Исследование Т-Бизнеса: стоматологии, автоуслуги и кинотеатры лидируют по росту оборотов офлайн-бизнеса за год

По итогам 2024 года в сравнении с годом ранее обороты розничных офлайн-магазинов в России выросли на 11%, а число покупок – на 5%.

Исследование Т-Бизнеса: стоматологии, автоуслуги и кинотеатры лидируют по росту оборотов офлайн-бизнеса за год

Расчеты проводились на обезличенных данных о транзакциях почти 48 млн клиентов — физических лиц и оборотах бизнес-клиентов Т-Банка. Исследование охватило 24 категории бизнеса в офлайне, включая автоуслуги, супермаркеты, общепит, цветочные магазины и ювелирные изделия.

Растет розница в офлайне: продукты и общепит

Обороты предпринимателей, торгующих в физических магазинах, за год выросли на 11%, а количество покупок – на 5%. Больше половины продаж в офлайне обеспечивают супермаркеты (40%) и общепит (15%). На эти сегменты приходится 75% от всех покупок в розничных магазинах, что на 4 пп. ниже, чем в 2023 году.

Продуктовая розница: +14% к обороту, летний пик и декабрьский всплеск

Супермаркеты показали рост в 14% по обороту и 5% по количеству покупок. На летние месяцы пришлось 27% всех покупок, а в декабре продажи были на 17% выше среднего за год. Средний чек вырос на 8% – с 447 до 483 ₽.

Самый заметный рост покупательской активности – в Адыгее (+13%), Липецкой и Тульской областях (+11%), а по оборотам лидируют Адыгея и Курская область (+22%). Самый резкий скачок среднего чека зафиксирован на Алтае (+14%) и в Забайкалье (+13%).

Исследование Т-Бизнеса: стоматологии, автоуслуги и кинотеатры лидируют по росту оборотов офлайн-бизнеса за год

Общепит: +12% к обороту, лето – время трат

Россияне стали чаще ходить в кафе и рестораны – количество покупок выросло на 3%, а оборот заведений – на 12%. Почти треть всех покупок (29%) пришлась на лето. Средний чек вырос на 9% – с 469 до 510 ₽.

Самый сильный рост транзакций в общепите – в Калмыкии (+21%), Адыгее (+17%) и Ленобласти (+16%). По оборотам лидируют Калмыкия (+37%), Адыгея (+27%) и Кабардино-Балкария (+25%). Средний чек заметно увеличился в Калмыкии (+14%), Татарстане (+13%) и Кабардино-Балкарии (+13%).

Исследование Т-Бизнеса: стоматологии, автоуслуги и кинотеатры лидируют по росту оборотов офлайн-бизнеса за год

ТОП-5 категорий с максимальным ростом оборотов

Стоматология

Обороты стоматологий в 2024 году выросли на 26%. Среди регионов по оборотам лидируют Брянская (+54%), Смоленская (+53%) и Пензенская (+51%) области. Число покупок увеличилось на 15%. Чаще всего к стоматологам обращались в Калмыкия (+54%), Ульяновской области (+50%) и Пермском крае (+45%). Средний чек в стоматологиях в целом по стране увеличился на 10% год к году — с 7 012 до 7 969 ₽. Наибольший рост чека отмечается:

  • В Костромской области — +28% (с 4 119 до 5 257 ₽).
  • Еврейской автономной области — +26% (с 5 025 до 6 339 ₽).
  • Калининградской области — +24% (с 6 083 до 7 525 ₽).

Автоуслуги

По итогам 2024 года обороты бизнеса в категории автоуслуг выросли на 24%. Особенно сильно — в Калмыкия (+43%), Тамбовской (+42%) и Тульской (+40%) областях. Число покупок в категории выросло на 19%. Особенно часто за услугами для авто обращались в Липецкой области (+54%), Республике Алтай (+36%) и Саратовской области (+34%).

В целом по стране 37% от всех покупок и 36% от всего оборота в категории пришлись на март—апрель и октябрь—ноябрь: это месяцы, когда автовладельцы традиционно готовят автомобили к летнему и зимнему сезонам. В марте—апреле спрос на автоуслуги был в среднем на 15% выше, чем в среднем за год, а обороты бизнеса — на 5%.

