepad, платформы для организации мероприятий. За 10 лет Людмила прошла путь от университетского стартапа до успешного экзита из бизнеса. В интервью на моем YouTube-канале Людмила рассказала о трудностях, радостях и жизненных уроках, которые получила на этом пути.
Полную версию смотрите на YouTube: Людмила Павлова, ex-Timepad: «Наш успех — много упорства, немного везения и стечение времени и ниши»
Как все начиналось
— Как ты пришла к предпринимательству? Это была осознанная цель?
— Случайность. Я училась в Вышке и оказалась в правильное время в правильном месте — в команде, создавшей первый университетский бизнес-инкубатор в России.
Мы организовывали курсы и мероприятия для предпринимателей. Это была моя первая работа, и она стала отправной точкой в мир стартапов.
Я быстро поняла, что корпоративная карьера в большой четверке — не для меня.
Вместо скучной офисной работы меня увлекала предпринимательская среда, которая бурлила идеями, движением, драйвом.
— Расскажи о начале Timepad. Как вы распределяли роли в команде?
— Мы начали вчетвером, но вскоре поняли, что одному из нас будет тяжело продолжать. В итоге остались втроем: Артем, отвечающий за техническую часть и продукт, и мы с Дашей, взявшие на себя маркетинг, продажи, бухгалтерию и многое другое. Мы часто менялись ролями, подстраиваясь друг под друга.
Например, в какой-то момент я могла заниматься маркетингом, а затем переключиться на продажи или финансовые вопросы. Такой динамичный подход позволял нам оставаться гибкими и адаптироваться к вызовам.
— Как ты справлялась с выгоранием? Были ли моменты, когда хотелось все бросить?
— Конечно, были. В первое время, когда бизнес еще был маленьким и неустойчивым, мы все переживали периоды упадка. Тогда двое поддерживали третьего, и так мы двигались вперед.
Позже, когда появились дети, мы с Дашей по очереди уходили в декрет и возвращались обратно на роль гендиректора. Это научило нас эффективно делегировать и структурировать бизнес.
Мы создали механизмы, позволяющие делегировать задачи, формализовать процессы и передавать их другим членам команды, что сыграло ключевую роль при нашем выходе из бизнеса.
Конец истории с Timepad
— Вы пережили несколько этапов развития, включая продажу Timepad. Как проходил процесс выхода из бизнеса?
— Когда мы подписали сделку с «Рамблером», мы понимали, что это выход, но процесс передачи занял больше времени, чем планировалось. Изначально сделка была рассчитана на полтора года, но в середине пути у «Рамблера» сменился акционер и стратегия компании изменилась.
Нам пришлось искать новые решения, и мы нашли венчурных инвесторов, которые выкупили долю «Рамблера».
В итоге мы завершили сделку в идеальный момент — незадолго до пандемии. Продажа Timepad оказалась своевременной: компания была на пике роста, и кризис не успел её затронуть.
— Что ты чувствовала после выхода из бизнеса?
— Это был самый сложный эмоциональный период в моей жизни. Через несколько месяцев после выхода я полностью погрузилась в заботу о двух маленьких детей. Я осознанно выбрала путь без нянь, и это было непросто.
Я чувствовала, что потеряла часть себя, но поняла, что нужно двигаться дальше, и снова начала создавать что-то новое. Отключиться от бизнеса оказалось сложнее, чем я ожидала.
Переход от активного управления компанией к роли домохозяйки и матери дался тяжело, но в итоге этот опыт стал для меня уроком, как важно находить баланс между работой и личной жизнью.
Новый проект и подход к бизнесу
— Расскажи о новом проекте. Как пришла идея GodMother?
— Когда мы переезжали в Испанию, я получила стартап-визу, подав бизнес-план, основанный на одном из проектов моих партнеров в России. Но оказавшись на месте, я поняла, что рынок уже заполнен, и проект теряет смысл.
Так родилась идея GodMother — сервиса для создания графических персонажей с помощью нейросетей, которые могли бы быть использованы в разных контекстах.
Мы нашли способ сохранять консистентность образов персонажей, что позволило нам сделать продукт востребованным в нишах вроде детского онлайн-образования.
Этот продукт был создан с прицелом на глобальный рынок, и хотя на данном этапе мы только находимся в процессе поиска product-market fit, уже видим потенциал в определенных направлениях.
— Как ты сейчас подходишь к развитию нового бизнеса?
— В отличие от Timepad, у нас нет цели вырастить «единорога». Мы хотим найти свою нишу, где сможем стабильно развиваться, без гонки за инвестициями и кратным ростом.
В Испании ценится баланс между работой и личной жизнью, и я стараюсь придерживаться этого принципа. Сейчас наша команда сосредоточена на поиске возможностей, где наш продукт может принести наибольшую пользу, и на изучении обратной связи от пользователей, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше.
Смотрите полную версию интервью c Людмилой Павловой на YouTube.
Другие интервью с моего канала:
- Надежда Макова — основатель платформы kampus.
- Станислав Поломарь — основатель платформ SEOWORK и Dataforce.
- Григорий Бахин — коммерческий директор платформы email-маркетинга Unisender.
- Алексей Боев — основатель и директор сервиса учета финансов «ПланФакт».
Я пишу о бизнесе и разработке B2B-сервисов в России в своём телеграм-канале — подписывайтесь, чтобы не пропускать новые выпуски интервью с предпринимателями и экспертами из этой ниши.