Господдержка — кот Шрёдингера в сфере грузоперевозок, или что будет с отраслью в 2020 году и после
Господдержка во время пандемии. Она вроде бы есть, а вроде бы её и нет.
Автомобильные грузоперевозки причислены к наиболее пострадавшим отраслям экономики от пандемии коронавирусной инфекции.
Эксперты тоже говорят, что автотранспортным компаниям в период пандемии приходится сложнее всего в отрасли: запаса прочности у них практически нет, в отличие от тех же ЖД-перевозчиков.
В то же время глава Минтранса называет это направление «сбалансированным», отмечая, что «объём перевозок на грузовом автомобильном транспорте стабилен и не очень сильно упал по отношению к прошлому году».
Где же тут правда? Нужна ли перевозчикам поддержка государства? Сможет ли она им помочь? И что будет с рынком после пандемии?
Мы – ГК SAMCOM – решили разобраться в этом.
Что-то не так в сфере грузоперевозок?
Перевозчики в период пандемии с самого начала имели право беспрепятственного въезда везде, несмотря ни на закрытие границ между странами, ни на ограничения на передвижение транспорта в регионах России.
Причина проста – важность отрасли для экономики и жизни людей.
Но где-то в середине апреля неприкосновенность «сломалась» – на автомобильных грузоперевозчиков посыпались требования в соблюдении карантина по приезде в любую страну и даже в любой регион России, начались дополнительные проверки на постах, что приводило к долгим простоям, а значит и задержке грузов.
«В Приморье ограничили передвижение грузовиков к границе с Китаем», «Изоляция в кабине. Власти Сахалина ввели строгие правила для дальнобойщиков», «Прячутся в фурах, платят мошенникам. Что творится на границе с Беларусью» – типичные заголовки новостей о грузоперевозках за последние два месяца.
Также представители отрасли жалуются на падение спроса на услуги. Так в апреле было зафиксировано падение заявок на перевозку грузов на крупной транспортной бирже ATI.SU по сравнению с февралём на 25%. Это при том, что апрель – это месяц, когда стартуют дорожные, сельскохозяйственные и строительные работы, а значит и увеличивается грузопоток.
Ещё одна не самая приятная статистика от ATI.SU – выросло количество неплатежей среди клиентов транспортным компаниям. В апреле их количество превысило 11 тыс., что на 23,5% больше, чем в марте этого года и на 27,9% больше, чем в апреле прошлого года. То есть некоторые грузы перевозчики практически перевозят в долг.
Неужели всё так плохо?
Благодаря тому, что отрасль грузоперевозок всё-таки продолжает работать, хоть и с задержками и ограничениями, нельзя сказать, что здесь всё однозначно плохо.
В обзоре инвестиционной компании InfraOne говорится, что в целом выручка в отрасли автомобильных грузоперевозок стабильна из-за перераспределения спроса с одной категории грузов на другую.
Также они называют транспортную отрасль – одной из самых перспективных сфер в инвестиционном плане в ближайшем будущем как для государства, так и для инвесторов. В первую очередь потому, что это одно из важнейших направлений с точки зрения антикризисной экономики. Ведь без адаптации отрасли грузоперевозок к новым реалиям, другие бизнес-сферы не смогут полноценно функционировать.
Тут, конечно, стоит отметить, что среди инвестиционных проектов в транспортной отрасли много таких, которые направлены на создание инфраструктуры – строительство дорог, мостов, портов, логистических комплексов. Но, как ни крути, все они направлены на улучшение условий работы грузоперевозчиков, а значит в перспективе положительно скажутся и на грузопотоке в отрасли.
К слову, автомобильный транспорт, по данным Минтранса РФ за 2019 год, перевозит более 70% несырьевых грузов и, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ, входит в тройку самого востребованного транспорта отрасли. То есть услуги автоперевозчиков нужны. И в ближайшее время это не изменится.
Внутренние данные нашей компании показали «просадку» по количеству запросов только в апреле. В мае же количество заявок не просто восстановилось, а даже выросло в сравнении с предыдущим годом. Что тоже является показателем. Пусть и достаточно субъективным.
Господдержка отрасли не нужна?
Нет, нужна.
Отрасль грузоперевозок достаточно неоднородна. Туда входят и крупные транспортные компании с огромными автопарками, а значит и оборотами, а также предприниматели, у которых всего одно транспортное средство.
При чём количество платежей у всех приблизительно одинаковое: расходы на топливо, «Платон», оформление пропусков и разрешения на перевозку нестандартных грузов, лизинг, налоги, тахографы, затраты на обслуживание транспортных средств и другое. Отличаются только их размеры – чем больше бизнес, тем выше платежи.
Возможности у всех предпринимателей сильно отличаются. А учитывая, что грузооборот зависит не столько от самих грузоперевозчиков, сколько от других сфер бизнеса, то контролировать они ничего не могут.
И, чтобы у каждого грузоперевозчика была возможность работать, а не выживать, им в том числе нужна помощь государства. И она есть.
Государство предлагает перевозчикам меры поддержки?
Мы же выбрали, на наш взгляд, самые интересные. Среди них:
1. Налоговые и страховые платежи
- Отсрочка выплат налогов и страховых взносов.
- Снижение страховых взносов на сумму зарплаты, превышающую МРОТ (снижение вдвое – с 30% до 15%).
- Возмещение расходов, понесённых на уплату налогов на профессиональный доход за 2019 год.
2. Кредиты и финансовая помощь
- Беспроцентный кредит на выплату заработной платы (софинансирование на сумму МРОТ).
- Покрытие государством и банком 2/3 стоимости процентных платежей по новым кредитам.
