Техническое обеспечение сайта: экономим или нет?
Ни один сайт не может нормально функционировать, если его техническое обеспечение пущено на самотек или оказывается в руках новичка. Задача программиста - сделать так, чтобы веб-ресурс работал корректно, без технических сбоев. О нюансах работы программистов, а также о том, есть ли смысл экономить на оплате работы технического специалиста мы поговорили с ведущими экспертами-программистами.
- Не для кого ни секрет, что создание сайта - процесс трудоемкий, требующий знаний, умений и опыта. Расскажите, что включает в себя техническое обеспечение работы веб-сайта? На какие нюансы Вы всегда обращаете внимание при работе? Что самое важное?
Александр Адамов: Техническое обеспечение сайта – сфера, которая затрагивает множество комплексных вопросов из разных областей информационных технологий. От проектирования архитектуры будущего приложения, разработки программного кода до администрирования аппаратно-технических средств и последующего сопровождения продукта.
Грамотно спроектированная архитектура будет прочным фундаментом проекта и залогом его надежной работы. Большую роль здесь играют опыт разработчиков, знание актуального инструментария и технологий, умение правильно определять сложность задач, которые должен будет решать будущий продукт.
Этапу планирования архитектуры и подготовке программной документации следует уделить самое пристальное внимание. Разумное и рациональное планирование будущей работы обязательно отзовётся экономией времени и средств заказчика.
Работая над проектом, лучше четко следовать установленным в команде разработчиков стандартам написания кода и структурирования проекта. Логическая разбивка программы на функциональные части должна быть простой и понятной, чтобы обеспечить быстрое вовлечение в работу новых членов команды.
Процесс работы над сайтом не заканчивается написанием последней строчки кода, загрузкой файлов на хостинг и публикацией в сети. Поэтому детали процесса дальнейшего сопровождения проекта (так называемый post production) оговариваются заранее.
Фёдор Датнов: Сегодня есть множество платформ, которые позволяют сделать свой сайт без написания кода. И, разумеется, рабочая команда такой платформы берет на себя всю головную боль по техническому обслуживанию сайта. Из минусов - у заказчика отсутствует всякий контроль над сайтом.
Если такая ситуация вас не устраивает, требуется больше контроля и возможностей, то тогда нужен либо выделенный хостинг, либо свой сервер. Но тут не обойтись без технических знаний, которые позволят произвести грамотную установку и настройку всего необходимого ПО. Из плюсов - вы получите систему, которую сможете настроить под свои нужды.
Что касается нюансов в работе, то здесь важно всё. Тут надо четко понимать, какие перед сайтом стоят цели и задачи. Если посещаемость сайта невысокая, и на нем не запускаются сложные скрипты, то и сложные дорогостоящие решения не потребуются. Поэтому я бы начал с того, чтобы понять, для каких целей будет использоваться сайт, и какие требования к нему предъявляются.
- С какими трудностями можно столкнуться в процессе работы? С чем сталкивались Вы? Как смогли решить возникшую проблему (проблемы)?
Александр Адамов: Работа программиста заключается в постоянном поиске решений и ответов на вопросы заказчика и коллег, которые были задействованы на более ранних этапах разработки и планирования.
Индустрия не стоит на месте и желание следовать новым стандартам, и применять современные технологии вносит в процесс разработки соревновательный или даже азартный элемент. Это стимулирует к саморазвитию и получению реального опыта.
Быстрый темп развития технологий при этом может создавать дополнительные трудности. Довольно часто новую технологию или библиотеку требуется освоить в короткие сроки, чтобы быстро применить её на практике. Для опытного разработчика такая ситуация, как правило, не вызывает серьёзных затруднений.
Бывают ситуации, когда последние версии библиотек могут оказаться несовместимы друг с другом или некорректно работать на компьютерах с определенной операционной системой. В этом случае от программиста требуется провести подбор сочетания инструментов таким образом, чтобы получить от них максимальную пользу и обеспечить стабильную работу программы в целом.
Фёдор Дантов: Наверное, самое сложное, когда клиент не знает, чего он хочет. В таких случаях вашей задачей будет - помочь клиенту четко понять, что ему нужно и что именно такой вариант для него будет наилучшим. Но это уже не техническая проблема, а навык ведения переговоров.
Если мы говорим про технические решения, то тут крайне мало “проблемных” задач. Просто одни задачи требуют больше времени и денег для их решения, чем другие. Все трудности в основном связаны с экстренными ситуациями, которые требуют оперативного реагирования: падение сервера и еже с ним.
