ТОП-5 форс-мажорных ситуаций в международной логистике, которые требуют активных действий
В международной логистике форс-мажор может ожидать при разгрузке/погрузке, доставке, растаможке. Любые повреждения и простои товара несут убытки его владельцу. Расскажем, что делать, если перевозчик повредил груз, потерял или доставил с задержками. Рассмотрим ситуации с не выпуском товара на таможне и попаданием его под санкции.
Что делать, если груз застрял на таможне?
Таможняобязана выпустить товар в течение 4 часов после регистрации декларации (ст. 119 ТК ЕАЭС). Ваш груз задержался сверх этого срока, если вы или таможенный представитель допустили одну или больше следующих ошибок:
- Неправильно указали коды ТН ВЭД — придётся скорректировать коды или доказать таможенному инспектору, что они указаны верно. Например, предоставить дополнительные документы с характеристиками товара, которые обоснуют указанные коды;
- В декларации есть ошибки — подать новую с исправлениями;
- Предоставили неполный перечень документов — уточнить у таможенников, что не хватает. Можно заявить процедуру условного выпуска с отсрочкой на 45 дней, и в течение этого срока принести недостающие документы. Если не хватает нотификации, то её можно поискать в реестре нотификаций на этот же товар. Иначе таможня задержит товар, либо оформит временный ввоз. Если не хватает других документов, то придётся отправить груз на СВХ и собрать пакет полностью;
- Занизили таможенную стоимость — вам нужно аргументировать заявленную стоимость документами, чеками. Например, продавец вам сделал скидку в 25%, поэтому вы снизили стоимость. Если факт скидки отображён в документах, то таможня пропустит товар;
- Не выплатили начисленные платежи — оплатите полностью или доплатите остатки таможенных пошлин, налогов и т.п.;
- Фактические характеристики груза не соответствуют тем, что указаны в документах — придётся найти и устранить причину расхождения.
Что делать, если груз потерялся?
Предположим, что перевозчик или экспедитор потеряли ваш груз во время транспортировки.
В этом случае вы должны:
- Зафиксировать потерю груза. Нужно связаться с транспортной компанией и составить акт об утрате, где указываются все обстоятельства потери.
- Уведомить страховщика, если товар застрахован. Страховая компания возместит утрату.
- Направить претензию в произвольной форме в адрес перевозчика. Обычно в ней указываются: дата и место составления, данные обеих сторон, обстоятельства утраты товары, сумма требований, документы, подтверждающие связь перевозчика с грузовладельцем.
- Обратиться в суд. Транспортная компания может не удовлетворить претензию в том объёме, который устроит вас. Составляете иск, прикладываете договор перевозки, транспортную накладную, акт об утрате. Суд будет на вашей стороне, если перевозчик потерял товар по своей вине. Но перевозчик может избежать вины, если произошёл форс-мажор (война, диверсия, стихийные бедствия и т.п.), отправитель неправильно упаковал товар, и тот из-за этого потерялся.
Что делать, если груз попал под санкции?
Ваша компания могла годами закупать товары из-за рубежа, но они оказались под санкциями, и теперь ваш партнёр не может поставлять их, как раньше. Но предоплату вы уже внесли по договору, груз вот-вот должны были отгрузить перевозчику. Однако, теперь это невозможно. Ваши действия:
- Договориться с поставщиком. Возможно получится заменить товар на аналогичный, который не попадает под санкции, увеличив сроки поставки. Помогут хорошие отношения с контрагентом. В его интересах получить оставшуюся сумму, поэтому он скорее согласится составить с вами дополнительное соглашение, в котором заменит груз.
- Убедить поставщика доставить товар через посредника. Например, напрямую из его страны груз в Россию не получится привезти. Поэтому можно найти посредника из Казахстана или Армении, который согласится принять у себя товар, переоформить его на себя и доставить в Россию.
Что делать, если груз повредили при перевозке?
Если выяснилось, что дело в форс-мажоре — обстоятельствах непреодолимой силы, то компенсацию за повреждённый товар вам никто не вернёт. Стоит надеяться только на страховку, если в ней прописан такой страховой случай.
Если товар повредился из-за ненадлежащей упаковки отправителя, то ответственность ложится на него. Вам придётся требовать возмещения убытков с него через суд или письменную претензию.
Но что делать если груз повреждён по вине перевозчика?
Алгоритм ваших действий:
- Задокументировать повреждения: сфотографировать повреждённый товар, упаковку, транспортное средство. Фото и видео могут помочь в споре с перевозчиком. Отталкивайтесь от международных документов. В морских перевозках ответственность предусматривается Правилами Гаага-Висби, в воздушных — Варшавской и Монреальской конвенциями, в железнодорожных — КОТИФ, в автомобильных — КДПГ.
- Определить размер ущерба. Обратитесь к независимому эксперту, который выдаст письменное заключение. На его основании грузовладелец установит сумму компенсации с перевозчика. В сумму компенсации входит не только сумма, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения, но и фрахт, таможенные платежи и иные расходы, которые связаны с перевозкой груза. Их нужно высчитать в пропорции, соответствующей размеру частичного ущерба.
- Подготовить и подать претензию. В документе нужно указать информацию о товаре и перевозчике, описать повреждения, приложить фото и видео доказательств, заключение эксперта. Составить претензию в двух экземплярах и отправить с уведомлением о получении в адрес транспортной компании.
По итогу перевозчик может полностью или частично выплатить компенсацию. Второй случай только по согласованию с вами. Если перевозчик отказывается выплачивать компенсацию, то придётся идти в суд.
Что делать, если груз доставили позже срока
Перевозчик привёз вам товар с задержкой. На это могут повлиять форс-мажорные, не зависящие от него обстоятельства, либо субъективные, где перевозчик сам виноват в срыве сроков.
Если обе стороны входят в юрисдикцию российского законодательства, обязанности и ответственность перевозчика регламентируют N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и ГК РФ. Если транспортная компания зарегистрирована в другой стране, то её отношения с вами будут определять международные конвенции и соглашения по морскому, автомобильному, воздушному и ж/д транспорту.
Если поставщик по своей вине просрочил срок доставки, то вы должны:
- зафиксировать факт просрочки;
- определить срок просрочки на каждую позицию товара;
- рассчитать пени, которые поставщик должен уплатить;
- направить поставщику письменную претензию с указанием требуемой суммы пени и иных платежей, если это указано в договоре поставки;
- если вы полностью не оплатили услуги перевозчика, можете оплатить их за вычетом требуемых пени, и тогда транспортная компания не будет выплачивать компенсацию;
- обратиться в суд, если транспортная компания игнорирует претензию и не выплачивает требуемую сумму.
Кроме указанных здесь непредвиденных ситуаций, есть и другие, из-за которых грузовладелец может понести дополнительные расходы. Чтобы свести к минимуму задержки на таможне, порчу и потерю груза, рекомендуем обращаться к таможенному представителю — компании, которая возьмёт на себя таможенное оформление, логистику, страховку и т.п. Например, в Sky Cargo Service работают специалисты с образованием и опытом в ВЭД. Они могут взять на себя весь комплекс услуг или часть, например, таможенное оформление. Контакты в шапке профиля канала.