Генеративный ИИ, культура инноваций и техно-вечеринка: как прошла конференция «Продукты 24»
В материале собрали самое полезное из выступлений экспертов.
Что такое «Продукты 24»?
«Продукты 24» — продуктово-аналитическая конференция, организованная Т-Банком, которая объединила более 600 участников в офлайне и собрала более 12 тысяч просмотров на онлайн-трансляциях. В мероприятии приняли участие эксперты из разных сфер — от бигтеха до кино. Среди спикеров были CPO и директора по аналитике Т-Банка, Яндекса, Sber Devices, Avito, ВкусВилла, Dodo Brands и других компаний.
В большом зале вдохновлялись темами, связанными с кино, наукой и продуктами, перевернувшими индустрию, а в малом обсуждали создание вау-продуктов, основанных на данных, аналитические инструменты и научный подход к управлению продуктами.
Кроме основной программы участники могли пообщаться с аналитиками и продакт-менеджерами Т-Банка, а также познакомиться с другими участниками в игровом формате в dating-зоне.
Концепция конференции была в том, что продуктовые и аналитические решения проще понять, если представить их как поход в магазин. Каждое решение — это как отдельный товар, а вместе они формируют целый продукт. Овощи из рекламы 2000-х стали символом мероприятия. Их использовали для украшения локации, а еще они были частью шоу на сцене.
Экосистема в банке
Константин Маркелов, вице-президент и директор по продуктам и технологиям T-Банка, рассказал о культуре инноваций, сложных задачах и незашоренном подходе к бизнесу.
Может показаться, что успех крупных компаний строится на идеальной стратегии, строгой организации и стабильности. Но за кулисами таких историй часто стоят сложные решения, рискованные эксперименты и нестандартное мышление.
Константин Маркелов поделился, как T-Банк смог превратиться из монолайнера в масштабную экосистему, сохранив дух первооткрывательства, и что делает культуру T-Банка уникальной:
- Менталитет первооткрывателя. Этот подход строится на двух ключевых принципах: науке и отваге. Каждый проект начинается с глубокого анализа, экспериментов и тестирования, что позволяет минимизировать ошибки и принимать взвешенные решения. Безусловно, одного только научного подхода недостаточно. Важна готовность брать на себя смелость решать задачи, которые другим кажутся нерешаемыми.
- Решение нерешаемых задач. Компания столкнулась с серьезными вызовами в кризис 2009 года: дефицит финансирования, высокая стоимость процессов, необходимость экономии. Смелость экспериментировать позволила находить простые и эффективные решения там, где другие видели тупик. Например, оптимизация процесса обработки анкет уменьшила расходы в 20 раз.
Незашоренный взгляд. Многие идеи Т-Банка появились благодаря свежему подходу к технологиям и готовности пересматривать привычное. Поэтому компания открыта для талантливых джунов, но главное для всех в команде — «видеть лес за деревьями», принцип, который позволяет находить новые перспективы.
Культура Т-Банка — это микс стартапа и успешного бизнеса, менталитетов первооткрывателя и предпринимателя, доверия молодым и возможностей для опытных ребят. Это похоже на университет для талантливых людей, где можно ошибаться, но важно уметь закатать рукава и быть смелым в решении сложных задач.
Аналитика как драйвер бизнеса
Андрей Рыбинцев, Chief Data Officer Авито, рассказал, как аналитика может стать драйвером бизнеса, помогая компании расти и эффективно решать задачи.
В Авито аналитика — это не просто инструмент, а философия работы. Все решения принимаются на основе данных, а эксперименты — часть культуры. Каждый день компания обрабатывает миллиарды кликов, создает тысячи отчетов и проводит более 4 тысяч экспериментов в год. Такой подход помогает находить точные решения и эффективно распределять ресурсы.
Например, для измерения эффективности ТВ-рекламы команда разработала собственную методику, что позволило увеличить бюджеты на самые результативные форматы на 33%. А внедрение ML-модели для sales-менеджеров увеличило эффективность консультаций в три раза, что позитивно отразилось на продажах.
Андрей подчеркнул, что аналитика — это не только способ принимать решения, но и мощный инструмент для поиска новых возможностей. Data-driven-подход в Авито позволяет компании не только улучшать процессы, но и находить нестандартные пути для решения сложных задач, двигая рынок вперед.
Этот фарш назад не провернуть: LLM и будущее пользовательского опыта
Виктор Тарнавский, директор по искусственному интеллекту T-Банка, на конференции представил доклад о трендах в области генеративного ИИ и больших языковых моделей (LLM), вызовах внедрения инновационных технологий и стратегии создания продуктов, которые меняют рынок.
