Разработал выключатель, фильтр «Барьер» и луноход: история одного из первых российских промдизайнеров Сергея Смирнова

За 20 лет годовой оборот студии «Смирнов Дизайн» вырос почти до $1 млн.

Разработал выключатель, фильтр «Барьер» и луноход: история одного из первых российских промдизайнеров Сергея Смирнова

К 2019 году Сергей Смирнов успел поработать с LG, Samsung, Sukhoi и другими международными и российскими брендами.

Сейчас в портфолио его студии более 600 проектов, среди них обновлённая фотокамера Zenit M (стоимостью €5000), концепт салона самолёта Sukhoi для спортивных команд, одноразовая зажигалка, глюкометр и томограф.

Дизайнер рассказал об истории студии, специфике российского промышленного дизайна и своих примечательных работах.

Разработал выключатель, фильтр «Барьер» и луноход: история одного из первых российских промдизайнеров Сергея Смирнова

Прививка провалом

Ещё в детстве, в 1980-х, Сергей Смирнов интересовался техникой и рисовал автомобили в разрезе, как в энциклопедии, а заодно придумывал конструкцию несуществующих устройств вроде прибора для спасения от пожаров.

Он заранее готовился к университетской программе дизайна: учился в художественной школе и посещал подготовительные курсы. На его выбор повлиял пример отца — тот был художником декоративно-прикладного искусства и придумывал броши, серьги, браслеты из перламутра и мельхиора, а до этого работал художником-конструктором на заводе «Зенит» в Красногорске.

В 1991 году Смирнов попытался поступить в «Строгановку», но его не взяли: он не справился с экзаменом по рисунку. Тогда он устроился на фарфоровый завод «Изолятор», где целый год моделировал и лепил из гипса вазы, кружки и другую посуду.

Через год Смирнов снова попробовал поступить в академию — на этот раз успешно. Параллельно с учёбой он продолжал вечерами подрабатывать на заводе.

Но зарплаты на самостоятельную жизнь не хватало, он работал больше «за идею», а заодно набивал руку и улучшал навыки.

Свой первый крупный заказ — на $150 — Смирнов получил в 1994 году. К нему обратился директор производственного объединения «Электротехника» и предложил спроектировать серию настенных выключателей и розеток.

Дизайнер нарисовал проект, просчитал габариты продуктов и воспользовался своим опытом работы на «Изоляторе», сделав модели из гипса.

Тем не менее это был разовый заказ. Положение дел усугублял внутренний кризис: Смирнов не понимал, чего хочет от жизни, и всё свободное от учёбы время тратил на вечеринки с друзьями.

Я решил, что мне нужен какой-то рестарт, и добровольно ушёл в армию на два года. Я очень плохо учился до армии, это был период «шаляй-валяй», а после армии пришёл и сразу стал учиться на пятёрки. Понял, что мне бесплатно дают знания, поэтому нужно их хватать, учиться.

Сергей Смирнов

Вместе с тем оказалось, что за два года его настенный выключатель вышел в серию и стал коммерчески успешным. Тот же заказчик предложил сделать ещё один проект.

Я возгордился. Мне показалось, что я сделал великий и успешный дизайн.

Сергей Смирнов

Смирнов подумал, что будет здорово поэкспериментировать и сделать новый выключатель с корпусом в виде волны. Заказчик отнёсся к идее настороженно, но дизайнер смог убедить его в успешности проекта.

Для выпуска выключателя в серию требовалось изготовить пресс-форму — устройство для литьевых машин, в которое под давлением заливается пластик или другие материалы. «Заказчик потратил на это около $200 тысяч — колоссальную сумму по тем временам», — поясняет Смирнов.

Однако проект провалился, продажи нового устройства составили 0,06% от продаж первого выключателя.

Это было фиаско, катастрофа. Я очень болезненно осознал, на собственном опыте, что промышленный дизайнер отвечает за очень много процессов.

Например, дизайнер, который занимается интерьерами, оформил квартиру, а удачно или нет — это вопрос эмоционального восприятия заказчика. У промышленного же дизайна есть жёсткая математическая формула: ты сделал неудачный дизайн, все вложенные инвестиции в проект пошли прахом, провалились, это же ужасно.

Сергей Смирнов

После этого опыта Смирнов стал серьёзнее относиться к делу, задавать себе вопросы: зачем и для кого он разрабатывает тот или иной дизайн, какая у него цель и возможности.

Уже позже, в конце 2010-х годов, Смирнов бесплатно разработал этому же заказчику ещё один выключатель, который, как и первый, принёс прибыль.

