Его признали человеком года, но критикуют за самоуверенное поведение: достижения и провалы Илона Маска в 2021 году
Предпринимателя обвиняли в плохом отношении к сотрудникам, безответственном влиянии на цену акций и криптовалют и проблемах в работе автопилота Tesla.
В середине декабря издания Time и Financial Times признали Илона Маска человеком года. В 2021 году предприниматель и глава SpaceX, Tesla и Neuralink стал самым богатым человеком в мире — его состояние оценивается в $266 млрд. При этом у него в собственности нет домов, он водит машину своего бренда и не стесняется выражать своё мнение в Twitter.
Что сделал за год
SpaceX
В феврале инвесторы оценили SpaceX в $74 млрд, в октябре — $100 млрд.
В середине года SpaceX впервые успешно посадила прототип корабля Starship после полёта на 10 км, а чуть позже соединила его с супертяжёлым ускорителем и представила самую высокую ракету в истории — около 120 метров.
Tesla
Financial Times утверждает, что предприниматель изменил автомобильную индустрию с Tesla и заставил ведущих производителей обратить внимание на электромобили. Издание признаёт, что эти изменения сопровождались «шумом, спекулятивным безумием и очевидным нарушением правил», но считает, что это был исторический сдвиг.
За год фирма:
- Показала первый с 2012 года редизайн электрокара Model S.
- Представила «самый быстрый электромобиль в мире» Model S Plaid. Его максимальная скорость составляет 320 км/ч, а производительность бортовых систем находится на уровне PlayStation 5.
- Впервые открыла десять зарядных станций Supercharger для электромобилей других марок в Нидерландах — цена на электричество для таких пользователей оказывалась выше обычной.
Финансовые показатели компании росли весь год: стоимость её акций с января по декабрь увеличилась с $729,77 до $1093,94.
За три месяца 2021 года компания выручила больше, чем за весь 2020 год — $11,96 млрд, из которых $10,21 млрд с продажи электромобилей и ещё $801 млн за счёт своего энергетического подразделения.
Neuralink
Сам предприниматель в своём Twitter написал, что в будущем Neuralink позволит людям с параличом использовать смартфоны, а также ходить — чип сможет устранить последствия травм головного и спинного мозга. Он также отметил, что подопытная обезьяна «счастлива» и живёт в «лучших обезьяньих условиях в мире».
В чём обвиняют
Монополия в космосе
В мае конкуренты в сфере спутникового интернета Viasat, OneWeb, Hughes Network Systems и Boeing обвинили Starlink в запуске спутников на скорость в ущерб качеству и заявили, что Маск устанавливает в космосе монополию. По их словам, компания угрожает космической безопасности и окружающей среде.
Обвинения в августе поддержало Европейское космическое агентство. По словам главы организации Йозефа Ашбахера, основатель SpaceX «владеет половиной активных спутников в мире» и может начать доминировать и устанавливать свои правила в космической экономике.
Проблемы с автопилотом Tesla
В августе Национальное управление безопасности дорожного движения США начало расследование 11 аварий с участием автопилота Tesla с 2018 по 2021 год: электромобили врезались в автомобили служб экстренного реагирования, помеченные предупреждающими знаками.
По данным госоргана, происшествия привели к 17 травмам у водителей и пассажиров и одной смерти. Власти заявили, что Tesla делает недостаточно для того, чтобы удерживать внимание водителя на дороге, а систему автономного вождения компании посчитали несовершенной, так как она не всегда может корректно распознать препятствия на дороге.
Автопилот Tesla критикуют не только в США. В апреле на выставке Auto Shanghai 2021 женщина забралась на крышу одного из автомобилей и заявила, что её отец погиб из-за неисправности в тормозной системе.
Компания впервые отступила от своих правил и раскрыла данные с датчиков электромобиля: они показали, что за полчаса до аварии водитель несколько раз разгонялся до 100 км/ч и 40 раз затормозил. Перед столкновением он ехал со скоростью 118 км/ч, тормоза успели снизить её до 48,5 км/ч — они не были неисправными.
Для клиентов из Китая Tesla пообещала разработать специальную платформу, чтобы те могли узнать подробности и поездках на электромобиле и показаниях датчиков. При этом в США, Европе и других странах владельцы машин всё также не имеют доступа к этой информации.
И несмотря на неисправности, Маск заявлял, что Tesla представит полностью автономный автомобиль до конца 2021 года. Даже инженеры фирмы усомнились в его планах: по их словам, автопилот в электромобиле находится только на втором уровне развития, в то как время как полностью без водителя машина может поехать только на пятом.
Бывшие работники Tesla считают, что компания в погоне за прогрессом недостаточно думает о безопасности водителей. Например, производитель убирает в некоторых электромобилях радары и оставляет только камеры, хотя их может быть недостаточно для автономного вождения.
Соцсети и публичные высказывания
Ещё в 2018 году Комиссия по ценным бумагам и биржам США впервые обвинила Маска в мошенничестве и манипуляциях через публичные высказывания. Тогда он подписал соглашение, по которому должен был согласовывать свою активность в соцсетях с PR-отделом.
Tesla никак не прокомментировала требования, оба разбирательства продолжаются.
Богатство и бездействие
Примерно половина моих денег предназначена для решения проблем на Земле, ещё половина — для создания города на Марсе, чтобы обеспечить продолжение жизни в случае, если в нас попадет метеорит или произойдет Третья мировая война.
Исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли в октябре заявил, что 2% состояния Маска — около $6 млрд — хватило бы, чтобы спасти от голода 42 млн человек.
В ответ предприниматель пообещал продать акции Tesla и предоставить деньги, если ему представят подробный план расходов. Бизли опубликовал его в ответном твите, но Илон не ответил.
Чтобы заставить миллиардеров платить налоги, политики предложили облагать ими в том числе нереализованный прирост капитала: например, выросшие в цене бумаги.
В ответ в ноябре Маск опубликовал опрос, в котором предложил пользователям выбрать, стоит ли ему продать 10% своих акций Tesla. Цена на акции Tesla после этого упала на 12% за день, а сам Маск с ноября по декабрь продал их на сумму более $16 млрд.
Влияние на криптовалюты
Маска неоднократно обвиняли в безответственном влиянии на крипторынок из-за его действий и публичных заявлений. В феврале Tesla вложила $1,5 млрд в биткоин и указала в документах, что в будущем планирует принимать его качестве средства оплаты: курс криптовалюты обновил исторический максимум и превысил $50 тысяч.
А потом сам же «уронил» на 25% после того, как в шоу Saturday Night Live назвал криптовалюту «суетой». Но в декабре заявил, что Tesla начнёт продавать товары за Dogecoin, и стоимость криптовалюты опять выросла на 30%.
Влияние предпринимателя на рынок не понравилось хакерам из группы Anonymous: в публичном видеообращении в июне один из её возможных представителей назвал Маска «самовлюблённым богачом, который отчаянно нуждается во внимании».
Неизвестный заявил, что игры с крипторынком разрушают жизни и обесценивают инвестиции многих людей, а самому главе Tesla и SpaceX нет дела до «среднего работающего человека». Предприниматель посчитал обвинения несостоятельными.
Маск признаёт, что иногда его твиты не идут ему на пользу. Но бывший руководитель отдела маркетинга и коммуникаций Tesla Саймон Спроул отмечает, что как раз его личность, контркультурность и борьба с шаблонами о генеральных директорах превратили компанию в известный бренд без трат на рекламу.
Кто он и чего хочет
Time объяснил выбор Маска человеком года двумя причинами: он стал самым богатым предпринимателем в мире и, возможно, «самым ярким примером изменений в обществе». Издание также подчеркнуло его разносторонние интересы и открытость в социальных сетях.
По оценке журнала, свою миссию предприниматель видит в решении самых сложных проблем в мире, даже ценой разрушения множества старых отраслей промышленности: например, производства машин с двигателями внутреннего сгорания.
Мысли его направлены в будущее, он готовится отправить людей на Марс и вернуть астронавтов на Луну, считает Time. Его успех пришёлся на эпоху упадка традиционных институтов и слабости правительства. Для Маска прогресс подразумевает распределение капитала от государства к тем, кто будет им хорошо управлять.
Financial Time пишет, что предприниматель не стесняется делать громкие заявления о будущем, и как технологии изменят его. Благодаря этому для поклонников Маск становится пророком, а для критиков он воплощает «зашоренное технократическое высокомерие».
По оценке The Wall Street Journal, Маск развернул настоящую войну против регуляторов в США. Он утверждает, что они мешают прогрессу, и высмеивает их в Twitter, а некоторые из акционеров его компаний видят в нём борца за свободу бизнеса. Но несмотря на конфликты, он пока ни разу не столкнулся с серьёзными санкциями за свои действия.
На вопрос о том, почему он публично спорит с регуляторами США, предприниматель заявил, что они на самом деле не обеспечивают безопасность инвесторов, а гоняются за «заголовками в прессе».
Конечно, кто-нибудь может собрать несколько случаев, когда я не соглашался с правилами, написать историю и подать её так, будто я какой-то сумасшедший, стреляющий от бедра. Я ни в коем случае не предлагаю расформировать регуляторов. Я не какой-то безумный либертарианец.
Предприниматель говорит, что он проводит семь дней и 80-90 часов в неделю, переключаясь между наиболее важными проектами в Tesla и SpaceX. У него нет дома или корабля, он не ездит в отпуск, и единственное, что он хочет — начать работать меньше обычного.
За личным брендом эксцентричного гения скрываются реальные проблемы в управлении и общении с сотрудниками. Бывшие сотрудники компаний Маска описывают его стиль управления как хаотичный. Он часто принимает поспешные решения и перебрасывает команды на работу с новыми задачами.
Впрочем, по оценке аналитика New Street Research Пьера Феррагу, предприниматель «знает, где находятся узкие места, где он должен выжать из людей максимум». Так он добирается до важных прорывов раньше других, даже если балансирует на грани катастрофы.
Bloomberg пишет, что игнорирование правил позволяет Маску вести бизнес, когда успехи его компаний перекрывают нарушения и проблемы, которые они создают. Такой подход позволяет ему договариваться с регулирующими органами с более сильных позиций и не ограничивать себя устоявшимися нормами.
А The Washington Post отмечает двойственность его положения: он может стать находчивым вдохновителем, как Дедал, либо оказаться Икаром, обречённым на трагическое падение. Но даже если ему не придётся беспокоиться о своём выживании, на его совести останется безопасность пользователей его электромобилей и другой техники.