Директор по развитию экосистемы «Сбербанка» Марк Завадский: «Сейчас банк для клиентов средство, а мы хотим стать целью»
Беседует автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.
О значении слова «экосистема»
На мой взгляд, очень важно понимать, что такое экосистема и чем она отличается от группы компании или холдинга.
Экосистема — это группа сервисов, которая формируется вокруг единого клиента и формирует общее знание об этом клиенте. Экосистема стала очень модной темой, в том числе благодаря «Сбербанку».
В России сейчас определённый хайп: это модное слово, под него можно получить бюджеты, это слово, которое позволяет защитить проекты, которые в любом другом случае не были бы защищены.
О видении будущего «Сбербанка»
Я думаю, основное видение в том, что мы хотим от позиции посредника перейти к позиции партнёра, советника и провайдера конечных услуг, потому что «Сбербанк» — это крупнейший банк.
У нас десятки миллионов клиентов физических лиц и миллионы клиентов юридических лиц.
Все они так или иначе взаимодействуют со «Сбербанком», и многие делают это каждый день, но они не замечают это взаимодействие.
Они платят нашими карточками, ходят в наши отделения, но в целом банк — это посредник и средство, чтобы получить ту или иную услугу. Либо корпоративную, либо для личных целей. То есть, для них это средство.
А мы хотим стать целью. Мы хотим, чтобы мы воспринимались у наших клиентов не как средство для получения чего-то, а как источник радости и клиентского счастья.
О ёмкости рынка в России
Исходя из ёмкости рынка и количества населения, думаю, в России есть место для двух–четырёх крупных экосистем. На большее не хватит клиентов и размера рынка.
Есть компании, которые уже заявили свои амбиции на создание такого рода экосистем, но кто из них останется, сказать очень сложно.
О зонах влияния «Сбербанка»
Если взять портфель наших инвестиций за последние годы, то можно увидеть, что мы инвестировали в ecommerce. Очевидно, что мы идём в сторону электронной коммерции, хотя её доля в России пока что не такая большая — от 4% до 6%.
Вторая сфера влияния — цифровая медицина. Мы инвестировали в компанию DocDoc, индустрия ehealth. В целом индустрия находится на начальном уровне развития, рынок небольшой.
Но мы считаем, что это одна из ключевых потребностей — люди будут лечиться в любом случае, абсолютно очевидно, что эта история будет развиваться и уходить в цифровое пространство.
Компания DocDoc небольшая, но по некоторым направлениям она лидирует. Например, в Москве и в Санкт-Петербурге она лидер по записи к врачу.
О приоритетах инвестирования и типах инвестиций
Дальнейшие приоритеты мы определяем исходя из двух вещей: во-первых, ёмкость рынка — те потенциальные средства, которые наши клиенты могут оставить в наших будущих каналах, и, во-вторых, частотность.
Нам важно, чтобы это была потребность, по которой человек будет часто обращаться к провайдеру.
Мы делим свои инвестиции на два типа: это стратегические инвестиции, когда мы сразу покупаем большую долю в компании, входим в совет директоров, занимаемся управлением и встраиваем эту компанию в нашу экосистему с самого начала, как DocDoc, «Яндекс.Маркет» и «Фудплекс», и венчурные инвестиции, когда мы не до конца уверены, что хотим этим заниматься, но видим потенциал.
Здесь мы уже работаем либо в формате венчурных фондов, либо в формате акселераторов.
О совместном акселераторе с 500 Startups
В начале февраля мы закончили российскую часть нашего первого совместного акселератора с 500 Startups, уже скоро семь команд поедут в США на американскую часть акселерации. В целом получился очень интересный проект.
Мы отсмотрели более 800 заявок, отобрали 30 — это самые разные истории: от искусственного интеллекта до маркетплейсов для любителей ловить рыбу. Посмотрим на финансовые результаты, но пока что выглядит перспективно.
О совместном предприятии Mail.Ru Group, Alibaba Group и «Мегафона»
Пока публичных новостей об этом нет. Было объявлено, что они идут в эту сделку в сентябре. Сделка пока закрыта, её параметры неизвестны, потенциал у этой истории хороший, но многое будет зависеть от того, как будет построено взаимодействие между российскими и китайскими участниками в этой истории. Опять же, конкуренция — это скорее хорошо, чем плохо.
О переходе из AliExpress в «Сбербанк»
Ко времени выхода в «Сбербанк» я уже четыре года жил в России и работал на AliExpress из московского офиса. Ключевым для моего решения стало то, что я поверил в способность «Сбербанка» сделать экосистему быстрее и лучше, чем это может получится у иностранного игрока.
Опять же, если посмотрим на китайский пример, то вот эти мощные экосистемы, которые там есть, местные.
Иностранным игрокам сложнее, даже если у них есть отличный опыт в своей стране: и Amazon, и Google, и Facebook, и Walmart пытались заходить в Китай и строить там свои истории, но в конечном итоге они заканчивали партнёрством, причём миноритарным — с одним из местных игроков.
Подробнее о планах развития экосистемы «Сбербанка», проектах акселератора «Сбербанка» и 500 Startups и особенностях китайской деловой культуры — в полной версии интервью.