Основание дизайн-студии

По словам Смирнова, его семья в 1990-е жила бедно. Отец продолжал работать художником, мать — инженером-проектировщиком в строительстве. Тем не менее она заняла $1000 (три-четыре своих зарплаты) и купила сыну компьютер, когда он вернулся из армии.

«Тогда я легко это воспринял, а сейчас понимаю, что впроголодь покупать ребёнку компьютер — это героизм. Единственное, я серьёзно к этому отнёсся, после армии был очень мотивирован работать», — рассказывает дизайнер.

Смирнов за четыре месяца изучил существовавшие тогда программы трёхмерного моделирования вроде 3D Max. В то время немало компаний только начали работать с компьютерами, и предпринимателям требовалось обучить сотрудников работе с ПО.

В августе 1997 года Смирнов устроился преподавателем в фирму, которая занималась расстановкой торгового оборудования в больших магазинах. Он получал $400–500 в месяц за уроки по компьютерному моделированию.

Это дало дизайнеру конкурентное преимущество. Через знакомых и клиентов он получал новые заказы на разработку промышленного дизайна выключателей, розеток и даже гидромассажных ванн. С количеством заказов рос и заработок.

На одной из дизайнерских выставок к Смирнову обратился немец, предложивший взяться за разработку ещё одного настенного выключателя (название компании предприниматель не раскрывает).

Бюджет проекта составлял $20 тысяч. Из них $18 тысяч немец забирал себе, однако, вспоминает дизайнер, $2000 были для него «счастьем», и он согласился.

Смирнову нравилось заниматься промышленным дизайном, и он решил открыть свою студию. Но у него было недостаточно технических знаний для проектирования, и он понимал, что ему в команду нужен конструктор.

Платить потенциальному сотруднику было нечем, поэтому Смирнов договорился со знакомым конструктором Ильёй Артамошиным, что тот будет работать в обмен на 25% бизнеса. Студию назвали «Смирнов Дизайн».

Смирнов затрудняется вспомнить затраты на запуск, но отмечает, что бюджет был ограничен, а первый офис располагался в здании Института холодильных систем и пищевых производств.

Сергей Смирнов со своим первым ноутбуком​
Сергей Смирнов со своим первым ноутбуком​

«Жутко воняло рыбой, просто ужасно. Но мы не платили за аренду: там был офис нашего знакомого. Он сказал, что ему скучно, и предложил работать в его офисе, хотя сам появлялся там редко», — комментирует Смирнов.

В 2001 году предприниматель нанял в студию ещё одного конструктора и дизайнера. Места стало не хватать, и Смирнов задумался о переезде.

В то время студия работала над заказом для Института точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева РАН: разрабатывала дизайн будильника и интерактивного настенного календаря, которому можно было продиктовать заметку, и в нужный день он бы её озвучивал.

Директору института дизайн понравился, и он предложил студии помещение под офис в обмен на бесплатную работу раз в месяц.

Среди задач, которые приходилось делать для института, был сайт с интерактивной версией музея космического корабля «Буран». Также Смирнов с коллегами визуализировал строение земного ядра для изучавших его физиков.

Частные же клиенты продолжали заказывать выключатели и розетки, а ещё просили сделать дизайн проводных телефонов и другой техники. Смирнов говорит, что тогда, как и сейчас, в России не было системы и разделения на дизайн-профили.

Всегда может прийти неожиданный клиент и попросить спроектировать что угодно — от маленькой бельевой прищепки до двухэтажного поезда.

В начале 2000-х цена складывалась из того, в каких ботинках и на какой машине приехал заказчик. Каждый год студия выполняла несколько десятков заказов, но денег хватало лишь на зарплаты, еду и предметы первой необходимости.

Сергей Смирнов

В 2001 к студии обратился производитель водных фильтров «Барьер» и заказал дизайн для фильтра «Барьер Гранд». На разработку ушло около года.

Фильтр «Барьер Гранд»​
Фильтр «Барьер Гранд»​

Смирнов вспоминает, что технический директор со стороны клиента требовал от студии конструкторскую документацию, которую потом сразу отправили бы в Китай для изготовления пресс-форм. Студии это было в новинку. Приходилось учиться на ходу, прорабатывая все детали до мелочей, подчёркивает предприниматель.

Например, заказчик мог неожиданно попросить убрать пять миллиметров от размера, чтобы при транспортировке из Китая можно было загрузить в контейнер на один ряд продукции больше.

