Революция в HR: как чат-боты и геймификация улучшают онбординг сотрудников

Всем привет! Меня зовут Алексей Гуцуляк, мы с командой CHATADEMIA создаем умных чат-ботов, чтобы компании могли зарабатывать больше, а тратить меньше на рутинные процессы.

В 2022 году я анонсировал свой первый чат-бот Fin App, протестировал механики на тысячах пользователей и нашел самые рабочие способы обучения через ботов.

Презентация чат-бота Fin App на Digital Innopolis Days | Казань, 2022
Презентация чат-бота Fin App на Digital Innopolis Days | Казань, 2022

А сейчас всего за год мы с полного нуля стали лучшими создателями интерактивных ботов на Дальнем востоке, выступили на ВЭФ, презентовали себя в Минске на международном форуме по ИИ и теперь хотим помогать компаниям по всей стране.

Среди наших клиентов — FESCO, PrimaMedia, Чи-Фань, PayVi, ПримСоцБанк, Цирюльникъ, IThub, Министерство финансов ПК и ряд других лидеров своих отраслей. Поэтому все в этой статье основано на практическом опыте и полном погружении во внутренние особенности множества компаний.

Переходите к изучению, если будут вопросы, всегда можно написать мне в TG → @gutsulyakav.

За 12 месяцев через нас прошло чуть больше 100 компаний, в процессы каждой из которых мы подробно погрузились и нашли решение с помощью чат-ботов.

Тем более сегодня в ситуации высокого кадрового дефицита и текучки, чем быстрее новый член команды вольётся в рабочий процесс и «подружится» с компанией, тем скорее он начнёт приносить пользу.

Проблемы традиционного онбординга

Классический онбординг — это кипы документов, долгие лекции, бесконечные инструкции и тесты.

Такой подход отнимает много времени у HR-специалистов: в среднем менеджеры тратят от 3 часов каждый день только на обучение.

Для новых сотрудников весь процесс превращается в скучную рутину, теряется мотивация, а большое количество информации быстро забывается.

Результат? Низкая вовлечённость и эффективность обучения и, как следствие, высокая текучесть кадров или очень долгая адаптация.

Кроме того, в крупных компаниях с распределёнными командами или филиалами стандартизировать процесс онбординга практически невозможно. Каждый HR-специалист проводит обучение по-своему, что приводит к разному уровню подготовки сотрудников.

Чат-боты как решение?

Чат-боты — это не просто модный тренд, а мощный инструмент для автоматизации и персонализации онбординга. Они как раз способны взять на себя все рутинные задачи: отвечать на вопросы новых сотрудников, проводить полноценное обучение, напоминать о важных этапах адаптации и даже проводить тестирования или проверять задания.

Вы прямо сейчас можете перенести ваш текущий процесс обучения в виртуального наставника и перестать проходить с каждым новым членом команды одно и то же.

По сути мы просто берем вашу систему и детально переносим его в робота, получая готовый пошаговый интерактивный сценарий.

Архитектура обучения в сети ресторанов на 14 дней
Архитектура обучения в сети ресторанов на 14 дней

Для каждой компании формируется индивидуальный алгоритм работы бота для каждой должности. А длительность обучения может быть любой, где бот взаимодействует с сотрудником на каждой стадии его адаптации. В среднем активная фаза обучения в боте длится 14 дней, а дальше он собирает важную обратную связь и пушит по важным этапам спустя месяц, 3 месяца и даже через год.

Самое крутое, что тут может быть сколько угодно сценариев и функциональных ролей — HR-менеджеры, управленцы, линейные сотрудники любых должностей. И у каждого из них будет свой сценарий обучения и своя статистика.

Узнать много нового про компанию, познакомиться с коллегами из других отделов, посмотреть виртуальную экскурсию, отметить задачи в чек-листах и выучить инструкции? Все и еще больше можно сделать внутри одного робота.

Например, кусочек введения в компанию Tigre de Cristal на скриншотах ниже!

При этом большой упор делается не на банальные видео или текстовые уроки, а полное погружение сотрудника в среду компании:

  • обращения от действующих сотрудников и руководителей;
  • слэнг, стиль общения и настроение чат-бота в концепции вашей компании;
  • погружение в реальные процессы на учебных кейсах.

