Авторынок России. Правда ли, что он захвачен китайцами? Анализ когнитивных искажений
Есть мнение, что европейские производители, покинув рынок России, подписали себе смертный приговор. Якобы их место заняли китайцы, и Европе/США/Японии уже не отвоевать его обратно.
Так ли это? И вообще, интересен ли Китаю рынок России, какой он и с чем его можно сравнить?
Что и за сколько покупают в России
Предлагаю просто взглянуть на статистику. За 2023 год в России было продано 1 058 708 легковых автомобилей на 2,83 трлн руб. При этом, если посмотреть на топ-10 самых популярных марок, то после отечественной LADA следующие шесть позиций занимают китайские бренды. Но так было не всегда.
Источник: © Автостат.
В 2022 году в топ-25 вошли только 5 китайских производителей, из которых в пределах 10-ти строчек оказались лишь 3. В 2021 же «китайцы» в топ-20 тоже присутствовали, но только 3 самых популярных (Chery, Haval и Geely) и не попали в первую десятку. Остальные места в эти годы занимали привычные «европейцы», «корейцы» и «японцы».
То есть выходцы из Поднебесной за два года заметно укрепили позиции и завоевали доверие россиян (или стали им доступны) .
Что касается изменений на рынке, то китайцы явно закрыли дыру от просадки 2022 года. В 2021 реализовали аж 1 540 000 машин на 3,05 трлн руб, а в 2022 всего 626 281 авто на 1,47 трлн руб. В 2023 чуть поменьше, чем в довоенный период (я написал в начале) , но темпы постепенно наращиваются.
К слову, только за первый квартал 2024 года наши соотечественники уже выложили за авто больше 1 трлн руб. Это неудивительно, учитывая, что средневзвешенная цена автомобиля ползёт год от года только вверх: в 2021 – на 18%, в 2022 – на 20%, а в 2023 на целых 24% (в ковидный же 2020 всего на 7%) . И я напомню, что это, в основном, за отечественные и китайские авто.
Но это все про официальные поставки, а есть еще
Серый рынок
Приобрести что-то поинтереснее можно – помним про параллельный импорт, благодаря которому за 2023 год к нам приехало около 150 000 авто. Интерес к ним в этом году только возрос, но обратите внимание на марки, которые привозятся «в серую». Если в прошлом году россиян интересовали, в основном авто из США, Европы и Японии, то сейчас это редкие модели «китайцев» и всё ещё немного Японии.
Китай впереди планеты всей
Китай вообще давно соревнуется с японским автопромом, но сейчас ему удалось оторваться и стать крупнейшим экспортёром автомобилей в мире – спасибо российской политической ситуации. Китайцы продали за рубеж 5,26 млн машин, в то время как японцы всего 4 млн.
При этом по сравнению с 2022 годом спрос в России на их продукцию увеличился более чем в 5 раз.
На чём же ездят сами китайцы? Из 30,1 млн проданных в 2023 году внутри страны машин более 55% представляют их собственные бренды. Они сильно опережают присутствующие на этом рынке японские, немецкие, американские, корейские и французские. Однако, среди электрокаров Tesla превосходит даже местный BYD.
Преданная Азия
Японцы, продав почти 4 млн автомобилей, зашли ещё дальше своих соседей и, судя по инфографике, вообще ездят только на своих машинах (10 первых строчек – их марки, а остальное просто мизер). Естественно, в китайских они не нуждаются, как и Юго-Восточная Азия, в которой на 9 стран продалось за 2023 чуть меньше чем в Японии (~3,4 млн). Картина там примерно такая же, как и в Стране восходящего солнца, и в рейтинге самых популярных, за исключением затесавшихся малазийского Perodua и Форда, одни «японцы».
Запад не изменяет привычкам
А что насчёт классических европейских и американских машин? Да ничего страшного. На своём рынке они всё ещё отлично себя чувствуют и даже не думают пускать туда китайщину. В США в 2023 можно наблюдать привычную конкуренцию европейских, японских, американских и корейских брендов, где первое место, к слову, урвала Toyota. И ни одного «китайца» за 36 строчек!
А в Европе не то что китайских, даже американских нет – только европейские, один японский и один корейский, где первую строчку занимает Volkswagen. Интересно, что население Европы вдвое больше, чем США, но автомобилей там продано 10,5 млн, против 15,5 млн штатовских.
Что в итоге
Да, китайский автопром сейчас переживает взлёт и уход многих автомобильных брендов из РФ сильно этому поспособствовал .
Автомобильный рынок РФ сместился в сторону «китайцев», причём значительно. Да и сами китайцы ездят на своём. Однако, до захвата мира им ещё очень далеко.
Они не обрушили продажи устоявшейся японской, американской, европейской и корейской классике, потому что у неё остался свой верный покупатель и, видимо, надолго. Кроме того, в количественном отношении те же иностранные бренды продают в Китае больше машин, чем в той же Европе, ведь население там значительно выше, а собственный автопром занимает лишь 55%.
Изменение экономической ситуации в России явно открыло для китайского автопрома новые возможности, но, видимо, качество и сила бренда ещё не такие, чтобы доминировать даже внутри собственной страны . Возможно, когда-нибудь мы увидим Китай во главе мирового автомобильного бизнеса, но пока рановато.
Больше разборов когнитивных искажений в IT, маркетинге и рекламе, а также авторской аналитики у меня в Телеграм-канале