История о фальшивом запросе

Эта история случилась со мной на мастер-майнде, который я же сам и собрал. Вымышленная история или настоящая, решать вам.

Шла вторая встреча участников мастер-майнда. Мы разбирали тех, кого не успели разобрать на первой.

Разбирать (на языке предпринимателей) означает погрузиться в ситуацию и найти то, что позволит предпринимателю больше зарабатывать. Несмотря на то, что разбор больше напоминает распутывание сети мозговых узелков, чем перебор двигателя автомобиля, называть это действо принято разбором.

Сегодня должен был быть мой разбор.

Я подготовился, описал обстоятельства, запрос и собственный план решения. Я прошёл через столько тренингов, обучений, коучей и психологов. Ну чем меня могли удивить ещё 6 предпринимателей?

Разбор начался. Минут 20 я говорил без остановки. Ребята внимательно слушали, не перебивая. Только вот ближе к концу моей пламенной речи их лица всё больше походили на живое воплощение слова «Озадаченность».

Знаете эти ситуации, когда вас спрашивают, а что конкретно не так? И вы теряетесь с ответом, потому что всё не так. Вот ребята сидели ровно с такими лицами.

Я подобрался к кульминации своего доклада и озвучил запрос. Он был настолько поверхностный, что я уже даже не помню его точную формулировку. Что-то там про средний чек и больших клиентов.

Я замолчал. Повисла пауза. Лица всех 6 предпринимателей стали ещё более напряжёнными. Тишина была настолько плотной, что если бы вы хотели сделать бутерброд с тревогой, то смогли бы в тот момент отрезать себе солидный кусочек.

По взглядам я видел, что сейчас каждый из слушавших меня подошёл к минному полю с моим именем. Любое неверно подобранное слово могло запустить ремейк фильма «Оппенгеймер».

Наконец-то тишину нарушил Роман. Он задал первый неприятный для меня вопрос:

— Какой настоящий запрос ты скрываешь за этим?

Тишина будто удерживала ребят, и, как только она была нарушена, вопросы посыпались на меня как вода из прорывающейся плотины.

— От чего ты бежишь? — Когда ты всё это успеешь? — Зачем так много инструментов?

Каждый вопрос был как удар серпом по яйцам, сопровождаемый противным звуком скрежета металла по стеклу.

Наверное, это был звук ударяющихся молотков о стекло моего скафандра, в который я забрался и напрочь не желал контактировать с реальным миром. Будто космонавт, который давно не в космосе, но носит это стекло на голове по привычке, вдруг тут тоже воздуха нет.

Но в тот момент я этого не осознавал. Я лишь чувствовал, будто на меня напали и сейчас растащат на куски.

История о фальшивом запросе

Я вскипел. На очередной вопрос «Может ты выбрал это направление, потому что это просто безопасно?» я ответил резким и режущим «Ну вот тут ты уже явно фантазируешь, Олег!».

Соль ответа была не в словах, а в интонации, с которой это было сказано. Этой фразой я доставал из-за спины большой двубортный топор с засечками, которые появились при явно активном использовании. Эта фраза была официальным предупреждением с подтекстом «Давай, скажи ещё раз, дай мне повод пустить в ход залежавшийся инструмент».

Сам я видеть не мог, но уверен, другие заметили в этот момент в моих глазах тот самый опасный блеск, который видишь во взгляде загнанного животного. Человек в таком состоянии методы, а тем более слова выбирать не будет.

— Воу-воу, Толь, мы же хотим помочь! — сказал Роман в мою сторону. И тут же добавил для остальных – Агрессия это нормально, защита пошла, всё в порядке.

От этой простой фразы я-таки немного пришёл в себя и снова был готов слушать. Я давно для себя решил, что если что-то вызывает у меня неконтролируемую эмоциональную реакцию (а сейчас было ровно так) , с этим нужно разобраться. Я настроился и мы начали копать.

Прошлись по маме, папе… Ощущение, будто ни один бизнес-разбор сегодня без этого не обходится. Но тут было мимо, это поле давно занял и успешно возделывал мой психолог.

Перебрали пару простых бизнес-гипотез вроде верно выбранного рынка и проекта, к которому стоит прикладывать усилия. Тоже толком ни за что не зацепились.

Мы блуждали в паутине гипотез, зная, что тут что-то не так, но не находя конкретного ответа. Всё было мимо. Но кожей чувствовали, что вот-вот схватим то самое. Большую надпроблему, из которой росли все остальные.

Елена, психотерапевт со стажем, была той, кто изменила ход этого разбора. Она смогла озвучить то, что у остальных вертелось на языке, но они никак не могли собрать это в слова.

— Тебе обязательно всегда быть героем? — спросила меня Елена. Огромный опыт натренировал у неё ошеломительную точность в психо-диагностике. Её вопрос не был очередным ударом по стеклу скафандра. Она как будто элегантно протиснулась в небольшую брешь и просто щелкнула меня по носу.

Я подвис (первый признак, что мне попали в слепое пятно). Единственное, на что меня хватило в тот момент, это выдать невнятное «В смысле?».

— В прямом, Толь! Почему ты имеешь право владеть бизнесом только если ты непременно вытаскиваешь всех из жопы и в конце тебе аплодируют? — продолжила Елена.

История о фальшивом запросе

Я понимал, к чему она ведёт. У предпринимателей этот синдром называется «Бэтмен и подтанцовка». Когда предприниматель в бизнесе — главный «решала», а команда способна только включать «бэт-сигнал» в небе, если появляется проблема. Как итог: собственник каждый день по уши в пожарах, а рядом с ним слабая команда, которой тупо не на чем учиться быть сильной.

— Стоп-стоп-стоп! (у меня пошла вторая волна сопротивления) Я не играю в Бэтмена. У меня команда успешно трудится над проектами, сами решают кучу проблем, а многие сильно круче меня в маркетинге…

— Здорово! Так почему тогда в исполнении обязательств ты это настроил, а в построении коммерческого сектора продолжаешь играть в героя? — парировала Елена.

И вот тут было больно. Ведь она была права. Оказывается, один-два раза победить синдром Бэтмена не значит победить его навсегда. Как хроническая болезнь, он может вылезти когда и где угодно.

Случился слом. Называйте это инсайтом, осознанием или точкой бифуркации. Но я понял, что синдром Бэтмена был со мной всё это время и, главное, так и останется со мной. А значит нужно заново учиться с ним жить.

После мастер-майнда я запланировал встречу с психологом, запустил поиск коммерческого директора, а самое главное, в моей голове появилась лампочка «А не в Бэтмена ли я сейчас играю?».

И, конечно, я начал видеть «игру в Бэтмена» у других предпринимателей. Но с советами не лезу. Как говорится, ты свой совет себе посоветуй. А предприниматели с «Бэтменом» найдут в себе его, когда придёт время.

Начать дискуссию