Как удержать внимание 50 тысяч подписчиков в Telegram без бюджета на продвижение
Мы запустили телеграм-канал @tinkoff_invest_official в сентябре 2019-го и думали, что наберем 30 тысяч подписчиков за год. Прошло десять месяцев — и на нашем канале 50 тысяч подписчиков. Мы не потратили на продвижение ни рубля.
Мы решили честно рассказать, как мы работаем с контентом и трафиком, какими принципами руководствуемся и каких ошибок стараемся избегать. Возможно, наши советы больше подойдут корпоративным каналам, а не авторским, но кто знает, может, все будет наоборот. Поехали!
Конкуренция сумасшедшая. Раскрутить канал в Телеграме с каждым годом становится все сложнее. Только в 2019-м было зарегистрировано 133 800 каналов на русском. Теперь, после отмены блокировки Телеграма в России, логично ожидать, что эти цифры вырастут в несколько раз. И все, кто раньше боялся гнева Роскомнадзора, пойдут создавать свои каналы, зарабатывать, продвигать личный бренд, находить клиентов. А значит, Телеграм станет еще перспективнее и интереснее.
1. Изучите подводные камни платного продвижения
На наш взгляд, необходимость бирж по закупке трафика и рекламы в Телеграме переоценена. Мы довольно быстро поняли, что этот путь нам не подходит. В первую очередь потому, что неясна была эффективность такой закупки.
Трафик
Мы внимательно изучили рынок и каналы конкурентов, которые активно закупали трафик (добавление рандомных пользователей в канал за деньги). Сценарий всегда один: аудитория у таких каналов сначала вырастает, а потом начинает падать — за счет большого процента отписок. А охват постов и вовсе стремительно сокращается.
Реклама
У каналов, которые закупали рекламу на каналах-стотысячниках, показатели эффективности чуть лучше (потому что подписывались только заинтересованные пользователи). Но по факту рекламный трафик существенно снижает качественные показатели просмотров: падает охват одного поста (avg post reach) и вовлеченность читателей (ERR). То есть, грубо говоря, подписано на вас много людей, а реально читает ваши посты лишь небольшая группа постоянных читателей.
Бесплатно и хорошо
Мы хотели привлечь людей, которым и дальше будет интересно нас читать. Как вы уже поняли из примеров выше, «интересность» контента измеряется охватом одного поста (avg post reach) и вовлеченностью читателей (ERR). Видно, что у нас растет не только аудитория, но и охват одного поста, — это отличный показатель.
Что касается ERR (фиолетовая линия), то удержать его на высоком уровне при высоких темпах роста аудитории не удалось ни одному из известных нам каналов про экономику. В целом по рынку он колеблется на уровне 30%. Но у нас он не опускается ниже 55% — это самый высокий показатель среди каналов в нашей "весовой категории" (по данным на 8 июля).
О качестве охвата канала Тинькофф Инвестиций легко судить по рейтингу Медиалогии: в нем наш канал по среднему количеству просмотров обгоняет гораздо более крупных конкурентов.
О бесплатных инструментах, которые нам показались самыми эффективными, мы расскажем ниже.
2. ВП — бесплатная альтернатива рекламе
ВП, или взаимный пиар, оказался для нас мощнейшим инструментом продвижения. Это распространенная схема в Телеграме, когда два канала рекламируют друг друга по бартеру, бесплатно. Фактически больше 60% роста аудитории нашего канала за последние полгода пришлось на ВП. Остальное — органический рост.
Конечно, мы очень внимательно отбираем каналы, которые рекламируем у себя. До сих пор мы показываем всех претендентов нашим аналитикам.
И еще один лайфхак — ВП можно делать кросс-платформенным. Вы можете договориться с блогерами на Ютубе, чтобы они упомянули в своем выпуске ваш канал, а вы запостите рекламу их блога. То же самое можно делать с подкастами
Кроме ВП в первые месяцы нам помогли еще две бесплатные опции:
Подписка всех знакомых и сотрудников
Если вы компания и у вас есть сотрудники — попросите их подписаться, чтобы создать первую тысячу подписчиков. Они подпишутся, подпишут своих друзей, а те — своих. Мы написали письмо на корпоративную почту и за два дня подписали больше 1100 человек.
