Отменить нельзя оставить — нужен ли нештрафуемый порог в 20 км/ч? Обсуждение без конца

Традиционная «забава» в России — обсуждать отмену нештрафуемого порога скорости. Под конец года начался новый виток дискуссий.

Фото: Nikita Pavlov (Unsplash.com)  
Фото: Nikita Pavlov (Unsplash.com)  

Больная мозоль

Так называемый нештрафуемый порог появился в 2013 году по инициативе депутата Государственной Думы Вячеслава Лысакова. До этого автомобилистов штрафовали на 100 рублей за превышение скорости на 10 км/ч. Однако из-за неточности радаров, установленных на дорогах, большая часть постановлений выписывалась ошибочно, поэтому нештрафуемый предел повысили до 20 км/ч.

С тех пор вопрос о возврате к ограничению в 10 км/ч поднимается с завидной регулярностью. В 2018 инициативу поддержал Минтранс, в 2019 — правительственная комиссия. Глава комиссии, вице-премьер Максим Акимов, мотивировал это решение тем, что снижение порога позволит добиться уменьшения смертности в ДТП. Так, по данным подразделения ВОЗ, повышение средней скорости движения всего на 1% увеличивает риск серьезных аварий минимум на 3%.

В 2021 году депутат Мосгордумы Дарья Беседина внесла инициативу об отмене ненаказуемого порога и предложила штрафовать на 500 рублей за превышение на 5–10 км/ч, на 1 тыс. рублей — на 10–20 км/ч. Также документ предполагал прогрессивную шкалу с увеличенными штрафами для владельцев дорогих спортивных автомобилей, но Мосгордума отклонила законопроект.

Однако обсуждение изменений депутаты пообещали продолжить и не обманули. Этой осенью дискуссию по отмене нештрафуемого порога снова возродили.

Традиционный спор

Как обычно, участники обсуждения делятся на два лагеря. Одни выступают за сохранение статус-кво, другие — за ужесточение правил.

Так, некоторые эксперты считают, что в отмене нештрафуемого порога нет смысла — во многих городах ставят знаки 40 км/ч, чтобы водители ездили со скоростью не больше 60. Если нештрафуемый лимит уберут, знаки придется менять. Также потребуется глобальный пересмотр схемы дорожного движения. Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, считает, что отмена порога возможна только в случае проведения аудита скоростного лимита на всех дорогах, так как сейчас он во многих местах занижен.

Против инициативы выступают и Госдума с МВД — представители органов власти высказали мнение, что уменьшение допустимой скорости в черте города до 10 км/ч может привести к коррупционным правонарушениям. Кроме того, в МВД отмечают, что нужно в большей степени уделять внимание не скоростному режиму, а состоянию дорожно-транспортной инфраструктуры. Некорректно установленные разделительные барьеры, отсутствие освещения, ямы в дорожном полотне — это куда более значимые факторы аварийности, чем манипулирование скоростным режимом в пределах 10 км/ч.

Кроме того, в МВД говорят, что, наоборот, последовательно выступают за повышение разрешённой скорости движения на федеральных трассах.

В противоположном лагере представители Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации выступают за отмену нештрафуемого порога и предлагают постепенно снижать планку превышения скорости до 3–5 км/ч. Специалисты отмечают, что современные средства фиксации скорости обладают погрешностью до 2 км/ч, что позволяет выявлять нарушителей с высокой точностью. Снижение допустимого порога превышения скорости до 10 км/ч может значительно сократить число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

В то же время некоторые эксперты предлагают компромиссный вариант. Их идея заключается в том, чтобы вернуть ограничение 10 км/ч в городе, но оставить текущий порог на трассах, поскольку вне городской черты риск серьёзных ДТП из-за высокой скорости ниже.

Что у других

В Европе снижают скорость движения в городах. В 2021 году власти Испании объявили о снижении разрешённой скорости передвижения по населённым пунктам до 30 км/ч, так как столкновения автомобилей с пешеходами на скорости 30 км/ч гораздо менее смертоносны. Аналогичное решение сделали и власти Парижа, установив порог 30 км/ч почти на всех улицах города. В 2024 году примеру Парижа последовал Амстердам.

Исследование, проведённое сотрудниками Афинского политехнического университета в мае этого года, показало, что снижение скоростного режима повышает безопасность дорожного движения: уменьшает вероятность ДТП и делает последствия аварий менее тяжелыми. Введение ограничений скорости на 30 км/ч в европейских городах привело к снижению количества ДТП, смертельных случаев и травм в среднем на треть.

Фото: Karthick Gislen (Unsplash.com)  
Фото: Karthick Gislen (Unsplash.com)  

При этом в европейских странах понятия «нештрафуемый порог» нет. Например, в Германии за превышение до 10 км/ч уже можно получить штраф в 20–30 евро. С другой стороны, водители отмечают, что на практике правоохранительные органы страны редко останавливают автомобили, двигающиеся с незначительным превышением.

Но в целом, законы в Европе достаточно суровы. Так, в Швеции лишают прав при превышении любого ограничения скорости более чем на 30 км/ч. В Бельгии за аналогичное нарушение лишают прав на срок до 5 лет. А в Норвегии водители, превысившие скорость на 46 км/ч и более, могут быть приговорены к 18 дням заключения.

При этом с июля 2024 года все новые автомобили, выставляющиеся на продажу в Европе, обязаны иметь ограничители скорости. Эти системы автоматически контролируют скорость автомобиля, чтобы водитель не смог превысить установленные законом ограничения. В системах используется технология Intelligent Speed Assistance (ISA), которая с помощью камер и GPS определяет скоростные лимиты на дороге и автоматически под них подстраивается.

Помимо ограничителей скорости, обязательными станут системы помощи при движении по полосе и автоматического экстренного торможения. Однако участники рынка выражают сомнения в том, что такие технологии работают с абсолютной эффективностью в 100% случаев. Кроме того, остается открытым вопрос о готовности людей пользоваться автомобилями, которые будут вмешиваться в процесс управления. Такой опыт может стать для водителей дезориентирующим и вызывать неоднозначные эмоции.

Тем не менее безопасность на дорогах и соблюдение скоростного режима остаются актуальными темами в мире. Вполне возможно, что в следующем году эти дискуссии будут продолжены и у нас.

Что еще есть у меня на vc.ru и не только:

Что думаете по теме — нужен ли нештрафуемый порог в 20 км/ч
Да, нужно оставить все так, как сейчас
Нет, надо снизить порог на 10 км/ч
Нет, порог нужно убрать совсем
Да, можно и до 30 км/ч расширить
Дело в качестве дорог, а не в скорости
Был бы транспорт, тогда бы и ответил
9
14 комментариев