Движение «Педагоги-волонтеры» организовало 12 тысяч бесплатных онлайн-уроков для детей из бедных семей
Разбираем кейс и рассказываем, какие бизнес-инструменты пригодились НКО и волонтерам.
Активисты в Ульяновске начинали свое дело «Педагоги-волонтеры» в разгар пандемии летом 2020 года с команды из четырех человек. Уже к концу 2022-го в проекте участвовали 420 волонтеров-учителей в шести регионах страны. В итоге педагоги провели 12 тысяч бесплатных онлайн-уроков для полутора тысяч детей из бедных семей, детских домов и приютов. 68% одиннадцатиклассников из подопечных проекта поступили на бюджетные отделения вузов. 74% девятиклассников успешно сдали выпускные экзамены с первого раза. Для дополнительного образования на добровольных началах такие показатели в сухих цифрах – это оценка «хорошо», но для многих подростков – единственный шанс на счастливую жизнь.
Основатели движения «Педагоги-волонтеры» – Елена Сорокина и Константин Ильин, оба живут в Ульяновске. У них есть еще один некоммерческий проект – организация дополнительного образования «Профи-центр», в рамках которого оказывают помощь детям из неблагополучных семей. На нем они оттачивали мастерство для выхода на новый уровень.
«Я из малообеспеченной семьи, поступала в вуз без поддержки репетиторов. Поэтому мне пришлось отказаться от мечты стать переводчиком и выбрать тот вариант, куда хватило баллов на бюджет. Хочется, чтобы ребята, которые не могут себе позволить репетиторов или курсы при университетах, восполняли пробелы в знаниях, учились бесплатно и получали профессию, которую действительно хотят».
Но прежде чем удалось грамотно выстроить работу, пришлось набить шишек.
Проблемы на взлете
Проект стартовал в июле 2020 года. Число телефонных звонков и заявок на онлайн-обучение в мессенджерах стремительно росло. Одному ребенку необходима помощь по трем основным предметам, по которым предстоит сдавать экзамены: по русскому, математике и английскому. Нужны 3 преподавателя и минимум 1 урок в неделю по каждой дисциплине. Так для 300 заявок нужно составить расписание на 3600 занятий в месяц.
Как правило, проблемы в любом волонтерском движении возникают на этапах:
– сбора заявок, где недопустима халатность, потому что она разрушает репутацию;
– работы с каждым подопечным, где важно выделить и контролировать каждый шаг;
– загрузки педагогов – они, по сути, добровольцы и проводят занятия в свободное время, а его всегда не хватает;
– формирования системы вознаграждений – на одном энтузиазме проект долго не продержится.
Не разрушить прекрасную идею и не выгореть на этапе реализации добровольцам помогли инструменты коммерции крупных компаний. Учредитель проекта Константин Ильин убедился, что технологии для корпоративного бизнеса – хорошее подспорье для образовательных некоммерческих организаций (НКО).
Инструмент №1: систематизация – всех по карточкам
Первое, что сделали организаторы движения педагогов-волонтеров, подключили «бизнесовую» CRM-систему. Сначала казалось, что сложный софт не подойдет для скромного НКО.
Цель педагогов-волонтеров – исключительно учить, прийти и провести занятие. А значит, наша задача – оградить их от рутины, которая связана с учебным процессом, от его организации, обмена ссылками с родителями или законными представителями, формирования расписания, оповещения, отправки домашних заданий и всего подобного. Все это мы взяли на себя, иначе проект бы не состоялся.
Сделки, принятые в структуре CRM-решения, стали карточками учеников, контакты – информацией о родителях или законных представителях ученика. В одной карточке хранится вся информация от учебного плана и заданий до записи звонков и отправленных SMS.
Настроили роботов и чат-боты – они оперативно сообщают ученикам о статусах рассмотрения заявок на обучение, дате входного теста, расписании. За пару кликов можно сделать рассылку всем сразу, а не писать каждому ученику. CRM-система позволяет быстро оценить и оперативно перераспределить нагрузку на педагогов. Хорошие учителя – редкость, их надо беречь.