Средний чек в категории вырос незначительно — на 4% (с 2 038 до 2 126 ₽). Пик роста пришелся на октябрь 2024 года и составил 2 485 ₽. Сильнее всего средний чек вырос:

  • В Орловской области — +24% (с 1 361 до 1690 ₽).
  • Тамбовской области — +19% (с 1 410 до 1 671 ₽).
  • Ульяновской области — +17% (с 1 773 до 2 081 ₽).

Кинотеатры

Обороты кинотеатров за прошлый год увеличились на 23%. Сильнее всего — в Краснодарском крае (+75%), Удмуртии (+56%) и Кировской области (+53%). Число покупок билетов в кино в 2024 году в сравнении с предыдущим годом увеличилось на 7%. Особенно часто на походы в кино тратились на Кубани (+51%), в Свердловской области (+32%) и Красноярском крае (+30%). При этом 14% всех покупок и 15% всего оборота в кинотеатрах пришлись на декабрь 2024 года.

В целом по стране средний чек в кинотеатрах увеличился на 15% — с 676 до 777 ₽. Особенно сильно средний чек в кино вырос:

  • В Костромской области — +26% (с 592 до 748 ₽).
  • Чувашской Республике — +24% (с 467 до 579 ₽).
  • Республике Алтай — +23% (с 701 до 858 ₽).

Цветочные магазины

В 2024 году обороты цветочных магазинов в офлайне выросли на 22%. Среди регионов лидируют Республика Калмыкия (+51%), Сахалинская и Ростовская области (по 44%). Число покупок в целом по стране в этот же период выросло всего на 3%. Намного чаще цветы покупали в Сахалинской, Ростовской и Астраханской областях — в этих регионах число покупок год к году увеличилось на 19, 17 и 16% соответственно.

В 2024 году 31% от всех покупок в цветочных магазинах и 33% от всего оборота в категории пришлись на март, сентябрь и ноябрь. При этом 13% всех покупок и 15% оборотов в категории приходятся на март.

Средний чек в цветочных магазинах увеличился на 18% — с 1 467 до 1 727 ₽. Лидерами по росту этого показатели в регионах стали:

  • Республика Калмыкия — +32% (с 1 319 до 1 740 ₽).
  • Тверская область — +26% (с 1 180 до 1 485 ₽).
  • Оренбургская область — +24% (с 1 326 до 1 647 ₽).

Ювелирные изделия

В прошлом году заметно выросли обороты ювелирных магазинов — на 21%. В регионах лидерами по этому показателю стали Оренбургская область (+43%), Марий Эл (+38%), Амурская область (+35%). Но число покупок в категории за год увеличилось всего на 1%. Тем не менее наивысший потребительский спрос на ювелирные изделия отмечен в Иркутской области, Республике Марий Эл и Томской области — в этих регионах количество покупок выросло на 22, 18 и 14% соответственно.

По 24% всех покупок и оборота бизнеса в ювелирных магазинах пришлись на декабрь и март 2024 года. Спрос в ювелирных магазинах в декабре 2024 года был на 62% выше, а обороты бизнеса — на 80% больше, чем в среднем за год.

Средний чек в ювелирных магазинах в целом по стране увеличился сильнее всех в сравнении с другими категориями бизнеса в офлайн-рознице — на 19% (с 6 453 до 7 692 ₽). В регионах лидеры по этому показателю:

  • Тульская область — +30% (с 6 094 до 7 894 ₽).
  • Оренбургская область — +28% (с 5 867 до 7 519 ₽).
  • Брянская область — +28% (с 5 879 до 7 524 ₽).

В текущих условиях разные категории розничного бизнеса в офлайне сталкиваются с различной динамикой числа покупок, среднего чека и оборотов. Это связано с несколькими факторами. Первый из них — экономический рост и связанный с ним рост доходов населения.

Второй фактор — изменение цен. Инфляция неравномерно распределена по категориям товаров, что можно наблюдать по динамике средних чеков.

И наконец, мы наблюдаем изменение потребительских предпочтений. В ряде категорий растущие цены подталкивают людей отложить покупки.

