А что там в Китае?
Как туристический бизнес восстанавливается после карантина.
Опыт Китая полезен российской туристической индустрии, потому что наш рынок будет приходить в себя по схожему сценарию. В этом могли убедиться участники конференции «Travel после COVID-19», которую организовали Aviasales и Travelpayouts.
Напомним хронологию событий:
- В этом году «Золотая неделя» — выходные в честь Китайского нового года, совпала с закрытием Ухани. Город оказался в эпицентре пандемии.
- Тогда же, 24 января, власти ограничили передвижение по стране.
- Количество авиарейсов сократилось на 86,7%.
- Гостиницы опустели, их загрузка упала до 17%. Следующие два месяца туристический рынок провёл в режиме самоизоляции.
Что делали бизнес и государство
Правительство обнулило НДС на федеральном уровне для транспортных компаний и отельеров. Прочие налоги в некоторых провинциях были снижены вдвое.
Игроки тревел-рынка также подключились к спасательной операции. Самые крупные помогали компаниям поменьше: Trip.com в рамках «Товарищеского плана» выдал 141,4 млн. долларов партнёрам и в десять раз большую сумму выделил на кредитование.
Но гораздо важнее было вернуть продажи. И это в ситуации, когда самолёты не летают, а в гостиницы не пускают. Выход нашёл основатель Ctrip.com Джеймс Лян, который заработал четыре миллиона долларов, предлагая в прямом эфире скидки на будущие поездки.
За ним последовали 13 мэров провинции Хубэй, наиболее пострадавшей во время эпидемии. Чиновники вышли в Douyin (китайский TikTоk) с форматом, напоминающим «магазин на диване»: в прямом эфире они рассказывали о достопримечательностях и сувенирах, которые непременно стоит отсюда привезти.
Рядовые сотрудники туристических компаний тоже подключились к продажам: Trip.com открыл аффилиатную сеть для персонала, и теперь каждый может предлагать отели и авиабилеты в своих социальных сетях. До кризиса по партнёрской модели работали только с блогерами.
Ну а некоторым пришлось поменять бизнес-модель. Основатель небольшой туркомпании Томас Шабрие рассказал на конференции Aviasales, как сместил акцент с путешествий на образование. Раньше он предлагал иностранцам городские экскурсии с англоговорящим гидом, а теперь — местным жителям, желающим выучить язык.
Что происходит сейчас
С первыми ослаблениями карантинных мер рынок начал расти:
- В первое же воскресенье после открытия Великой Китайской стены, на ней побывали 12 000 человек.
- Отель ClubMed на Хайнане забронирован на 70%.
- Авиакомпании восстановили маршрутную сеть. Всего за десять дней объём перевозок вернулся к 50% обычных среднемесячных показателей.
Конечно, всё это в условиях строгого соблюдения мер безопасности. Люди ходят в масках, при регистрации на рейс предъявляют «код здоровья» (зелёный — значит можно свободно передвигаться), а перед посадкой несколько раз проходят через тепловизоры, чтобы проверить температуру.
Темпы восстановления туризма в Китае — не чудо, а результат усердной работы. И нам ещё многое предстоит сделать. Смотрите полную видеоверсию конференции «Travel после COVID-19» здесь.