Работа с ностальгией: стартап «Мультикубик» продаёт проекторы для диафильмов в России и за рубежом
Автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов беседует с Михаилом Буховцевым, основателем проекта «Мультикубик».
Ниже — выдержки из интервью.
От Huawei Technologies к реинкарнации диафильмов
12 лет я проработал в китайской компании Huawei Technologies. После было много идей, каким бизнесом заниматься — «софтовым» или «железным». Я выбрал нечто на пересечении «железа», «софта» и контента.
Я сам в детстве очень любил диафильмы: помню, когда заболевал, мне ставили горчичники и показывали фильм. А потом это всё как-то исчезло из магазинов, хотя сегодня о диафильмах помнят все, кому за 30 лет.
Понял, что появившиеся недавно устройства, работающие на технологии мини-проекции, являются реинкарнацией диафильмов. И потом мы потратили больше четырёх лет, чтобы создать, по нашему мнению, лучший диапроектор современности.
Почему важно делать «железки»
Мы начали с того, что сделали более-менее жизнеспособный продукт: нашли подходящий нам проектор в Китае, переработали, добавили ПО, упаковку и контент и выпустили ограниченным тиражом в России. Продали 3000 экземпляров в первый же год.
Поймали проблемы качества — попался недобросовестный поставщик. Но многому научились: продавать, привозить, ремонтировать, размещать товар в магазинах. Главное — поняли, что в этом есть рынок, что «кубик» пользуется спросом. И ушли в разработку, сделали с нуля свой продукт, наполнили его контентом — собственным и с лицензией на использование.
Меня все спрашивают: «Зачем вы делаете "железки", если вы контентный продукт? Берите и модифицируйте». Я отвечаю: «Это очень долго, и китайцы, будем честны, готовые продукты не так уж охотно модифицируют».
Динамика и планы
За 2017 год мы продали около 10 тысяч проекторов, что, по мнению «игрушечников», считалось невозможным — с учётом цены на продукт в 30 тысяч рублей. В этом году мы как минимум удвоим показатели продаж. Большую часть спроса мы просто не успеваем обслуживать, потому что продаём в основном по предзаказам. В следующем году планируем продать больше 100 тысяч проекторов, то есть вырасти в пять раз. Сделаем это за счёт полученных инвестиций.
Вектор развития сейчас направляем за рубеж, в частности, на рынок США, хотим также попробовать пойти с продуктом в Китай.
Специфика взаимодействия с Китаем
По ментальности китайцы максимально близки к русским — больше, чем европейцы или американцы. Они гибкие, с ними возможен сценарий «утром стулья — вечером деньги». При этом китайцы исполнительны. Но у нас есть преимущество: мы можем делать одновременно несколько вещей и мыслить потоками, рядовой китаец же может в один момент времени делать только один процесс.
В Китае, как и в России, важно, чтобы в бизнесе сложились не только деловые, но и личные отношения. Они могут хитрить, но при этом ценят, когда у партнёра есть внутренний стержень: нужно приходить и строго с них спрашивать.
Как продавать диафильмы в США
Когда продукт был протестирован на рынке России, мы задались логичным вопросом: как за рубежом продвинуть продукт, который понятен российской аудитории?
Пришлось придумать новый бренд — с тех пор мы стали называться Cinemood, — поменять атрибуты и контентную стратегию, запустить краудфандинг. За два месяца мы собрали $170 тысяч и вовремя поставили продукт в 90 стран мира. Так мы подтвердили: люди везде одинаковые, везде есть родители и дети.
Что касается контентной стратегии — она похожа в любой стране. Люди ведь покупают своё детство. За рубежом родители так же любят тот контент, на котором они выросли, они ему доверяют. Поэтому мы в первую очередь находим такой контент и лицензируем его.
За кем будущее
Рынок смартфонов и планшетов уже насытился. Я считаю, что впереди нас ожидает такая же революция, которая произошла, когда вышли iPad. Никто не говорит, что мы собираемся отнять iPad. Но эти устройства есть уже у всех, при этом не факт, что iPad — это лучший компьютер.
Мы видим рынок на 1 млрд пользователей мини-проекторов в ближайшие десять лет. В детской нише видим развитие, связанное со сферой виртуальной реальности.
Чтобы «кубики» стали массовыми, они должны стать существенно дешевле и ярче. Предполагаю, что в масс-маркет мы сможем выйти через три-четыре года.
Подробнее о том, как стартапу удалось попасть в китайский бизнес-акселератор, как сделать из команды «секту» и как должен вести себя руководитель в стрессовой ситуации — в полной версии интервью на канале «Заметки предпринимателя».
У меня тоже был и фильмоскоп и диафильмов штук сто, но когда переезжал, продал это все на виолити. Но есть коллекционеры, которые дорожат этими вещами