Чайковский, Гагарин и другие: исторические личности, ставшие товарными знаками
Поэты, композиторы, космонавты, музыканты… Имена исторических личностей давно стали брендами, известные всем.
Некоторые из них даже зарегистрированы в Роспатенте.
Сегодня расскажем о тех, чьи ФИО — это официальные товарные знаки.
Космонавты
Здесь стоит отметить две фамилии:
- Юрий Гагарин. Полные или частичные идентификационные данные первого космонавта оформлены в Роспатенте Галиной Юрьевной Гагариной в разных вариациях: первый (для классов 9, 25, 41 МКТУ), второй (классы 35, 36, 39), третий (30 класс), четвертый (14 класс), пятый (43 класс), шестой (41 класс), седьмой «KOSMONAVT GAGARIN» (классы 3, 9, 12, 13, 14, 16, 24, 25, 28, 30, 32, 33, 35, 41);
- Алексей Леонов. Бренд «Космонавт Леонов» (класс 30, 33) — зарегистрирован за Оксаной Алексеевной Леоновой.
Поэты
Александр Пушкин. В списке зарегистрированного — как собственно сама фамилия поэта, так и она же, но в различных вариантах («Кафе Пушкинъ»; «Сказки Пушкина»; «Пушкинист» и многое другое);
Михаил Лермонтов. В базе данных Онлайн Патента его фамилия звучит при обозначении банкетного комплекса «Лермонтовъ», жилых объектов («Лермонтовский», «1й Лермонтовский»). Не удивляет, что отдельно зарегистрирована и просто фамилия автора «Маскарада».
Владимир Маяковский. ФИО создателя поэмы «Про это» оформлено в разных вариациях: есть «Маяковский Жилой комплекс», есть просто «Маякоvsкий». Также имя Владимира Владимировича носит столичный театр, бренд которого изящно дополняет облик писателя.
Сергей Есенин. Имя рязанского поэта представлено в десятках брендов: тут и товарный знак в 33 классе МКТУ, и Есенин Lounge, и «Есенинский берег», и «Русь Есенинская».
Отметим, что другие поэты менее известны и, соответственно, случаев оформления их фамилий и имен как товарных знаков, — практически нет. Судя по поиску, например, фамилия дипломата и поэта Тютчева значится в базе данных Онлайн Патента только один раз. О Борисе Пастернаке, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Осипе Мандельштаме — даже говорить не приходится.
А что с прозаиками? Примерно такая же ситуация. Имена Гоголя (бренд кафе, девелопера), Достоевского (первый товарный знак, второй, третий), историка Карамзина («Классик Карамзинъ»), Михаила Булгакова — имеются в базе данных. Менее известные литераторы — в списке зарегистрированных брендов не указаны.
Композиторы
Чайковский. Имя самого популярного российского композитора также оформлено в Роспатенте: в базах данных ведомства есть собственно «Чайковский», с добавлением к имени — еще и портрета Петра Ильича. Также ФИО автора «Щелкунчика» представлено в разных сферах — «Сахар Чайковский», «Чай Чайковский», «Радио Чайковский» и так далее.
Еще один композитор, чьи идентификационные данные также стали брендом, — Михаил Глинка.
Певцы
Иные исторические личности, ставшие товарными знаками
Ломоносов. Его фамилия и иногда имя — это десятки брендов: тут и нестандартные, и касающиеся компьютерного искусственного интеллекта, и наименования образовательных учреждений (первый, второй).
Менделеев. С фамилией ученого — связаны несколько обозначений: тут и собственно бренд на двух языках, и интерпретации фамилии (Менделеевец, Менделеевская и так далее).
Только ли ФИО известных исторических личностей регистрируются как товарные знаки?
Нет. Некоторые оформляют как бренд еще и идентификационные данные главных персонажей литературных и музыкальных произведений.
Ранее Онлайн Патент уже рассказывал о том, что в России были зарегистрированы «Водка Онегин» и «Онегин Дача», «Золушка» и «Белоснежка», «Курочка Ряба» и «Бендер», «Морозко» и «Русалочка». Есть даже «Шерлок».
С чем связан такой подбор для регистрации товарных знаков?
Скорее всего, с уровнем знаний. Ведь любые социологические опросы показывают:
- Великие поэты мира — это Пушкин, Лермонтов и Есенин (иногда в список попадают также Маяковский и Ахматова);
- Лучший композитор — это чаще всего Чайковский;
- Изобретатели — Кулибин, Ломоносов и Менделеев;
- Ну а космонавт — это всегда Гагарин.
Вполне очевидно, что бренды, создаваемые компаниями, ориентированы на наибольшую узнаваемость среди самых разных слоев населения. Так что зарегистрировать товарный знак-имя известного писателя, например, XX столетия вполне себе можно. Этим успешно пользуются предприниматели не только в России.
Вы занимаетесь бизнесом?
Регистрация товарного знака укрепляет узнаваемость бренда, повышает доверие потребителей, защищает от штрафов и отличает продукцию от конкурентов, не давая им пользоваться вашим именем.