Популярные бренды жвачки из 90-х

Популярные бренды жвачки из 90-х

Хотя жвачка появилась в конце XIX века в Америке, в СССР этот продукт попал впервые лишь во время первого Всемирного фестиваля молодежи 1957 года. В 1968 — жевательная резинка официально стала производиться на территории Советского Союза, в Эстонии. Завод Kalev недолго выпускал мятную, клубничную и апельсиновую жвачку, которая стоила от 15 до 20 копеек за пачку.

Перед Олимпиадой-80 власти решили расширить производство подобной продукции. Для этого было закуплено сразу четыре линии — они были смонтированы на московской фабрике «Рот-Фронт», а также на предприятиях Ленинграда, Еревана и Таллина.

Современники вспоминают, что после такой модернизации в стране стали торговать мятной, клубничной, апельсиновой, малиновой и кофейной жвачками. Как такового бренда у продукции не было, она называлась просто «жевательная резинка». Однако качество ее оценивалось не лучшим образом: вкус быстро исчезал, пузыри практически не надувались, а стоимость товара была слишком высокой для советских граждан.

Все изменилось в 90-х, когда в Россию начали массово завозить зарубежные товары.

Самыми запоминающимися брендами жвачек стали:

  • Turbo — эта жевательная резинка имела не только прекрасный фруктовый вкус, но и замечательный вкладыш, на котором изображались автомобили и мотоциклы. Серия, рассчитанная на мальчиков, но коллекционируемая даже девочками, была представлена тремя основными видами: Turbo Super (с современными транспортными средствами), Turbo Classic (с ретро-автомобилями и мотоциклами) и Turbo Sport (со спортивными авто и мотоциклами);
  • Boomer — жвачка была посвящена супергерою, который мог растягиваться до немыслимых размеров, чтобы спасти добрых детей. Считалось, что с помощью этой жевательной резинки можно надувать самые большие пузыри;
  • Love is... — любимый бренд жевательной резинки у девочек. Вкладыши этой продукции рассказывали о правильных проявлениях любви;
  • Tipitip — этот бренд жевательной резинки производился в Турции. Дети и подростки высоко оценивали не только вкус жвачки, но и историю, рассказываемую на вкладышах: их главным героем был маленький мужчина, попадавший в смешные ситуации. Хотя, как вспоминают современники, все истории этого порядка были написаны на турецком языке (и никто не понимал сути), однако это не мешало коллекционировать вкладыши;
  • Donald Duck — жвачка с культовым диснеевским персонажем была одной из самых популярных: детей завлекал вкус продукта, а также переводка, вложенная внутрь (каждый мог сделать себе модную татуировку, намочив приобретенный с жевательной резинкой кусочек бумаги теплой водой и приложив его к телу);
  • Hélène et les Garçons — эта продукция была посвящена популярному телесериалу «Элен и ребята». Создатели зарубежного шоу максимально монетизировали успех проекта: ведь к приобретаемой жвачке всегда прилагались вкладыши с любимыми персонажами (самой Элен, а также другими героями — Николя, Джоанна, Кристиан, Себастьян);
  • Stimorol — эта жевательная резинка попала в Россию впервые в 1992 году. Ее рецепт успеха — активная и нестандартная реклама. Например, в 1997 Ъ писал об акции «Золотая лихорадка»: покупатели жвачки могли найти золотую подушечку в упаковке и получить 10 тысяч долларов;
  • Bombibom — жвачка начала продаваться на отечественном рынке в 1991 году. Первоначально не отличалась особым выбором вкусов — потребитель мог рассчитывать только на нестандартный дынный. Позже — ассортимент пополнился еще и шоколадным, мятным, яблочным вариантами. Кстати, внутри жвачки, как и в Turbo, всегда лежал вкладыш с разными марками автомобилей$
  • Final — эту жевательную резинку покупали в основном ребята, так как на вкладышах всегда изображались звезды мирового футбола;
  • Wrigley’s — фирма пришла на российский рынок практически одновременно с производителем Stimorol. Презентовала сразу три бренда: Juicy Fruit, Spearmint и Doublemint. Но свой головные товарные знаки зарегистрировала в СССР еще в 1972 году!

А еще какие-нибудь были бренды?

