В ЦАРСКОЙ РОССИИ БЫЛИ ДЕРЕВНИ, В КОТОРЫХ ЛЮДИ. ПРОМЫШЛЯЛИ ПОДАЯНИЕМ. ЭТО БЫЛО ИХ ОСНОВНОЙ РАБОТОЙ

Рассказываю об одной деревни.В конце XIX века деревня Яново (ныне поселок городского типа Иваново, Белоруссия) стало известным в Российской империи благодаря книге "Бродячая Русь Христа-ради" известного ученого, этнографа-беллетриста и писателя Сергея Васильевича Максимова, которая была выпущена в Санкт-Петербурге.

В этом произведении, в котором Максимов описывал свои путешествия и жизнь, культуру и быт крестьян, особенно привлекло внимание описание того, как местные жители из полесской глубинки зарабатывали на жизнь, их обычаи и повседневность. Все это сильно отличалось от жизни, быта и обычаевроссийского крестьянства.Мужчин из Яново называли лаборями, так как их основным занятием было хождение по разным местам и сбор пожертвований на церковные нужды, в основном на строительство и реставрацию церквей.

Эта древняя профессия, по некоторым сведениям, возникла в конце XV века. Многие крестьяне не имели собственной земли и, после выполнения обязательных работ для помещика, искали дополнительные источники заработка.Вероятно, лаборство распространилось под влиянием римско-католического духовенства, таких как иезуиты и пиары, которые, воспользовавшись бедностью жителей Яново и других белорусских городов, отправляли их в разные места для сбора пожертвований при строительстве своих храмов. Постепенно яновцы стали увлекаться этой страннической жизнью, полюбили ее и сделали ее своим основным занятием.Каждый лаборь имел при себе книгу пожертвований. Обычно, объяснив, для чего нужны деньги, он предъявлял эту книгу, где указывались имена всех жертвователей и выделенные ими суммы.

Помимо денег, лаборям жертвовали продукты, одежду, лен и.т.д. Все это не вносилось в книгу и являлось средством заработка. Продукты обычно съедались, а другие товары продавались на рынке.По сведениям историков, лаборский промысел процветал вплоть до конца 1940-х, а позже, стал исчезать.

Однако, во многих городах, в том числе и в моем родном Липецке, можно встретить современных лаборей, которые просят подаяние на храм. С одной женщиной я был знаком лично. Она монашествующая в миру и помогает восстанавливать женский скин в Задонске. Каждый день она ходит по городу и собирает пожертвования, записывая имена и суммы в блокнот. В конце недели едет в монастырь и передает деньги. Живет исключительно на то, что кто даст.Вот такая история!

На фото: Яновские купцы (в центре) с коренными жителями Янова лаборями Александром Шевчуком и Андреем Сегенем. 1920-е годы

44
Начать дискуссию