А еще с чат-ботами возможны интеграции практически с любыми внешними сервисами — выгружать статистику по прохождению обучения в Excel или Google Таблицы в реальном времени, отслеживать статусы выполнения задач в CRM-системе, связывать данные с 1С или любой другой программой автоматизации.

Система отчетов в таблицах по статусам и датам выполнения задач
Система отчетов в таблицах по статусам и датам выполнения задач

Геймификация: обучение через игру

Но автоматизация — это только половина успеха. Чтобы сделать процесс онбординга по-настоящему увлекательным, мы внедряем геймификацию. Это не просто игры, а продуманные механики, которые мотивируют сотрудников активно участвовать в обучении.

Мы попробовали использовать бота не в самом процессе обучения, а ради формирования корпоративной культуры. Ребята создали нам внутренний квиз по истории компании, генерацию фотомозаек с сотрудниками и систему рейтингов по филиалам в разных городах.

Виктория Мироненко
Специалист по корпоративной культуре FESCO

Примеры геймификации в онбординге:

  • Квесты. Новый сотрудник проходит виртуальный квест, выполняя задания и узнавая информацию о компании.
  • Рейтинги и награды. За успешное прохождение этапов онбординга сотрудник получает баллы, бейджи или виртуальные награды.
  • Интерактивные сценарии. Бот предлагает смоделированные рабочие ситуации, в которых сотрудник должен принять решение и увидеть последствия своих действий.
  • Решение рабочих ситуаций в игровых кейсах.

Геймификация не только делает процесс обучения интересным, но и помогает лучше усваивать информацию. Исследования показывают, что игровые механики повышают вовлечённость и запоминаемость на 40-60%.

Преимущества чат-ботов для онбординга:

  • Поддержка 24/7. Новый сотрудник может задать любой вопрос в любое время, не дожидаясь ответа HR-специалиста и получить ответ за пару секунд с помощью обученного ИИ.
  • Персонализация. Бот может адаптировать информацию под конкретного сотрудника, учитывая его роль, отдел и уровень подготовки.
  • Вовлеченность. Инструменты геймификации и взаимодействия повышают интерес со стороны сотрудников и позволяет более качественно учиться.
  • Автоматизация рутины. Чат-боты берут на себя задачи по сбору документов, заполнению форм и проведению тестов.
  • Скорость. Процесс адаптации ускоряется, так как информация подаётся в сжатом и структурированном виде.

Кейсы из рынка

Мы уже внедрили наши решения в крупных компаниях. Например, в одном из банков чат-бот помог сократить время онбординга новых сотрудников на 30% и сэкономил каждому HR по 2 часа в день. В сети ресторанов быстрого питания бот ускорил процесс взаимодействия сотрудников между собой в 2 раза и автоматизировал весь внутренний процесс.

Почему это работает?

  • Экономия времени. HR-специалисты могут сосредоточиться на стратегических задачах, личных собеседованиях, а не на постоянной рутине.
  • Улучшение пользовательского опыта. Сотрудники получают информацию в удобном формате, что повышает их удовлетворённость.
  • Стандартизация. Процесс онбординга становится единым для всех филиалов и отделов и проходит по единой системе для всех сотрудников, где точно ничего не забывается.
  • Данные для анализа. Чат-боты собирают данные о прохождении онбординга, что помогает улучшать процесс и отслеживать эффективность каждого человека.

Если вы хотите сделать процесс адаптации новых сотрудников быстрым, увлекательным и эффективным, самое время задуматься о внедрении чат-ботов и геймификации. Это не просто тренд, а реальный инструмент, который уже меняет HR-индустрию.

Перестаньте тратить по 3 часа в день на рутину и начните заниматься действительно важными задачами с нами.

Спасибо что дочитал(-а) до конца, подпишись на мой ТГ-канал и задавай вопросы в комментарии!

Написать в личные сообщения → @gutsulyakav

Больше про нас и нашу работу можно узнать тут → https://chatademia.ru

3
Начать дискуссию