Точка входа в психотерапию
Совладелец сети барбершопов Chop-Chop — о запуске сервиса онлайн-консультаций «Ясно».
В середине октября 2017 года совладелец сети барбершопов Chop-Chop Данила Антоновский и основатель платформы для чтения книг по подписке Bookmate Андрей Зайцев-Зотов анонсировали запуск сервиса онлайн-консультаций «Ясно».
Антоновский впервые объявил о подготовке проекта «Ясно» в мае 2017 года и рассчитывал запустить сервис в июле 2017 года. Пока услуга находится в стадии бета-тестирования. Полноценный запуск «Ясно» состоится зимой 2017 года, рассказал в разговоре с vc.ru Антоновский. 1 ноября 2017 года ожидается первое крупное обновление сервиса.
Стартап за полмиллиона рублей
Идея создания сервиса для онлайн-общения с психотерапевтами появилась у сооснователя Chop-Chop после того, как он сам начал пользоваться услугами специалиста.
В 2015 году я начал заниматься психотерапией как клиент и подумал, что это невероятно классная штука. И мне сразу захотелось поделиться ей со всеми. А с моими опытом и экспертизой мне проще всего это сделать, создав бизнес.
Осенью 2016 года Антоновский рассказал своему другу — Зайцеву-Зотову — о концепции сервиса, позволяющего пользователям общаться с психотерапевтами в онлайне. Предприниматели приступили к разработке проекта, которая то откладывалась, то снова возобновлялась.
Зайцев-Зотов взял на себя техническую часть работы, а Антоновский —смысловую и маркетинговую. Партнеры самостоятельно занялись всеми задачами, связанными с подготовкой «Ясно». Для организации видеоконсультаций используется собственное решение Зайцева-Зотова.
«Весь сервис создается на коленочках, они у нас просто довольно широкие. Мы вдвоем делаем то, над чем обычно работают 5-6 человек», — говорит предприниматель.
В разработку Антоновский и Зайцев-Зотов вложили 400-500 тысяч рублей из собственных сбережений. На начальном этапе развития «Ясно» не собирается привлекать сторонние инвестиции.
Мне кажется странным привлекать деньги на этапе идеи. Это можно делать, но только в двух случаях, — если ты совсем лох (и считаешь, что сама по себе идея чего-то стоит) или если ты совсем крутой.
Я вроде ни то, ни другое, поэтому иду по понятному классическому пути — делаю работающий прототип, проверяю кэшфлоу, маркетинговые значения и со всем этим начинаю переговоры с инвестором.
Название сервиса отражает суть психотерапии, которая состоит в повышении осознанности, считает Антоновский. Он не хотел использовать англоязычные варианты, потому что они выглядят «вымученно», и решил выбрать «простое и понятное» слово на русском языке. Среди возможных вариантов были «Свет» и «Среда».
Состояние рынка психотерапии в России
Цель «Ясно», по словам сооснователя Chop-Chop, — рассказать о психотерапии и о том, какие проблемы она решает, а также предоставить пользователям понятный и удобный сервис.
Хотелось сделать из «Ясно» то, чего на рынке сейчас нет, — простую и понятную точку входа. Сейчас ведь как? Почувствовал человек потребность в психотерапии, а специалиста найти не может. Это же довольно деликатная область и здесь не хочется вбивать в Google «найти психотерапевта», а хочется поспрашивать у знакомых и получить рекомендацию.
С другой стороны, и спрашивать немного неловко — психотерапия до сих пор окружена огромным количество стигм. И люди, сталкиваясь с потребностью, немного подвисают и не понимают, что им делать. А мне хочется, чтобы «Ясно» был простым и понятным выходом из этой ситуации.
После анонса сервиса предпринимателям писали психотерапевты, готовые работать в «Ясно». Но Антоновский признает, что в этой сфере много случайных некомпетентных специалистов, которые занимаются психотерапией, потому что это модно.
В отличие от Запада рынок консультаций в России не сформирован и находится в хаотичном состоянии, говорит предприниматель. При этом он уверен, что ситуация улучшилась с точки зрения отношения людей к этой теме.
На протяжение последних трех лет в СМИ стало появляться довольно много материалов на эту тему, а пользователи соцсетей начали организовывать флешмобы.
Люди стали более или менее открыто высказываться на эту тему. А как только в информационном поле начинается диалог, то уровень принятия того или иного явления сразу повышается.
В «Ясно» работают семь психотерапевтов. Их Антоновский и Зайцев-Зотов нанимали с учетом рекомендаций знакомых, которым доверяют. Себе сервис оставляет в среднем 30% от чека консультации.
Стоимость сессии в «Ясно» — немного ниже средней по Москве за аналогичные услуги и составляет 2850 рублей. По словам Антоновского, сеансы психотерапии по Skype в столице в среднем стоят 3-4 тысячи рублей.
Первыми клиентами сервиса стали пользователи, которые оставили заявку после анонса Антоновского в мае 2017 года. До объявления о запуске бета-версии в октябре 2017 года команда «Ясно» допускала людей к тестированию партиями. С 9 октября в «Ясно» зарегистрировалось 224 человека и прошло 22 сессии.
От офлайн-формата к онлайн-сервису
Изначально Антоновский думал о комбинации офлайн-центра и онлайн-сервиса, чтобы у пользователя была возможность совмещать разные форматы и встречаться с психотерапевтом лично.
Позже предприниматель отказался от этой идеи, потому что она показалась ему громоздкой. Но потенциально он допускает возможность открытия таких центров.
Текстовая терапия — это очень спорный формат. Я сейчас удерживаюсь от того, чтобы не сказать «бред». Можно часами говорить о минусах, но я просто приведу в пример ту проблему, с которой столкнулся сам, когда эти проекты тестировал: полное несовпадение клиента и терапевта.
Например, я пишу о чем-то, что кажется мне важным, а терапевт отвечает мне через четыре часа. Или на следующий день, когда мне кажется важным что-то другое, а из того вопроса энергия уже ушла, и он так и остался непроработанным.
Создатель «Ясно» называет свой продукт первым в этом сегменте, так как, по его словам, ни в России, ни на Западе нет сервисов, предоставляющих доступ к видеоконсультации с психотерапевтом.
Однако Антоновский выделяет такие проекты на российском рынке, как доска объявлений для поиска специалистов b17.ru и готовящийся с запуску в октябре 2017 года сервис Sreda.
Разработкой последнего занимаются журналисты Инна Герман и Фуркат Палванзаде, а также автор книги «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» Дарья Варламова. Сервис, по заявлениям создателей, будет представлять из себя площадку для поиска специалиста и блог для психотерапевтов.
Антоновский предполагает, что в «Ясно» тоже может появиться блог-платформа. Но пока у предпринимателя нет четких планов по развитию сервиса и финансовых ожиданий от него.
Сооснователь «Ясно» признается, что не умеет планировать и строить бизнес, исходя из конкретных задач. «Я просто реализую какую-то идею, которая кажется мне важном и интересной, а затем смотрю, в какую сторону она будет развиваться», — говорит он.