Как «Тинькофф» запустил первый внутренний хакатон по e-commerce

Делимся лайфхаками по организации большого продуктового мероприятия.

Как «Тинькофф» запустил первый внутренний хакатон по e-commerce

Летом прошлого года в Тинькофф прошел хакатон по искусственному интеллекту. Тогда команда разработки продуктов электронной коммерции (Merchant Solutions) вдохновилась идеей формата и захотела провести похожее соревнование, но уже для своего направления. Идею вынашивали долго. В результате небольшой цепочки новых знакомств и созвонов проект попал в список мероприятий на этот год.

За три месяца команда отдела запустила хакатон, собрала более 70 участников из России, Белоруссии и Армении и выбрала победителей.

Зачем нам хакатон

Как обычно это бывает, причины были эмоциональные и рациональные. Первые помогли загореться идеей и дойти до конца, вторые — получить максимальную поддержку от компании. Теперь чуть подробнее:

  • Эмоциональные. Сотрудники отдела не раз сами участвовали в хакатонах и помнят азарт, желание проверить свои идеи и способности, получить новый опыт и выиграть призы. А еще ребят вдохновили хакатоны по безопасности, где участники ломали разные системы — выглядело впечатляюще. Захотелось тоже превратиться в такого Деда Мороза для других, а заодно познакомиться с активными и талантливыми ребятами в Тинькофф.
В отличие от Деда Мороза, от другой работы никто не освобождал
В отличие от Деда Мороза, от другой работы никто не освобождал

В общем, идея провести хакатон — это для ребят из команды электронной коммерции личное. Поэтому призы тоже подобрали эмоциональные. За первое место победители выиграли двухдневную поездку в Сочи всей командой с развлекательной программой.

За второе и третье место ребята получили приятный мерч. Также были призы от команд продуктов за лучшую интеграцию с решениями экосистемы Тинькофф Бизнес, Merchant Solutions, Касса, Долями, Город, Отзывы и так далее.

  • Рациональные. Мир знает много историй, когда идеи инженеров влияли на появление новых фич в продакшене. На рынке e-commerce живая конкуренция, постоянно все обновляются и выкатывают классные продукты — надо поддерживать темп и бежать быстрее остальных. Тинькофф имеет огромный потенциал и уже забирает в свою экосистему около половины новых онлайн-предпринимателей.

Хакатон — это возможность привлечь ребят, которые могут по-новому посмотреть на ставшие рутинными для сотрудников отдела вещи.

Как всё устроено

В Тинькофф есть команда, которая профессионально занимается вовлечением ИТ-сотрудников в жизнь компании, помогает формировать культуру обмена знаниями и развивать ИТ-бренд. В том числе успела организовать ни один хакатон для сотрудников. Они понимают как составлять правила, программу, как организовать вовлечение коллег, где тонкие места, как их избежать. Ребята стали проводниками для отдела электронной коммерции и помогли всё организовать.

Что касается команды внутри e-commerce, то Михаил Желудев (руководитель отдела разработки продуктов Tinkoff eCommerce (Merchant Solutions) отвечал за организационные моменты и техническую часть, а Петр Токмаков (руководитель аналитики Tinkoff eCommerce) закрыл доменную область и помогал участникам погрузиться в бизнес-контекст электронной коммерции, давал аналитические данные по ситуации на этом рынке.

Основное соревнование решили проводить онлайн: у Тинькофф огромная распределенная команда и всех собрать в одном месте сложно. К тому же опыт организации онлайн в компании есть, и он положительный. Но и офлайн-часть тоже предусмотрели. Финалистов и жюри собрали в новом офисе в Москве и организовали награждение с небольшим афтепати. Это была крутая возможность нетворкинга, да и дополнительная порция эндорфинов не стала лишней.

Получился такой таймлайн:

  • Конец января — начало работы над хакатоном.
  • 18 марта — открытие и запуск проекта, начало анонсирования.
  • 1 апреля — завершение регистрации.
  • 7 апреля — окончание приема работ.
  • 7—27 апреля — просмотр работ и выбор победителей.
  • 27 апреля — подведение итогов и финал в Москве.

Принять участие в чемпионате могли команды по 2—4 человека. Для этого нужно было зарегистрироваться на внутренней странице хакатона.

Как составляли задания

Был большой соблазн забрифовать участников на конкретные решения, однако это ограничило бы потенциал участников. В итоге после раунда обсуждений дали довольно широкий диапазон проектных тем, чтобы каждая команда смогла развернуться и показать свои талант и креативность во весь рост.

Выбрали два направления — независимый e-сommerce и маркетплейсы — и подсветили ключевые технологии. Например, разработку ботов, помогающих сократить операционку, и использование ИИ для решения рутинных задач мерчантов.

Чтобы погрузить участников в контекст, организовали встречу, где продакты рассказали про направления, особенности бизнеса, проблемы, с которыми сталкиваются пользователи наших продуктов, поделились исследованиями.