А при заполнении пресс-формы пластик тёк определённым образом, и после остывания появлялись линии спайки, о которых дизайнеру нужно было знать, чтобы как-то отвлечь от них внимание другими элементами.

«Можно добиться, чтобы спайки не было, но тогда одна единица товара будет производиться на пять секунд дольше. Когда речь о миллионных тиражах, пять секунд превращаются в большие денежные потери. Дизайнер, зная технологические особенности, может сокращать себестоимость изделия», — поясняет Смирнов.

За проект клиент заплатил $1000–2000, а в будущем ещё дважды обращался в студию за дизайном других фильтров.

Первые дизайн-исследования в стране

К 2003 году в студии работало шесть человек. Они уже не помещались в прежнем офисе, и предприниматель за 100 тысяч рублей снял помещение в 100 м² на первом этаже жилого дома.

По словам Смирнова, дизайн и проектирование в то время не приносили «хорошего» дохода, хотя они составляли 80% заказов. Получив чертежи и модели, клиенты обращались в другие компании и там заказывали изготовление продуктов — в основном из пластика.

Смирнов решил, что можно запустить своё производство. Он открыл компанию «Смирнов Технологии» и арендовал термопластавтомат, машину для литья пластика с помощью пресс-форм. Их заказывали в Китае по цене около $5000.

На пике развития компании принадлежало шесть термопластавтоматов и четыре станка для механической обработки изделий из металла и других материалов.

Ещё в 2010-х годах многие наши проекты стали касаться медицинских приборов, где тиражи маленькие, а значит, наше производство пресс-форм не приносило большого дохода. Плюс появился китайский рынок, который к тому моменту был уже более-менее стабильным. Сейчас мы можем взять на себя сопровождение производственных процессов в Китае, для этого у нас там свой сотрудник.

Сергей Смирнов

В 2005 году в студии работало уже 12 человек. Примерно в то же время к ней обратилась компания Samsung, искавшая подрядчика для дизайнерского исследования на российском рынке.

По словам Смирнова, Samsung не понимала, почему российские потребители покупают маленькие чёрные тяжёлые телефоны вместо больших лёгких и светлых.

Дизайн-студии предстояло опросить россиян и понять, как дизайн влияет на выбор четырёх продуктов: мобильных телефонов, фотоаппаратов, холодильников и стиральных машин.

В то время у нас в стране никто из маркетинговых агентств даже не знал о таком. В нашей студии работала Екатерина Храмкова, которая открыла в России это понятие, когда пришла в «Смирнов Дизайн» ещё в 2004 году. Мы исследовали специфику нашего рынка, нашего менталитета и презентовали результаты в виде отчётов и концептов этих продуктов.

Сергей Смирнов

Смирнов с коллегами показывали потребителям разные дизайны продуктов и просили выбрать наиболее привлекательный. Также студия вместе с заказчиком установила в магазинах камеры, чтобы наблюдать за тем, как покупатели выбирают и покупают в естественных условиях.

На исследование для Samsung ушло пять месяцев, а студия получила около $100 тысяч.

Выяснилось, что мы брендозависимы. В культурном коде любовь к чёрному и красному. Люди, которым сейчас 35–45 лет, выросли в период, когда иностранные вещи казались крутыми. Тогда магнитола Sony была сильна именно названием бренда, а уже потом — качеством звука.

Сергей Смирнов

Осенью 2006 года в «Смирнов Дизайн» за исследованием обратилась LG. Бренд интересовался российским рынком мобильных телефонов.

За семь месяцев работы студия получила $150–200 тысяч. По словам предпринимателя, это один из самых прибыльных проектов за всю историю компании.

Страница из исследовательского отчёта для LG
Страница из исследовательского отчёта для LG

Российская индустрия промышленного дизайна

В 2011 году к студии обратилась российская исследовательская команда «Селеноход», которая участвовала в конкурсе Google Lunar X Prize. Ей требовалось разработать робота, который проедет 500 метров по Луне и перешлёт на Землю фото и видео. Победителю обещали $20 млн.

По условиям соревнования, команда не могла брать деньги на разработку у государства, кроме того, ей нужно были найти способ доставить робота на Луну. «Но мы могли оказывать государству услугу, и за это получить возможность попасть на борт», — комментирует Смирнов.

Команда студии заинтересовалась проектом и решила бесплатно помочь «Селеноходу» с разработкой дизайна и конструкции некоторых узлов робота.

Для системы передвижения студия использовала шагающий механизм, разработанный ещё в СССР. Благодаря нему «Селеноход» не увяз бы в рыхлой поверхности Луны.

