Грузоперевозки по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс (БТК) возобновились с 20 мая, в направлении Грузии из Баку был отправлен первый поезд в составе 20 контейнеров, сообщили в ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД). Этот состав уже достиг Турции.

Главные выводы из этого:

1. Это был первый, фактически, тестовый, груз. Состав прибыл в Карс 25 мая, т.е. срок доставки груза из Баку в Карс составил почти 5 дней. АЖД, вероятнее всего, понадобится еще несколько тестовых составов, чтобы окончательно проверить насколько эффективно работает БТК после модернизации 184 км на грузинском участке

2. Заявленная цель АЖД – грузоперевозки по БТК на уровне 5 млн тонн в год вряд ли достижима в 2024 году. Эксперты в сфере транспорта считают, что и в 2025 году на такие объемы перевозок выйти не удастся. Поэтому АЖД необходимо опубликовать, как минимум, среднесрочную программу наращивания перевозок, т.е. указать прогнозы по объемам перевозок на каждый год и с обязательным указанием временных сроков достижения цели в 5 млн тонн.

3. На Среднем коридоре, частью которого является БТК, остаются определенные проблемы. Руководство АЖД об этом упоминало на встречах, проведенных в конце мая в Китае. От того насколько оперативно удастся решить эти проблемы во многом зависят объемы перевозок по БТК.

4. Следующий немаловажный момент – это срок прохождения груза по маршруту. До сих пор АЖД предпочитали говорить о сроках прохождения отдельных участков, но не всего маршрута целиком. Причем часто речь идет о частных случаях, а не средней статистике срока прохождения груза по всему маршруту. А это очень важный момент, так как согласно последним оценкам Всемирного банка и других международных финансовых институтов, 53 дня на прохождение груза по Среднему коридору – это фактически означает, что маршрут является неконкурентоспособным. Поэтому, во-первых, важно знать реальный средний срок прохождения груза по всему маршруту, в том числе и по его отдельным участкам, а, во-вторых, нужна оценка минимального и максимального времени прохождения контейнерного блок-поезда на маршруте.

5. Теперь для АЖД настает час «X» и необходимо наращивать объемы перевозок по железной дороге. За 4 месяца 2024 года по данным Госкомстата грузоперевозки по железной дороге выросли всего на 0,9% и это после очень неудачного 2023 года. В прошлом году имел место спад перевозок по железной дороге по сравнению с 2022 годом и чаще всего такая ситуация обуславливалась с ремонтом БТК. Теперь ремонт завершен и отговорка про ремонт не пройдет.

Начать дискуссию