- Кредит на зарплату по ставке 2% с возможностью списания.
- Программа льготного кредитование под 8,5%.
- Кредитные каникулы.
3. Арендные платежи
- Отсрочка платежей для малого и среднего бизнеса за аренду государственных и муниципальных объектов, а также коммерческого имущества.
- Уменьшение размера арендной платы по требованию арендатора по договорам аренды недвижимости.
4. Административная нагрузка
- «Зелёный коридор» для импортных товаров первой необходимости на таможенных пунктах.
- Отмена ограничений на движение большегрузов, а также погрузку-разгрузку в черте города.
- Мораторий на штрафы за непрохождение ТО.
- Перенесение введения новых требований к оборудованию грузовиков и автобусов системой ГЛОНАСС и обязательная сертификация транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов.
Меры выглядят достаточно оптимистично. Но на деле всё немного сложнее.
С господдержкой что-то не так?
Проблема в том, что чтобы её получить, перевозчикам придётся сильно потрудиться (если, конечно, они распространяются на его деятельность). А некоторые из мер, по нашему мнению, просто-напросто бесполезны.
В первую очередь хочется отметить, что право на получение мер поддержки для наиболее пострадавших отраслей имеют те грузоперевозчики, у которых ОКВЭД 49.4, а не все транспортные компании и ИП, как многие думают.
Теперь по порядку о мерах.
Возьмём налоги. Например, отсрочка налоговых выплат и страховых взносов – отличная возможность аккумулировать средства в конкретный период времени и направить их в наиболее важное направление для компании.
Грузоперевозчики, у которых указан ОКВЭД 49.4, могут рассчитывать на отсрочку региональных и местных налогов. Но, чтобы ей воспользоваться, им нужно доказать, что их прибыль упала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (тут на помощь приходят декларации на доход и НДС). Расчёт снижения дохода будет происходить за квартал, который предшествует тому, когда было подано заявление.
К слову, снижение страховых взносов с 30% до 15% было сделано автоматом для всех.
Звучит неплохо.
Теперь кредиты. Беспроцентный кредит на выплату заработной платы получить грузоперевозчикам не так уж и сложно. А вот по другим пунктам всё куда интереснее.
Берём кредитные каникулы. Чтобы их получить, нужно состоять в реестре МСП, а также относиться к одной из наиболее пострадавших отраслей.
Каникулы предоставляются на срок до шести месяцев тем, кто взял кредит до 3 апреля 2020 года. Правда, может быть и меньше – тут многое зависит от заёмщика. О других особенностях: проценты по коммерческим кредитам, несмотря на отсрочку, также будут начисляться. Их нужно будет выплатить вместе с основным долгом. А вот различные штрафные санкции в этот период наоборот не будут насчитываться. Но те, чтобы были до момента введения льготного периода, нужно будет всё-таки выплатить.
Дальше.
Арендные платежи. Если говорить об отсрочке, то она предоставляется тем организациям, которые работают в наиболее пострадавших от пандемии отраслях. И только в том случае, если договор аренды был заключён до того, как в регионе был введён режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
А вот уменьшить арендный платёж может каждая компания, даже если не относится к списку пострадавших от коронавируса. Правда и тут не всё так просто: снизить аренду можно только в том случае, если помещение не используется, а также если арендодатель готов пойти навстречу. То есть эти меры носят рекомендательный характер.
Ну и административные послабления. Для грузоперевозчиков они достаточно слабые. «Зелёный коридор» – это хорошо, но не в том случае, если на границах между странами и регионами проводятся проверки из-за угрозы заражения коронавирусной инфекцией.
Остальное же сводится к уменьшению издержек для перевозчика. Но они слишком незначительны по сравнению с теми тратами, что есть у перевозчиков.
Что в итоге? Меры поддержки есть. И их можно получить (узнать, какие доступны именно вам, можно здесь). Но вот только не все они работают и не все действительно полезны.
При этом, несмотря на поддержку, основные статьи расходов у транспортных компаний и ИП остались неизменными. «Платон», топливо, лизинг, оформление пропусков и разрешений, НДС (на него отсрочка не распространяется), тахографы (тут, к слову, ещё добавились штрафы для владельцев старых грузовиков), затраты на обслуживание транспорта – их никто не отменял. Также продолжает падать грузооборот. И по прогнозам экспертов эта проблема будет актуальна до конца 2020 года.
И тут встаёт вопрос: все ли грузоперевозчики смогут справиться с этой ситуацией с поддержкой государства, которая вроде бы поддерживает, а вроде бы не очень? Так вот, на наш взгляд – нет.
В ближайшем будущем, мы думаем, рынок грузоперевозок изменится.
Представителей малого и среднего бизнеса в отрасли станет меньше, потому что именно на этот сегмент грузоперевозок пандемия повлияла сильнее всего. И это, несмотря на меры господдержки, которые в первую очередь направлены именно на них. Крупные перевозчики, благодаря большим мощностям, смогут удержаться, а впоследствии и увеличить свои обороты. Этому также будет способствовать их стремление к цифровизации, быстрая перестройка процессов и сотрудничество с ритейлерами и представителями других востребованных сфер бизнеса, которые чаще всего останавливают свой выбор именно на больших транспортных компаниях. А во второй половине 2021 года мы ожидаем новый поток желающих создать бизнес в одной из самых важных отраслей государственной экономики – автомобильных грузоперевозках.
А сколько у вас фур в компании ?
Своего транспорта у нас более 100 единиц. Сейчас как раз обновляем автопарк – закупили 20 новых тягачей КАМАЗ. Плюс привлечённый, который находится под нашим управлением.