Как Tele2 год готовился к тому, чтобы стать T2 за одну ночь
Рассказывает команда, которая работала над ребрендингом.
С четвертого сентября 2024 года Tele2 называется T2. К этому дню команда готовилась целый год и иногда работала по ночам, с третьего на четвертое — особенно много.
Пока все спали, сотрудники компании трудились как эльфы в новогоднюю ночь. Одни украшали салоны связи новыми вывесками, другие проверяли, правильно ли работают обновленные сайт и приложение, третьи наводили красоту в центральном офисе, а кто-то ждал утра, чтобы проследить, как меняются аватарки партнеров в Telegram.
Мы попросили четырех сотрудников рассказать, как это было. Делимся их историями, если вас заинтриговала какая-то конкретная — вот кликабельное содержание:
🌃 Переоформили несколько тысяч салонов связи за ночь, чтобы утром клиентов встретил новый бренд
🎨 Брендировали аватарки 84 Telegram-каналов и запустили флешмоб
🍱 Провели редизайн сайта и приложения, вдохновившись бенто-стилем из японской кухни
🎈Украсили рабочие места сотрудников главного офиса и устроили праздник для коллег по всей России
«Рассказывал о том, что Tele2 теперь Т2, а в ответ слышал: “Знаем-знаем. Спасибо, что деда сохранили”»
Сверхзадача — превратить Tele2 в Т2 на всех ценниках, рекламных баннерах и вывесках в России
Моя команда — 25 человек, с которыми я вижусь каждый день в московском офисе. И еще примерно 170 человек, которые продвигают бренд в точках продаж. Это порядка трех тысяч салонов и десятки тысяч точек, в которых мы продаем SIM-карты как партнеры, — например, в продуктовых магазинах и на заправках.
К ребрендингу я был готов, новость не то чтобы застала меня врасплох. В голову сразу пришли три мысли: «Круто, сложный проект!», «Надо перенести отпуск» и «Хорошо бы добавить к суткам 25-й час, чтобы все успеть».
Начали с того, что сделали цифровой профиль каждого салона
Мы посчитали все вывески, метраж брендированных обоев и рекламные материалы. Дальше приступили к косметическим ремонтам на местах: перекрашивали брендированные обои в новые цвета. Когда был готов логотип, начали готовить вывески и десятки тысяч макетов рекламы. Запустили производство брендированной одежды для сотрудников.
Самое сложное — сохранить ребрендинг в секрете
Первый нюанс: не хватало поставщиков и монтажных бригад, чтобы за два месяца заменить всю рекламу в наших салонах. Договориться с новыми контрагентами нужно было заранее. Объяснялись буквально на пальцах, мол, в третьем квартале у нас будет большой проект по запуску нового тарифа.
Второй нюанс: с дизайном тоже все оказалось непросто. Обычно мы готовим материалы в агентствах по всей стране, а здесь была важна централизованность, чтобы не допустить утечек. Макеты для каждого салона (а их, напомню, около трех тысяч) верстала одна команда из 20 человек. Работы было так много, что ближе к запуску дизайнеры переехали в гостиницу поближе к офису — чтобы быстрее добираться и выспаться.
С планированием справились отлично, оставалось только все это реализовать
На подготовительный этап ушло десять месяцев. Когда переходили от обсуждения к действиям, продумали, как облегчить рутину:
- Заменили все цифровые экраны за один раз. В салонах Т2 их более двух тысяч. Ночью четвертого сентября мы загрузили новые рекламные ролики в облако, и уже утром они были везде.
- Запустили интерактивную карту ребрендинга розницы. Это что-то вроде игры: салоны соревнуются друг с другом, кто быстрее и успешнее справится с ребрендингом. Каждая точка ставила галочку в трех пунктах: замена мелких рекламных материалов (буклеты, ценники), больших рекламных поверхностей и вывесок. Нам это упростило мониторинг, а салоны смогли сравнивать себя с другими и, если что-то шло не так, просить помощи или совета.
- Делегировали анализ фотоотчетов нейросети. Салоны загружали фотографии обновленного дизайна, а ИИ проверял, не осталось ли где-то старого логотипа.
- Организовали Power Night. В ночь с третьего на четвертое сентября 1700 офисных сотрудников вызвались приехать в салоны в своих городах, чтобы привезти новую форму, заменить ценники и рекламу. Это было добровольно, и инициативу поддержал каждый пятый. Я со своей командой ту ночь провел в центральном офисе. Выполнял роль няни: катал по офису дочь коллеги, пока тот загружал рекламу на цифровые экраны.