Упоминание канала на других ресурсах
У вас есть лендинг, страница в Facebook или Instagram? Постоянно рассказывайте там о своем телеграм-канале. Мы разместили ссылку на наш канал в других действующих блогах Тинькофф Инвестиций: в Смартлабе, VC, ленте приложения, а также о нашем Телеграме рассказывают ведущие подкаста "Жадный инвестор" и спецпроекта — шоу "Деньги не спят". Как-то раз после очередного выпуска шоу к нам пришло 300 подписчиков.
3. Одного SMM-специалиста недостаточно. Соберите команду профессионалов
Один эсэмэмщик не может быть в курсе всех новостей и не может разбираться в технических или финансовых нюансах. Ему нужна помощь, и вы можете помочь ему наладить контакты с другими профессионалами в вашей команде: дизайнерами, если канал о дизайне, разработчиками — если об IT, аналитиками — если об экономике. Для вас это «бесплатный» ресурс, а сотрудники получают возможность для повышения самооценки и самовыражения.
Что касается Тинькофф Инвестиций, то у нас нет отдельного эсэмэмщика, который отвечает за все сразу. Наш телеграм-канал делает команда финансовых аналитиков и редакторов. Нам повезло, что удалось собрать такую команду (хотя в основном она занята в другом проекте — делает ленту с аналитикой на тарифе Премиум).
Только недавно у нас появился редактор, ответственный за выпуск и ВП в Телеграме. Мы до сих пор обсуждаем новости всей командой. Один предложил тему, другой написал, третий отредактировал. По сути, это работа новостной редакции в миниатюре. Только с блек-джеком и дипломированными финансовыми аналитиками.
4. Делайте ставку на новости, а не на контент-планы
Еще один бесплатный ресурс — хороший контент. Мы сделали ставку на новостной контент: 80% опрошенных читают в Телеграме новостные каналы, свидетельствует исследование TGStat. Мы часто постим новости с гифками и картинками, используем эмодзи, чтобы тексты были живее. Этот прием перенимают и другие инвестиционные телеграм-каналы, и в целом это давно известный тренд, пришедший еще из Твиттера и других соцсетей.
Мы убеждены, что контент-планы остались далеко в прошлом. Телеграм привязан к новостям, а заранее прописать пандемию, обвал цен на нефть и банкротства крупных компаний в контент-плане невозможно.
Конечно, у нас есть запланированные публикации: в среду и воскресенье мы выкладываем анонсы шоу «Деньги не спят», по четвергам — подкаст «Жадный инвестор», а по понедельникам — таблицы с компаниями, которые будут отчитываться на неделе. Кроме этого, раз в две недели мы планируем ВП.
Остальное — рождается в редакционном чате.
5. Не стройте свою стратегию только вокруг ЦА
Несмотря на то, что весь интернет исписан советами «сначала определитесь с целевой аудиторией», редко у кого есть представление, для кого он собирается писать.
Мы не стали ограничиваться конкретной ЦА. Мы с самого начала решили не «подтягивать» контент под аудиторию, наоборот — мы ставили целью сделать качественный контент, чтобы аудитория под него подтянулась сама.
Безусловно, здесь нужно оговориться, что мы — редакторы — пришли в Тинькофф Инвестиции уже с опытом работы в деловых СМИ. Но в какой-то момент стало понятно, что нашей аудитории интересно читать новости не только про акции и рынки, но и про нашу компанию, нашу корпоративную жизнь и наши достижения и прорывы: допуск читателей к своей кухне добавляет ценности любому каналу.