- Ваше мнение как эксперта: стоит ли экономить на создании сайта и создавать его на бесплатных хостингах, а также пользоваться предложенными бесплатными шаблонами в интернете? Какие риски существуют?
Александр Адамов: В наше время сайт - важнейшая часть любого серьезного бизнеса. Приходя на ваш сайт, клиенты оценивают ваше дело и ваш продукт. К созданию собственного веб-ресурса и его сопровождению не следует относится легкомысленно. Точно также, как и нельзя легкомысленно относиться к работе с клиентом в целом, ведь высокая конкуренция сейчас стоит практически на всех рынках и во всех сегментах, а значит клиент быстро сможет найти для себя более привлекательное предложение.
Если вы владелец серьезного бизнеса, то и экономить на создании сайта не стоит. Как правило, бесплатные хостинги имеют ряд ограничений, которые могут негативно сказаться на ведение дела в целом. Так они могут иметь ограниченную техническую поддержку, что может привести к длительным простоям в работе сайта, а это, в свою очередь, повлечет за собой потерю прибыли в лице потенциальных клиентов. Бесплатные сервера могут иметь низкую производительность, которая не позволит пользователю быстро получить доступ к сайту.
Бесплатные шаблоны или конструкторы сайтов зачастую предоставляют типовые решения в плане дизайна интерфейса, что делает сайты, созданные с их помощью, похожими друг на друга и лишает индивидуальности. А ведь запоминающийся сайт – это сайт, на который хочется вернуться.
Но использование бесплатных ресурсов и сервисов может вполне подойти для молодого бизнеса, которому еще только требуется встать на ноги - для бизнеса такого уровня это может стать отправной точкой к расширению и новым конкурентным преимуществам. Как только вы решите, что ваше дело готово к следующему этапу развития, разумным шагом станет отказ от использования бесплатных шаблонов и хостингов, и начало разработки собственного сайта с уникальным дизайном, который будет размещён на надежном хостинге.
Фёдор Дантов: Относительно бесплатных хостингов можно ответить однозначно - это личный блог, любительский сайт (форум) по интересам, в крайнем случае - сайт-визитка для микробизнеса. Любая серьезная компания закономерно должна иметь приличный хостинг и доменное имя первого уровня.
Если говорить о бесплатных шаблонах, то главная проблема с ними - это отсутствие каких-либо гарантий. Шаблоны сайтов часто уменьшают скорость загрузки такого веб-ресурса или могут создавать проблемы с адаптацией сайта. Клиент в нашем современном мире ждать не любит и разбираться с отсутствием корректной работы ресурса тоже не станет. Кроме того, готовый шаблон не всегда способен удовлетворить все ваши потребности, а его правки и изменения могут вылететь в копеечку.
Для большинства же бизнесов важна идентичность, чем вы отличаетесь от миллиона таких же. Особенно для тех, кто планирует активно расти и развиваться. А сайт - лицо вашего бизнеса, и наверняка вы захотите, чтобы люди запомнили это лицо. Тогда для создания уникального дизайна следует обращаться к профессионалам.
Если вы осуществляете продажи через сайт, то тут без своей команды никак не обойтись. Этот инструмент продаж требует постоянных улучшений и доработок - совершенства не существует. Ведь вам важно, чтобы сайт постоянно работал и продавал, как часы. Приведу пример: Facebook вносит 100 обновлений в свой сервис каждый час. Конечно, вы не Facebook, и вам столько не нужно, однако разумный “улучшайзинг” будет целесообразным.
Веб-ресурс, который представляет в сети интересы компании, должен соответствовать ее статусу и задачам. Безусловно, следует равняться на лучших в вашей сфере, но иногда идти на компромисс. Здесь всё будет зависеть от цели создания конкретного сайта. Представляя ваши интересы, он должен решать вопросы, а не создавать сложности, поэтому прежде, чем обратиться в digital-агентство, ответьте себе на 4 главных вопроса:
- Зачем моей компании сайт?
- Какого результата я достигну, создав свой веб-ресурс?
- Какой бюджет моя компания готова на него потратить?
- Кто моя целевая аудитория? Для кого я будет создаваться мой сайт?
В зависимости от ответов, поступайте так, как посчитаете нужным. Но помните о том, что качественный сайт, выполненный профессионалами, способен решить множество проблем, превосходно презентовать продукт и идеи, а также продемонстрировать серьезность Вашей компании. И не стоит недооценивать своего потенциального клиента: он способен отличить зерна от плевел.