Илья Иванинский, директор Центра бизнес-аналитики Центрального университета

По результатам прошлого года видно, что структура рынка офлайн-розницы меняется. На это влияет рост цен, который в одних категориях провоцирует вынужденный рост, а в других — действительно позитивные изменения, подстегнувшие потребительский спрос.

Например, на стоимости стоматологических услуг сказывается повышение цен на импортные комплектующие. То же самое происходит в категории автоуслуг, где сокращение доступа к европейским автомобилям и запчастям для них вынуждает автовладельцев чаще ремонтировать имеющиеся авто, и платят они за это больше. Китайские автомобили, несмотря на их новизну и доступность, уступают европейским в надежности и тоже требуют интенсивного техобслуживания и замены деталей.

Рост в категории „Кино“, наоборот, обусловлен тем, что кинотеатры наполнились качественным контентом российского производства. Это спровоцировало восстановительный рост по числу покупок и объему продаж, компенсирующий просадку интереса населения к киноиндустрии после событий 2022 года.

На позитивные показатели в ювелирных магазинах влияет удорожание драгметаллов. Они получили двойную поддержку на рынке как за счет валютной составляющей в ценах на ювелирные изделия, так и глобального повышения стоимости драгметаллов как инвестиционного продукта.

Падение продаж в категориях спорттоваров, книг, электроники и одежды прежде всего связано с продолжающимся уходом бизнеса из офлайна в онлайн, что в конечном итоге хорошо как для потребителя, так и для бизнеса, который экономит средства за счет торговли через цифровые платформы. При этом по структуре потребления видно, что россияне продолжают покупать товары в этих категориях несмотря на рост цен.

Категория „Стройматериалы“ оказалась под ударом ввиду сокращения спроса на жилую недвижимость на фоне резкого сворачивания ипотечного кредитования и льготных программ при очень высоких ставках для рыночной ипотеки. Поэтому в этой категории мы увидим просадку в объемах продаж не только в из-за перераспределения между офлайн- и онлайн-торговлей, но и по причине еще более сдержанного спроса на покупку жилья.

Софья Донец, главный экономист Т-Инвестиций

61% предпринимателей предлагают два и более способа оплаты

В 2024 году доля предпринимателей, которые используют два и более способа приема платежей в точках продаж, выросла до 61%. Для сравнения, в январе 2023 года их доля составляла всего 11%. На 22 пп. до 21% сократилось число бизнесменов, которые принимают платежи только по терминалу.

Чаще всего два и более способа приема платежей используют владельцы баров и продавцы спиртных напитков — 84%. В цветочных магазинах доля таких предпринимателей составляет 76%, в категории супермаркетов — 72%.

Исследование Т-Бизнеса: стоматологии, автоуслуги и кинотеатры лидируют по росту оборотов офлайн-бизнеса за год

К концу 2024 года также до 6% выросла доля предпринимателей, которые в качестве единственного способа приема платежей в торговой точке используют Pay to phone — оплату банковскими картами и по QR-коду в приложении для смартфонов. Причем в январе 2023 года таких бизнесменов на рынке офлайн-розницы практически не было.

Кроме того, с 2% в январе 2023 года до 13% в декабре 2024 года выросла доля предпринимателей, которые в качестве единственного способа приема платежей используют QR-коды через СБП.

Исследование Т-Бизнеса: стоматологии, автоуслуги и кинотеатры лидируют по росту оборотов офлайн-бизнеса за год

В 2025 году продолжится тренд на внедрение в офлайн-рознице разнообразных способов приема платежей. Это не только повышает удобство для покупателей, но и открывает доступ к ценным данным о продажах, позволяет расширить клиентскую базу и повысить выручку.

Мы агрегируем данные об операциях торгового эквайринга, чтобы предоставить предпринимателям глубокую аналитику действий покупателей и финансовых потоков прямо в приложении Т-Бизнеса. Такая аналитика бизнеса помогает не только лучше понять поведение клиентов, но и проводить конкурентный анализ.

Сравнение с отраслевыми показателями и конкурентами дает возможность выявлять слабые и сильные стороны бизнеса, а также находить новые направления для его развития.

Леонид Назаров, руководитель управления продуктов Т-Бизнеса
11
2 комментария