Инструмент №2: наладить связь
По словам Елены Сорокиной, адекватная и постоянная коммуникация – это самое важное в работе волонтеров. У подопечных разные, часто непростые, жизненные обстоятельства, многие недооценивают важность образования. Если у них появилось желание позвонить и узнать информацию, а тем более поучаствовать в программе, то такие звонки и сообщения волонтеры не имеют права пропускать. Сейчас добровольцы принимают до 1200 звонков в месяц.
Как ни парадоксально, наладить связь оказалось непросто. Первоначально волонтеры использовали обычную стационарную АТС, но, в трубке часто что-то «шипело и булькало», а постоянно держать в штате технического специалиста для устранения неполадок было невозможно. АТС сменили на облачную, она хорошо показала себя в Ульяновской области. Но как только к проекту стали подключаться новые регионы, проявился главный недостаток: звонки на городской номер были очень дорогими. Для сокращения затрат необходимы федеральный номер и мобильная связь. Летом волонтеры перешли на корпоративную многоканальную АТС, выбрали вариант от Tele2. Дополнительное оборудование и технические специалисты не потребовались.
«У нас многоканальный вариант, потому что АТС используют сотрудники в разных регионах и часовых поясах. Нам помогли ее настроить один раз, все работает без нареканий и в единой системе. АТС интегрирована с CRM и i2crm. Если человек звонит, автоматом создается карточка. Даже если прямо сейчас администратор не может принять звонок, потом видит заявку и перезванивает – так мы не упускаем никого. Карточки контактов также попадают в CRM автоматически. Также есть приложение, чтобы звонить через компьютер».
Инструмент №3: заготовить «плюшки» для педагогов
Сейчас бесплатно онлайн-уроки ведут более 400 педагогов из 75 регионов России, у каждого по одному или два урока в неделю. Еще 108 уже ушли из проекта, «текучка» в волонтерстве не редкость, в борьбе с ней тоже пригодился корпоративный подход.
Мы понимаем, что педагогов-волонтеров надо закрепить, для этого должна быть сильная корпоративная культура. Мы команда, делаем вместе общее, правильное дело, но без системы премирования не обойтись. Мы выявили наиболее полезные варианты поощрений и постоянно расширяем возможности.
Работа идет сразу по четырем направлениям: документы, подарки, навыки и минимизация расходов. Такой набор перекрывает потребности как новых волонтеров, так и «ветеранов».
За работу с подопечными проекта педагоги получают благодарности и сертификаты за успешную деятельность, что особенно важно для молодых специалистов. Они пригодятся учителям для портфолио, участия в конкурсах и заявок на гранты. За свою активность и количество проведенных уроков волонтерам также начисляют бонусы, которые можно обменять на что-то полезное или приятное на платформе «Педагогов-волонтеров». Например, сертификат на пиццу или доступ к онлайн-занятиям, возможность подключить «платный» Яндекс.Диск бесплатно. Также волонтеры и члены их семей могут получить скидку 20% на мобильную связь, подключившись к корпоративному тарифу «Бизнес-окружение». Для тех, кому важно личное общение, проходят очные встречи, деловые игры или мастер-классы в формате перезагрузки и часто никак не связанные с деятельностью учителя.
В 2021 году проект «Педагоги-волонтеры» стал одним из победителей конкурса «Навстречу импакт-стартапам» фонда поддержки инициатив в сфере детства «Навстречу переменам» и участником программы «Инкубатор». Tele2 – стратегический партнер фонда.
Сейчас проект педагогов-волонтеров работает в Ульяновской, Московской и Ростовской областях, Приморском крае, Республиках Бурятии и Алтай. Добровольцы бесплатно онлайн обучают детей с 1 по 11 класс по восьми школьным предметам, а еще игре на флейте и фортепиано. Елена и Константин говорят, сами не верили, что сработает, но подопечные уже уверенно исполняют простые произведения. В планах на следующий год – запуск проекта еще в пяти регионах.
Текст подготовлен Анной Барановской