История первого контейнеровоза и его влияние на мировую торговлю
Кредит в 65 миллионов долларов и чистый энтузиазм
Как один человек перевернул мир логистики своим изобретением контейнеров и контейнеровоза.
Как появилась идея
Мысль о радикальном изменении системы грузоперевозок пришла в голову американскому предпринимателю Малкольму Маклину еще в 1937 году. К тому времени он уже шесть лет владел транспортной компанией McLean Trucking Company и мечтал об оптимизации логистики. Однако воплотить свою революционную идею ему удалось лишь спустя 20 лет.
К 1950-м годам McLean Trucking Company стала одной из крупнейших транспортных компаний США. Однако изменения в законодательстве больно ударили по бизнесу Маклина: штрафы за перегруз, высокие дорожные сборы и растущие издержки делали перевозки грузовиками все менее выгодными. И тогда предприниматель решился на нечто принципиально новое.
Поставил на кон все, что у него было, и пошел «ва-банк»
Маклин продал свою успешную компанию за 25 миллионов долларов и начал разрабатывать съемные кузова для грузовиков, которые можно было бы не разгружая поместить на судно и отправить получателю по морю. Однако он не хотел зависеть от сторонних перевозчиков и решил создать собственную судоходную компанию.
Взяв кредит на 42 миллиона долларов, он потратил 7 миллионов на покупку Pan-Atlantic Steamship Company, которую переименовал в SeaLand Industries. Это должно было символизировать объединение морских и наземных перевозок. Остальные средства предприниматель вложил в разработку контейнеров.
Первые попытки создать удобную и безопасную конструкцию не увенчались успехом, и тогда Маклин переманил талантливого инженера Китча Татлингера. Он внимательно выслушал идею Малкольма и создал уникальный контейнер с жесткими рифлеными стенками, а также специальными крышей и дном, которые позволяли безопасно ставить железные короба друг на друга. Кроме того, новейшая тара была оборудована усиленными углами и надежными замками. Последние предотвращали попадание внутрь влаги, пыли и даже солнечного света. Это и стало первым шагом к революции в транспортировке грузов.
Придумал несуществующий тип кораблей для своих контейнеров
Спроектированные Татлингером контейнеры имели универсальные размеры и подходили как для грузовиков, так и для железнодорожных платформ. Однако для морских перевозок требовались особые суда. Маклином двигала все та же мечта об оптимизации, теперь уже применительно к морским перевозкам.
Потратив еще несколько десятков миллионов долларов, Маклин приобрел судоходную компанию S.C. Loveland of Philadelphia и государственную корпорацию Waterman Steamship Corporation. Это дало ему доступ к международным маршрутам, но оставался вопрос модернизации кораблей.
Тогда за 22 миллиона долларов предприниматель купил два военных танкера и переоборудовал их под перевозку контейнеров. Палубы судов были адаптированы для безопасного штабелирования контейнеров в несколько рядов.
Первый рейс и логистическая революция
26 апреля 1956 года Ideal-X отправился в свой первый рейс.
На борту находилось 58 контейнеров, 15 тысяч тонн нефти и около 100 заинтересованных наблюдателей — представителей правительства и крупных бизнесменов.
Судно вышло из Нью-Джерси и прибыло в Техас. Эксперимент оказался успешным: контейнеры обеспечили надежную сохранность груза, а экономическая эффективность нового способа перевозки поразила всех.
Результаты оказались впечатляющими:
- Стоимость погрузки снизилась с $5,83 до $0,16 за тонну
- Затраты на перевозку сократились на 35%
- Время доставки уменьшилось на 84%
- Число грузчиков, необходимых для загрузки и разгрузки, снизилось в разы.
Общественность была настолько впечатлена, что Маклин быстро окупил все вложения и получил огромное количество заказов. Вскоре он начал строительство первого контейнеровоза, изначально спроектированного под контейнерные перевозки, — Gateway City.
Со временем контейнеры прошли стандартизацию, но сам принцип, разработанный Маклином, используется до сих пор и по праву считается одной из величайших инноваций в логистике.