По нашим данным, на 20-25% наша аудитория в Телеграме состоит из инвесторов, которые не являются нашими клиентами и вполне себе счастливо торгуют у других брокеров, — им просто нравится нас читать. Всегда найдутся люди, которым интересно знать, как у других, и они тоже часть вашей ЦА. И, конечно, потенциальные клиенты.
Бесценный вывод
Главное отличие канала Тинькофф Инвестиций от других корпоративных каналов состоит в том, что его делает не отдел маркетинга, а редакция. Мы сделали ставку на простые тексты об инвестициях, не привязывали их к контент-планам и целевой аудитории, но при этом сумели сделать крутой канал. И здесь мы лишь делимся опытом и ничего не навязываем. Надеемся, вам было интересно!
Подписывайтесь на нас в телеграме @tinkoff_invest_official
Авторы: Кира Егорова, главный редактор, Анна Бутусова, выпускающий редактор, редакция Тинькофф Инвестиций
Ваша история вовсе не про привлечение пользователей за 0 рублей. Вы потратили на онлайн и оффлайн рекламу огроменные деньги, а потом к вам в телеграм пришло 50000 человек. В вашем случае, скорее всего, вы могли бы привлечь аудиторию так же легко, если бы просто копировали статьи с рбк.
Александр, конечно вы отчасти правы. Но текст в первую очередь о том, что аудиторию набрать действительно нетрудно, а вот сделать так, чтобы не просто подписались и забыли, а регулярно читали — вообще почти никому не удается (мы просмотрели статистику пары десятков конкурентов). У нас же это получилось — качественные показатели это доказывают.
Тут вы лукавите, если бы вы создавали канал на пустом месте, то еще вопрос - взлетели бы или было бы как у всех. У вас хороший бэкграунд в виде банка Тинькофф, Тинькофф Инвестиции, думаю большая доля читателей Тинькофф журнала - он славится своим качеством, можно сказать для многих служит эталоном. Опять же, взаимопиара у вас могло и не быть, а была бы реклама за деньги, начинай вы с нуля как ноу нейм канал.Так что потрачено очень много и с учетом того что у вас сколько-то там миллионов клиентов в Тинькофф инвестициях, то я бы заголовок сделал бы таким: "как имея миллион клиентов в сервисе, собрать всего 50 000 подписчиков - фэйл года".
:) да чтобы все так фейлили, Александр
1. "На наш взгляд, необходимость бирж по закупке трафика и рекламы в Телеграме переоценена" - почему? Ваш анализ в течение всей статьи строится на основе tgstat, но вы почему-то не используете telemetr, где можно посмотреть более точный ERR% и приход пдп. с рекламы от других каналов.
Те, кто давно в телеграм знают, что tgstat в основном используется, как каталог, а сервис аналитики и оценки эффективности телеграм канала - это telemetr.
2. Что касается трафика. Если канал совсем плохой или же на нем искусственно подняли актив - это сразу видно по контенту, а особенно, если это смотрит человек из соответствующей сферы. Если контент хороший, канал ведется и происходят периодическая рекламная активность, то у канала со временем просто ERR% становится средним по рынку.
Например: В инвестициях сейчас средний по рынку ~35-40%. Вы как раз в рынке) Ваш показатель ERR% - 35.9 суточный
3. По охватам тут даже нет смысла комментировать. Вы же один из лучших банков, когда вы заводите канал, где либо, то об этом пишут многие SMM ребята, + ваши источники продвижения, которые и создают вам основную базу лояльных пользователей) Так что, остальные нервно курят в сторонке.
4. Подписка всех сотрудников - это топ!😂
Что касается выводов, вы сделали очень крутой корпоративный канал в телеграм и вас точно надо ставить в пример всем остальным! Но, что касается комментария "Аудиторию набрать нетрудно" - это неправда, вам это удалось так быстро сделать, потому ваш бренд один из сильнейших в РФ, а уже остальные молодцы вторичны.
Удачи!
Кирилл, согласен, но в статье фактических ошибок намного больше. Если бы только это...
АП