«Технологии находятся где-то в космосе, далеко ушли вперед, а продукт как будто в эту ракету не сел»,
Этот разрыв между инновациями и их реальной реализацией — одна из главных проблем современной индустрии. В то время как разработчики запускают революционные инструменты, компании часто не спешат адаптировать их под потребности пользователей.
Чтобы лучше понять, где и как можно использовать большие языковые модели, Виктор Тарнавский выделил четыре основные задачи, которые они способны решать:
- Ускорение потребления контента. Современный мир погряз в информационном шуме. Как отметил Виктор, «на нас вываливается огромная гора контента… и приходится прокапывать гору текста, чтобы найти нужную информацию». Генеративные модели способны выделять суть из массива данных, помогая пользователям быстрее находить ответы.
Упрощение создания контента. Генеративные модели облегчают процесс создания текстов, музыки, видео и других форм контента. Особенно перспективны инструменты, которые работают в повседневных приложениях, например клавиатуры с функцией доработки текста или умные ассистенты, подсказывающие оптимальные формулировки.
Улучшение интерфейсов ввода. Сегодня пользователи сталкиваются с неудобными системами поиска и фильтров, требующими знания сложных запросов. LLM могут существенно упростить эти процессы, предлагая более естественные способы взаимодействия.
Автоматизация рутинной работы. Появление агентских систем открывает новые горизонты. Эти автономные инструменты способны выполнять задачи за пользователя, будь то обработка документов или покупка товаров.
Фокус на качестве, интеграция в существующие продукты, постоянное обучение — ключевые принципы, которые важно учитывать при внедрении LLM в продукты.
Основная цель — сократить разрыв между возможностями технологий и их реальной реализацией. Только так можно обеспечить пользователям доступ к инструментам, которые не просто впечатляют, но и действительно упрощают их жизнь.
ИИ-центричные устройства: что это такое и что мне с этого?
Дмитрий Рыжих, директор по росту и развитию SberDevices, посвятил доклад ключевым аспектам развития устройств на базе больших языковых моделей (LLM) и искусственного интеллекта, а также анализу состояния и перспектив мирового и российского рынков умных технологий.
Дмитрий подробно разобрал состояние рынка умных устройств. Среди ключевых моментов:
За последние четыре года рынок умных домохозяйств удвоился, но и это не конечный результат: прогнозы обещают такой же рост в будущем.
Роботы и нейроинтерфейсы могут стать следующим этапом эволюции ИИ-устройств, но для этого потребуется выстроить экономику, которая поддержит их развитие.
Смартфоны остаются самыми массовыми и прибыльными устройствами, но попытки создать конкурентов в категории носимых ИИ-гаджетов (кольца, очки) набирают обороты.
«Одно из главных препятствий для новых ИИ-устройств — отсутствие четкой ценности, понятной пользователю»
Он привел пример, как сложные устройства с большим количеством функций часто озадачивают покупателей.
На фоне мировых трендов российский рынок умных устройств также активно развивается. Уровень проникновения умных домохозяйств составляет около 15—20%, и все больше компаний, включая SberDevices, инвестируют в создание новых продуктов.
ИИ-центричные устройства станут ключевыми игроками на рынке, но их успех будет зависеть от способности компаний создавать продукты, которые решают реальные задачи пользователей и вписываются в их повседневную жизнь. «Рынок еще только в начале пути. Перед нами множество возможностей, и важно использовать их с умом, чтобы сделать технологии частью комфортной жизни».
Эмоции — главный инструмент в кино
Специальным гостем конференции стал режиссер и креативный продюсер Жора Крыжовников. Он рассказал, как удерживать зрителя через симпатию, сочувствие и узнавание, сравнив подходы Гайдая с его яркими масками и Рязанова, строящего драму на внутреннем конфликте героев. Главный инсайд: «Несправедливость — это номер один по подключению, правильно показанная боль заставляет зрителя идти за героем».
После конференции состоялась техно-вечеринка, на которой сыграл блогер и диджей Антон Савенко, а также сами участники.
«Продукты 24» стали площадкой для нетворкинга, обмена опытом и знаниями, собрав аудиторию экспертов и профессионалов из самых разных сфер. Через нестандартную концепцию мы создали абсолютно новый формат для обсуждения трендов, технологий и аналитики, а также для знакомств и сотрудничества. Ирония, креатив и техно в одном флаконе помогли взглянуть на продуктово-аналитические решения с новой стороны.