Авторынок России. Правда ли, что он захвачен китайцами? Анализ когнитивных искажений

Авторынок России. Правда ли, что он захвачен китайцами? Анализ когнитивных искажений

Есть мнение, что европейские производители, покинув рынок России, подписали себе смертный приговор. Якобы их место заняли китайцы, и Европе/США/Японии уже не отвоевать его обратно.

Так ли это? И вообще, интересен ли Китаю рынок России, какой он и с чем его можно сравнить?

Что и за сколько покупают в России

Предлагаю просто взглянуть на статистику. За 2023 год в России было продано 1 058 708 легковых автомобилей на 2,83 трлн руб. При этом, если посмотреть на топ-10 самых популярных марок, то после отечественной LADA следующие шесть позиций занимают китайские бренды. Но так было не всегда.

Топ-10 марок по продажам новых легковых автомобилей в 2023 году (шт.)<p>Источник: © Автостат.</p>
Топ-10 марок по продажам новых легковых автомобилей в 2023 году (шт.)

Источник: © Автостат.

В 2022 году в топ-25 вошли только 5 китайских производителей, из которых в пределах 10-ти строчек оказались лишь 3. В 2021 же «китайцы» в топ-20 тоже присутствовали, но только 3 самых популярных (Chery, Haval и Geely) и не попали в первую десятку. Остальные места в эти годы занимали привычные «европейцы», «корейцы» и «японцы».

То есть выходцы из Поднебесной за два года заметно укрепили позиции и завоевали доверие россиян (или стали им доступны) .

Что касается изменений на рынке, то китайцы явно закрыли дыру от просадки 2022 года. В 2021 реализовали аж 1 540 000 машин на 3,05 трлн руб, а в 2022 всего 626 281 авто на 1,47 трлн руб. В 2023 чуть поменьше, чем в довоенный период (я написал в начале) , но темпы постепенно наращиваются.

К слову, только за первый квартал 2024 года наши соотечественники уже выложили за авто больше 1 трлн руб. Это неудивительно, учитывая, что средневзвешенная цена автомобиля ползёт год от года только вверх: в 2021 – на 18%, в 2022 – на 20%, а в 2023 на целых 24% (в ковидный же 2020 всего на 7%) . И я напомню, что это, в основном, за отечественные и китайские авто.

Но это все про официальные поставки, а есть еще

Серый рынок

Приобрести что-то поинтереснее можно – помним про параллельный импорт, благодаря которому за 2023 год к нам приехало около 150 000 авто. Интерес к ним в этом году только возрос, но обратите внимание на марки, которые привозятся «в серую». Если в прошлом году россиян интересовали, в основном авто из США, Европы и Японии, то сейчас это редкие модели «китайцев» и всё ещё немного Японии.

Китай впереди планеты всей

Китай вообще давно соревнуется с японским автопромом, но сейчас ему удалось оторваться и стать крупнейшим экспортёром автомобилей в мире – спасибо российской политической ситуации. Китайцы продали за рубеж 5,26 млн машин, в то время как японцы всего 4 млн.

При этом по сравнению с 2022 годом спрос в России на их продукцию увеличился более чем в 5 раз.

На чём же ездят сами китайцы? Из 30,1 млн проданных в 2023 году внутри страны машин более 55% представляют их собственные бренды. Они сильно опережают присутствующие на этом рынке японские, немецкие, американские, корейские и французские. Однако, среди электрокаров Tesla превосходит даже местный BYD.

Продажи автомобилей в Китае по сравнению с предыдущими годами в тысячах шт. Источник: marklines.com
Продажи автомобилей в Китае по сравнению с предыдущими годами в тысячах шт. Источник: marklines.com

Преданная Азия

Японцы, продав почти 4 млн автомобилей, зашли ещё дальше своих соседей и, судя по инфографике, вообще ездят только на своих машинах (10 первых строчек – их марки, а остальное просто мизер). Естественно, в китайских они не нуждаются, как и Юго-Восточная Азия, в которой на 9 стран продалось за 2023 чуть меньше чем в Японии (~3,4 млн). Картина там примерно такая же, как и в Стране восходящего солнца, и в рейтинге самых популярных, за исключением затесавшихся малазийского Perodua и Форда, одни «японцы».

Запад не изменяет привычкам

А что насчёт классических европейских и американских машин? Да ничего страшного. На своём рынке они всё ещё отлично себя чувствуют и даже не думают пускать туда китайщину. В США в 2023 можно наблюдать привычную конкуренцию европейских, японских, американских и корейских брендов, где первое место, к слову, урвала Toyota. И ни одного «китайца» за 36 строчек!

А в Европе не то что китайских, даже американских нет – только европейские, один японский и один корейский, где первую строчку занимает Volkswagen. Интересно, что население Европы вдвое больше, чем США, но автомобилей там продано 10,5 млн, против 15,5 млн штатовских.

Топ-10 самых продаваемых марок в Европе за 2023 год (шт.). Источник: Car Sales Statistics. Best-selling cars
Топ-10 самых продаваемых марок в Европе за 2023 год (шт.). Источник: Car Sales Statistics. Best-selling cars

Что в итоге

Да, китайский автопром сейчас переживает взлёт и уход многих автомобильных брендов из РФ сильно этому поспособствовал .

Автомобильный рынок РФ сместился в сторону «китайцев», причём значительно. Да и сами китайцы ездят на своём. Однако, до захвата мира им ещё очень далеко.

Они не обрушили продажи устоявшейся японской, американской, европейской и корейской классике, потому что у неё остался свой верный покупатель и, видимо, надолго. Кроме того, в количественном отношении те же иностранные бренды продают в Китае больше машин, чем в той же Европе, ведь население там значительно выше, а собственный автопром занимает лишь 55%.

Изменение экономической ситуации в России явно открыло для китайского автопрома новые возможности, но, видимо, качество и сила бренда ещё не такие, чтобы доминировать даже внутри собственной страны . Возможно, когда-нибудь мы увидим Китай во главе мирового автомобильного бизнеса, но пока рановато.

Больше разборов когнитивных искажений в IT, маркетинге и рекламе, а также авторской аналитики у меня в Телеграм-канале

3 комментария

Заголовок в итоге какое отношение к статье имеет? Вся статья лишь подтверждает, что да, авторынок захвачен китайцами. Параллельный импорт в 150к машин, включающий в том числе и китацев, сравним с продажами одного только бренда Chery , не считая других брендов концерна.

1
Ответить

Вы вроде сами пишете - статья подтверждает заголовок. Значит имеет отношение? Нет?

Ответить