Да. Некоторые журналисты вспоминают о «Дуйке» и фабрике «К-Артель», которые делали «жвачки по рублю». Эта продукция была желанной для любого школьника, который мечтал забежать в магазин после уроков и потратить всю накопленную им мелочь.

Жвачки, кстати, были своеобразны: твердые, но во рту они просто рассыпались на части. Однако установленный производителем ценник завлекал. Кроме того, к жвачке прилагалась картинка: там мог быть изображен спортсмен, какой-нибудь анекдот или фривольный сюжет.

А сколько стоили другие бренды жвачек?

В 2020 году на тот момент главный редактор портала «Чемпионат» Евгений Слюсаренко вспоминал, что, например, Final стоил в пределах от 1 до 2 рублей. Цены увеличивались сильно «от месяца к месяцу»: «Для понимания: 2 рубля — это была цена “Спорт-экспресса” весной 1992 года. Мне давали на школьные завтраки 10 рублей, но я, конечно, не завтракал: брал 2-3 номера “СЭ” или 2-3 жвачки, в зависимости от настроения. Продавали их не в обычных продуктовых государственных магазинах, а в так называемых коммерческих — мы их называли “комки” (“пойдём в комок за жвачкой”) — палатках, ларёчках, вагончиках, где торговали всяческой заграничной чепухой».

«2x2 media» пишет, что и другие жевательные резинки в то время стоили дорого – например, вместо покупки жвачки можно было плотно поесть в столовой… Вполне очевидно, что в такой ситуации жевательные резинки старались сохранить как можно дольше: если продукт потерял вкус, то в него добавляли сахар. Также для максимального удлинения сроков использования жвачки можно было разделить ее на несколько частей. Разрешалось жевать выбранную одну резинку и по очереди.

Что касается вкладышей, то они были нескольких видов: «вкелдыши», «дональды» и «фантики» (их надо не путать с обычными обертками, так как за несколько оберток можно было получить один вкладыш).

Фантики использовались и в играх.

Примерный свод правил был таким:

  • фантик, как известно, имел цветную и белую стороны;
  • играющий должен был ударить своей ладонью так, чтобы вкладыши перевернулось белой стороной;
  • перевернутые фантики доставались бросающему.

Игра продолжалась, пока все фантики не были выиграны.

Жвачка и вкладыши от нее использовались исключительно как инструмент для игр?

Не только. Жвачка — это основа школьной экосистемы, отмечает портал MySlo.

Она повышала социальный статус двоечников и даже помогала выразить первые чувства (достаточно было подарить жвачку Love is, чтобы стать «женихом и невестой» в глазах окружающих).

Иногда жвачку использовали и для сведения счетов. Например, врагам клали липкое оружие на стул, лепили на спину или на волосы. Что оставалось делать побежденному противнику? Волосы требовали срочной стрижки, а одежду, в которой ученик пришел на уроки, можно было подчас и выкинуть.

Сейчас старые жвачки и их вкладыши не представляют никакого коммерческого интереса?

Не совсем так. Коллекционеры готовы выложить 50 тысяч рублей за, например, оригинальные вкладыши Turbo первой серии. За запечатанную жвачку того же бренда — до 100 тысяч.

Отметим, что «обычные» вкладыши стоят в районе 4 тысячи рублей.

Полезное от Онлайн Патент:

Экспресс-проверка до 5 обозначений

Ответьте на вопросы, и наши специалисты смогут бесплатно проверить ваш товарный знак и рассчитать стоимость регистрации

77
6 комментариев

ох турбо это конечно целая легенда со школьных времен, еще с тех когда играли во вкладыши, я помню у кого то были такие альбомы для марок в которые вкладывали эти вкладыши

Ответить

Не было у Donald никаких «переводок». Обычные вкладыши были (если говорить о производителе Maple Leaf)
Доналд, вообще мой one and only!
Вкус помню отлично, но кто мне скажет, что это был за вкус?
Вкус чего??

Ответить

На виншневый похож, если учитывать, заменители вишни, конечно.

Ответить

А помните покемонов? Это тоже целая легенда школьных времён)) Вкус не помню, а карточки вся школа собирала)))

Ответить

Энгейджмент статьи можно было повысить раз в тридцать, вставив хотя бы несколько фоток вкладышей и наклеек. Писал зумер без души

Ответить