- Провели Power Day. У нас каждый сотрудник, независимо от должности, может поехать в салон связи и поговорить с клиентами вживую. Спустя пару недель после ребрендинга мы отправились «в поля» рассказывать о наших переменах. Я был в Калуге. Безумно удивился, когда рассказывал о том, что Tele2 теперь Т2, а в ответ слышал: «Знаем-знаем. Спасибо, что деда сохранили». Речь про одного из персонажей наших рекламных материалов. Я понял, что эти слова отражают смысл нашего слогана: «Другие правила. Новый уровень» — тот же бренд, только еще круче и современнее.
Фото слева — до, справа — после
«Не забуду свои мурашки, когда в девять утра все каналы по очереди сменили аватарки»
Сверхзадача — рассказать про обновление всем, кому только можно: и бабушкам, и зумерам
Я отвечала за то, чтобы наш ребрендинг отгремел во всех мессенджерах и соцсетях. В Т2 не принято ограничивать работу команды жесткими рамками. Так что с реализацией, конечно, можно было креативить.
Начали с обзора опыта ребрендинга в других компаниях
Обнаружили, что по большому счету до перемен внутри бренда мало кому есть дело. Это интересно с профессиональной точки зрения — например, маркетологам. А обычному пользователю главное, чтобы рядом с домом остался салон связи и в приложении работала кнопка пополнения счета.
Но мы хотели быть не как все, а зацепить людей своими переменами. Для этого казалось важным вызвать эмоцию, и даже не одну, а как минимум две: восхищение и раздражение. Для первой сделали яркий дизайн, а чтобы получить вторую, решили «захватить» пространство соцсетей.
Мы организовали коллаборации с крупными Telegram-каналами. В России мессенджером пользуются 85 миллионов человек — то что нужно для нашей задачи собрать большой охват.
Удалось договориться с 84 каналами
Все они разные: и с сотнями тысяч подписчиков, и небольшие региональные, и отраслевые, и мемные. Им пришлось работать с нами почти вслепую: мы до последнего не могли сказать, что за бренд и какое у нас событие.
В день ребрендинга мы сменили аватарки этих каналов. Они не были одинаковыми: логотип Т2 аккуратно вписывался в стилистику исходной обложки. Например, на аватарке канала Mash остался узнаваемый котик, мордочка которого поместилась между буквой «t» и «2». Мы подготовили несколько сотен вариантов обложек: дизайнеры выравнивали до миллиметра отступы, перебирали цвета, рисовали элементы. Каждая — произведение искусства.
Не забуду свои мурашки, когда в девять утра все каналы по очереди сменили аватарки. Пришло осознание, что все получилось. Но это еще не все.
Мы пошли дальше — и запустили специальный лендинг
На нем в пару кликов можно было создать аватарку с нашим новым логотипом. Воспользовались этим десять тысяч человек, в основном наши коллеги и партнеры. Если учесть, что в среднем за день один пользователь общается с десятью другими, — за счет флешмоба с аватарками ребрендинг разлетелся еще больше.
Помню, как в тот день в рабочих чатах было тяжело общаться: как будто тебе пишут одни боты с T2 вместо фотографий. И еще из необычного: мы интегрировали свой логотип в несколько эмоджи-паков. Эти вкрапления почти незаметные, но они тоже увеличили охваты. А всего рекламу T2 в Telegram увидели 16 миллионов человек.
«Мы обновили дизайн, вдохновившись японской кухней»
Сверхзадача — за девять месяцев провести редизайн всех цифровых продуктов Т2 так, чтобы они выглядели по-новому, но при этом бренд был узнаваемым
Моя команда отвечает за дизайн digital-продуктов Т2 — это мобильные приложения (всего их 12), дизайн веб-интерфейса, коммуникационный дизайн и дизайн-система. Сейчас нас 22 человека.
Наша задача была в том, чтобы дизайн «мэтчился» с новым брендом
Это непросто. Немногие команды так тесно интегрируют интерфейс с атрибутами бренда. Обычно без долгих обсуждений удается утвердить разве что шрифты, остальное требует времени. Но нам удалось. Не последнюю роль здесь сыграл бенто-стиль, мы планировали его внедрять еще до ребрендинга. Само понятие bento пришло из Японии. Это способ упаковки еды в контейнер, разделенный на секции — квадраты и прямоугольники.
Честно говоря, я не фанат японской кухни, больше люблю итальянскую. Но бенто-стиль в современном дизайне почти мейнстрим — то что нужно для масштабирования интерфейсов.
Глобальным редизайном я руководил впервые
Эту задачу даже ждал — накопилось много того, что перешло к нам от предыдущих дизайнеров: шрифты, кнопки, целые сценарии. Хотелось все подправить, доделать, привести к единому стилю.
Начали с проморолика от команды маркетинга. Разобрали эти 40 секунд буквально на молекулы: останавливали каждый кадр, обсуждали новые шрифты, думали, какие цвета лучше всего «приземлятся» в наши интерфейсы.