После такого онбординга в процессе разработки команды могли индивидуально обращаться к менторам — в их число вошли продакты, аналитики, исследователи.

В чем были трудности

Некоторые этапы подготовки заняли больше времени, чем могли представить. Вот один пример. На старте мы ожидали, что сотрудники будут активно регистрироваться. После начала широкой коммуникационной кампании ожидания не оправдались. Добиться результата помогла личная коммуникация с потенциальными участниками и работа с лидерами мнений, через которых промоутировали участие в хакатоне.

Как выяснилось потом, многие сомневались пробовать свои силы в незнакомой для себя сфере. Поэтому на будущее мы обязательно предусмотрим больше вводных на старте для участников о вселенной продуктов.

Верили в проактивность ребят и всеми силами старались до них достучаться. У них много задач и входящих вводных по работе, где про хакатон можно просто забыть, поэтому напоминали об окончании регистрации. Конечно, мы понимали, что для некоторых это просто некий инфошум и вообще не вызывает никакого интереса. Тут 0% осуждения и 100% понимания.

Михаил Желудев, руководитель отдела разработки продуктов Tinkoff eCommerce

Также неожиданно много времени понадобилось, чтобы сформулировать направления для поиска решений, при этом не загоняя участников в рамки. Долго крутились вокруг векторов, реализаций, проблем и даже много общались с ChatGPT, чтобы посмотреть разные формулировки. Но справились. Все-таки возможность креатива была базовым критерием.

Здесь важно понимать, что от верно сформулированной задачи зависит успех любого конкурса. Поэтому не бойтесь закладывать на это больше времени и тестировать среди неравнодушных коллег. Если участники на старте не имеют представления, что им придется челленджить, вы вряд ли будете довольны результатом.

<p>Общаемся с ChatGPT, чтобы подобрать подходящие формулировки и не ограничивать креатив участников</p>

Общаемся с ChatGPT, чтобы подобрать подходящие формулировки и не ограничивать креатив участников

Финал-финал-финал

В конце апреля в Москве прошло итоговое мероприятие, где собрались команды финалисты. Жюри отобрали шесть команд, которые питчили свои проекты и боролись за главные призы. Четыре из них стали победителями. После наградили лучших и пообщались.

Участники в обратной связи делились, что готовы рекомендовать хакатон в будущем, либо сами с удовольствием в нем поучаствуют. И это среди всех, кто даже не выиграл или вышел в финал! Ребята отмечали серьезное отношение жюри к проектам, подробную конкурсную страницу и понятные инструкции, а также приятную атмосферу всего этого действа.

Самые лучшие работы планируется выводить в продакшен, а победители смогут поработать над ними в качестве продактов или непосредственно программистов и разработчиков, если захотят.

Откроет ли им это новые карьерные перспективы? И да, и нет. С одной стороны, любая победа, командная или личная, — это про новые достижения и опыт, что способствует карьерному росту. С другой — победа в хакатоне не является обязательным условием, чтобы добиться многого. На карьеру сильнее влияет проактивность, которая у участников точно есть.

Также не всегда команды принимают участие в хакатонах ради карьерного роста. Во многом эта история про челлендж: возможность поработать с новыми технологиями и продуктами, в короткий срок найти проблемы, решения и реализовать их, просто выдернуть себя из рутины.

Мне кажется, понимание того, что твой продукт ушел в разработку и теперь им пользуются миллионы предпринимателей, заряжает гораздо сильнее, чем победа сама по себе. Это и есть лично моя цель в подготовке хакатона.

Михаил Желудев, руководитель отдела разработки продуктов Tinkoff eCommerce
1010
11
23 комментария

Когда будет статья, что тинькофф сделал нормальные условия по своим картам?

1
Ответить

А зачем сталкерить тиньк в их личном блоге про это?) по-моему все у них с картами норм, если пользоваться с умом. По сабжу думал что хакатон для всех, жаль только внутренний(

1
Ответить

Почему Т-Банк до сих пор себя фамилией незнакомого дядьки называет?

1
Ответить

У нас в России как я посмотрю живут полноценной жизнью все банки не только Тенёк, Тенёк только выделяется одной информацией и информированием из всех остальных банков

1
Ответить

Здравствуйте Все! Случайно оказался на этой странице .так как интересует 1 вопрос,Почему тинькоффь здесь(В России) а сам основатель бренда и фамилии тиньков смылся,а бренд остаётся и никто не делает ребрендинг, Ассоциации вызыват не приятные вплоть до отторжения Заранее всем спасибо .Просто читаю и вижу как какой хороший проект и т.д. и т.п. ,а не смоется ,само всё это тиньково детище,и окажется мыльным ,но большим пузырём

Ответить

А какое отношение фамилия к бренду имеет? Давно уже управлением другие люди занимаются

1
Ответить