Студия и команда разработчиков рассчитывали отправить робота на Луну в рамках российской лунной программы. Однако её сроки постоянно сдвигались — и в итоге создателям лунохода пришлось отказаться от участия в Google Lunar X Prize и этой миссии.

«Селеноход»​
«Селеноход»​

И всё же благодаря конкурсу сотрудники студии Смирнова получили опыт в мехатронике, и предприниматель открыл фирму Ronavi Robotics, разрабатывающую роботов для перевозки грузов на складах. Подробности проекта дизайнер не раскрывает, но отмечает: компания пока не вышла на операционную прибыль.

По мнению Смирнова, в России производят неплохое с инженерной точки зрения оборудование, но при этом не с лучшим дизайном. Предприниматель хочет это изменить, поэтому с 2006 года участвует в правительственных заседаниях по промышленному дизайну в экспертном совете при Минпромторге.

Я заинтересован в развитии отрасли, чтобы рынок рос, появлялись новые возможности, а следовательно и проектов становилось больше. Поэтому я участвую в качестве представителя индустрии в подобных мероприятиях.

Сергей Смирнов

Одно из предложений Смирнова — субсидии, чтобы любой производитель мог рассчитывать на дешёвый или бесплатный дизайн за счёт государства.

«Для государства это сотни миллионов рублей — незаметные деньги. Тем не менее это вклад в продукты, которые будут произведены и распроданы, что приведёт к частичному или полному возврату инвестиций. Например, через роялти в пользу государства», — комментирует идею Смирнов.

Проблема кадров

Ещё одной проблемой индустрии предприниматель считает поиск новых кадров.

Из-за высоких требований к дизайнерам и инженерам компании трудно расширить штат. Например, фирме важно, чтобы дизайнер мог самостоятельно вести проект, без участия арт-директора, и понимал особенности разных материалов и тонкости работы с ними при производстве изделий.

Профессионализм дизайнера в студии определяют по портфолио и тестовому заданию. Для инженеров-соискателей тоже есть тестовое задание — придумать, как лучше встроить батарейный отсек в устройство со сложными формами. Задание выполняют на основе отсканированного в 3D объекта.

Зарплата дизайнеров и инженеров в компании — от 60 до 100 тысяч рублей. При этом все начинают с 40–50 тысяч рублей. Зарплата постепенно повышается после испытательного срока в зависимости от успехов сотрудников.

Разработал выключатель, фильтр «Барьер» и луноход: история одного из первых российских промдизайнеров Сергея Смирнова

Сейчас Смирнов думает о том, чтобы открыть ещё один филиал в Москве, а потом расширяться в другие регионы России. За 2019 год, по прогнозам предпринимателя, оборот «Смирнов Дизайн» составит больше $1 млн.

«Дизайн-студию я называю не бизнесом, а некой сферой услуг. Она зависит от конъюнктуры рынка. Сложно масштабировать, сложно прогнозировать. Это не про серьёзный заработок», — сетует предприниматель.

Смирнов не видит конкурентов и считает, что у каждой студии в России свои особенности, сильные и слабые стороны.

Мы достаточно хорошо и уверенно себя чувствуем. Возможно, «Студия Артемия Лебедева» — наш конкурент, но она уже нашла себя, там активно работают, мы тоже. Есть студии помоложе, у них подешевле, и какие-то проекты уходят к ним. Однако мы осознанно отпускаем проекты к другим компаниям, это некое разделение труда на рынке. Это нормально.

Сергей Смирнов
2121
14 комментариев

Подсчитывателя фамилий вызывали? Смирнов - 53 раза. У меня все.

7
Ответить

1млн или 1 млрд евро?
Одним мулем оборота может и перефирийная веб студия похвастаться

4
Ответить

Про 1 млрд написали бы в форбсе

1
Ответить

Кхм, дизайн Зенит М? А ничего что это слизанная Leica M?

4
Ответить

))) Давайте поднимем фотки фотокамер 50-60 годов ещё, и посмотрим что на что похоже 

Ответить

" фирме важно, чтобы дизайнер мог самостоятельно вести проект, без участия арт-директора, и понимал особенности разных материалов и тонкости работы с ними при производстве изделий."

"Зарплата дизайнеров и инженеров в компании — от 60 до 100 тысяч рублей." В Москве.

А потом удивление в обществе, что многие хотят и идут в IT вместо реального производства.

Ну оок.

3
Ответить

Дизайн это не совсем IT.

1
Ответить