Было сложно держать проект в секрете
Когда определились со стилем, выбрали ключевые сценарии взаимодействия пользователя с продуктом, чтобы обновить их в первую очередь. То, над чем мы работали, нужно было держать в строгом секрете — даже от своих сотрудников.
Команда ребрендинга росла постепенно: сначала в нее попал только я, потом подключились лиды направлений, которые помогали с планированием, дальше присоединились все дизайнеры.
Завели отдельный чат проекта, чтобы сохранять все в тайне. Даже отключили ноутбуки от офисных мониторов, чтобы коллеги не могли случайно подглядеть.
Девять месяцев для ребрендинга критично мало
С начала 2024 года и до сентября мы жили в напряженном темпе. На изменения можно было бы заложить несколько лет, но мы такого себе позволить не могли. У нас была конкретная дата — четвертое сентября. И ни днем позже. Каждый день я сверялся с графиком, если что-то шло не так — с командой оперативно решали, как нагнать сроки.
Мы подготовили более 20 пользовательских сценариев для мобильного приложения и более 20 для сайта. Создали 100 компонентов в дизайн-системе. А графические дизайнеры запустили почти 30 сторис и 40 лендингов.
Четвертого сентября на девайсах наших пользователей приложение обновилось автоматически
Их встретил новый бренд — анимация с логотипом Tele2, меняющимся в T2. А как сделать так, чтобы пользователь, не нажимая ни на одну кнопку, сразу попал в обновленное приложение, — придумала техническая команда.
Запускались мы ночью, команда дизайна сидела в офисе в полном составе. Как только обновление вышло, начали проверять, чтобы все было на своих местах: кнопки, отступы, шрифты и остальное.
Домой ушли только в четыре утра. Пока ехал, везде замечал нашу анимированную рекламу. В этот момент я понял, что все это правда, — новый бренд случился.
«Чуть ли не до рассвета мы носились с охапками шаров: их было около трех тысяч»
Сверхзадача — осветить ребрендинг на 360° для всех сотрудников
В команде внутренних коммуникаций шесть человек. Мы отвечаем за информирование всех сотрудников о важных событиях, строим HR-бренд, вовлеченность и культуру компании.
Готовиться к дню ребрендинга начали примерно за год: уже тогда планировали основные мероприятия и бюджеты на них. Но самая активная подготовка к «дню X» началась в конце весны.
В 00:00 четвертого сентября всем нашим сотрудникам ушла рассылка
Так мы открывали парад анонсов о ребрендинге — сотрудники всех регионов получили письма в одно время. Помню, как в ту ночь сидели за ноутбуками и проверяли, не отстают ли наши часы, чтобы не ошибиться в моменте отправки.
Ровно в полночь, как в Новый год под куранты, нажали кнопку «Отправить». Конечно, очень волновались: не каждый день рассказываем о чем-то настолько большом и историческом. В итоге письма почти сразу прочитали 90% получивших.
Утром каждого сотрудника центрального офиса ждал сюрприз
На каждое рабочее место мы повесили воздушные шары и положили мерч. Все — в обновленной стилистике бренда. Мы могли сделать проще и, например, раздать подарки на входе. Но хотели, чтобы получилось «вау»: приходишь утром — и тебя встречает новый бренд.
Чуть ли не до рассвета мы носились с охапками шаров, их было около трех тысяч. Сложнее было только сохранить мерч и украшения в тайне: они хранились в переговорке со стеклянными дверями. Чтобы точно никто не подсмотрел, мы заложили помещение сверху донизу коробками.
В начале дня устроили праздничный прямой эфир
К восьми утра мы уже вернулись в офис, чтобы подготовиться к праздничному прямому эфиру и все настроить. Этот формат для нас, можно сказать, традиционный: трансляции из центрального офиса мы устраиваем на день рождения компании и на Новый год.
Задача под звездочкой была этот эфир анонсировать так, чтобы не выдать его повод, — поэтому в анонсе указали, что это будет регулярная информационная встреча с генеральным директором. А уже в рассылке подсветили, что трансляция — праздничная.
В эфире выступала вся рабочая группа, которая отвечала за ребрендинг. А еще были конкурсы, подарки, музыкальные паузы. К слову, трансляция оказалась самой просматриваемой из всех, что мы проводили: в момент анонса ребрендинга ее смотрели 80% сотрудников со всей страны. Это больше семи тысяч человек.
День ребрендинга давно позади, но часть праздничного декора все еще украшает офис. Обычно все демонтируют, но фотозона и карточки с мемами, которые мы собрали со всех департаментов и наклеили на стены, очень приглянулись коллегам. Оставили.