Почему попытка перенести запахи в цифровое пространство провалилась

Конспект материала The Hustle об обанкротившейся компании Digiscents, которая разрабатывала устройство для оцифровки запахов iSmell.

В конце 1990-х годов Джоэл Белленсон привлёк $20 млн в проект для переноса запаха в цифровое пространство iSmell. Белленсон разработал сенсорные технологии, собрал команду из руководителей, входящих в список Fortune 500, но в 2001 году проект провалился. Белленсон забыл задать вопрос: «Кому нужен такой проект?».

Цифровые запахи: история провала

Ещё до появления интернета в начале 20 века предприниматели пытались добавить запахи в фильмы. В 1959 году две компании AromaRama и Smell-O-Vision заполняли залы американских кинотеатров различными ароматами: от запаха травы до «аромата пойманного в ловушку тигра». Критики и общественность решили, что оба изобретения несовершенны, непрактичны и стоят больших денег. Об идее забыли на несколько десятилетий.

В конце 1990-х годов молекулярный биолог Джоэл Белленсон и промышленный инженер Декстер Смит основали компанию по разработке ПО для секвенирования ДНК (определение их аминокислотной или нуклеотидной последовательности).

Они хотели разложить запахи на тысячи химических компонентов, «закодировать» их в файлы и передать через USB-устройство.

Мы хотели создать печатный станок для запахов. Это была попытка переосмыслить чувственный опыт.

Джоэл Белленсон, сооснователь Digiscents

Белленсон и Смит собрали команду мечты: руководителей из Sega, Transamerica, NEC, Sprint PCS, Bath & Body Works и специалистов по ольфактометрии (тех, кто измеряет остроту обоняния). В феврале 1999 года они запустили Digiscents.

Рост популярности компании

Компания привлекла $20 млн от азиатских инвесторов и создала устройство по передаче запахов iSmell.

Оно состояло из десятков маленьких капсул с маслами, а запах распространялся с помощью встроенного вентилятора. Набор запахов можно было смешивать, создавая тысячи уникальных ароматов.

Любой запах можно разложить на приблизительно 100 ароматов. На их основе можно воссоздать практически любой запах.

Эйвери Гилберт, специалист по запахам

К концу 1999 года Белленсон и Смит заключили контракты с Sony и Microsoft, а Dreamworks, Dolby Laboratories и IMAX были готовы использовать технологию в киноиндустрии.

У сайта Digiscents было 4 млн просмотров в месяц. Планировалось запустить сайт Snortal, на котором пользователи могли бы создавать запахи и делиться ими друг с другом.

В то же время люди начали шутить над новым устройством. Производители игр и киноиндустрия с воодушевлением отнеслись к новой идее, но люди не понимали, как можно использовать это устройство.

Крушение надежд

Создатели тратили огромные деньги на усовершенствование iSmell, редко спрашивая потенциальных пользователей, что бы они хотели увидеть в устройстве. В 2001 году, спустя два года после создания первого прототипа, компания Digiscents объявила себя банкротом.

По словам Белленсона, идею iSmell было сложно реализовать. А по мнению консультанта компании Марка Кантера, iSmell не пользовался достаточным спросом.

Успех Digiscents породил множество похожих компаний, а банкротство компании оттолкнуло инвесторов от вложений в проекты, создающие цифровые запахи.

Получится ли у них

Самое бесполезное дело в стартапе — создавать то, что никому не нужно. Стартапы разоряются не из-за недоработок в технологии, а из-за того, что их продукт никому не нужен.

Эрик Рис, автор книги «Бизне с нуля. Метод Lean Startup»

В Кремниевой долине давно существует практика: продукт выпускают на ранних этапах, дают тестировать пользователям, получают обратную связь и продолжают работать над продуктом.

Digiscents своим примером показывает, что может случиться, если компания не изучает спрос на продукт.

1111
12 комментариев

Я отлично помню этот кейс. Когда они обосрались, запах вполне себе оцифровался.

22
Ответить

«Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь»
vs
«Самое бесполезное дело в стартапе — создавать то, что никому не нужно»

7
Ответить

Да, классика от Форда. Просто спрашивать нужно не о конкретных пожеланиях людей от продукта, а об их потребностях. Так, Форд реализовал потребность в более быстром и дешёвом транспорте (то, что люди связывали с более быстрыми лошадьми).

7
Ответить
Комментарий удалён модератором

Может просто продукт был некачественным? Или они могли воссоздать запах любых духов? Запах пиццы и шашлыков? Запах дуриана? Сфер применения много, вопрос в качестве. Никому не нужен набор из 100-1000 запахов.

1
Ответить

Коллеги из Казахстана абсолютно с Вами согласны!

2
Ответить

Создатели тратили огромные деньги на усовершенствование iSmell, редко спрашивая потенциальных пользователей, что бы они хотели увидеть в устройстве.

Форд:
Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь.

Джобс:
Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили телефон меньше спичечного коробка и более качественную полифонию.

1
Ответить