Влияние природных катастроф на бизнес и логистику

Природные катастрофы — наводнения, ураганы, лесные пожары, засухи — серьёзно нарушают работу глобальных цепочек поставок. Заводы останавливают производство, порты прекращают принимать суда, а маршруты грузоперевозок приходится срочно менять. Как бизнесу минимизировать непредсказуемые потери?

Влияние природных катастроф на бизнес и логистику

Согласно исследованию Business Continuity Institute 2019 года, 35% сбоев в поставках вызваны природными катаклизмами. Особенно страдает логистика в осенне-зимний период, когда компании должны учитывать возможные снегопады, заносы и ограничения движения.

Компаниям приходится предугадывать вероятность снегопадов и заносов, чтобы понять, сколько транспорта резервировать. Больше всего от катаклизмов зависят автомобильные перевозки. Согласно информации американского Федерального управления автодорог, ежегодно американские компании из-за сбоев в перевозке, связанных с непогодой, теряют 3,5 млрд. долларов.

Зимой 2023 года из-за сильных морозов и ветров ухудшилась видимость на ж/д путях Казахстана и Китая. Пропускная способность станций на том участке уменьшилась, и вместо 16 дней поезда из Китая в Россию шли 25 дней.

В истории известны масштабные случаи, когда из-за непогоды страдал весь мир. В 2021 году в Суэцком канале прошла сильная песчаная буря. Из-за неё контейнеровоз длиной 400 м. сел на мель и перекрыл полностью проход на шесть дней. В пробке оказалось более 400 кораблей. Каждый день простоя оценивался в 9,6 млрд. долларов убытков. Суэцкий канал — самый короткий водный путь из Европы в Азию. Через него ежедневно проходят десятки судов в обе стороны, которые обеспечивают 12% мировой торговли.

В 2023 году в Панамском канале уровень воды упал до максимума за 10 лет. Повлияла сильная засуха. Крупные корабли (около 36% от всех судов на этом маршруте) не могли пройти через канал, поэтому им приходилось идти в обход материка, либо ждать, пока уровень воды вернётся к нормальной отметке. Результат: цены за услуги грузовых компаний выросли из-за её срока и дополнительных издержек.

Компании, которые сталкивались с природными катастрофами, научились минимизировать риски и расходы. Например, в 2016 году энергетические фирмы Флориды стали дополнительно защищать объекты от возможных ураганов и наводнений, рассредоточили свою технику по всему региону, а не на основном складе. Это помогло во время урагана Ирма в 2017 году. Компании были к нему готовы. Если бы техника осталась в одном месте, то ей бы пришёл конец. Но так вышла из строя лишь небольшая часть, остальной можно было пользоваться, и это снизило убытки от урагана.

Как уменьшить возможные потери?

Компании, сталкивающиеся с природными катаклизмами, применяют следующие меры для снижения убытков:

1. Анализ рисков и моделирование ситуаций:

  • Оцените, какие поставки могут быть сорваны, а какие — частично выполнены.
  • Рассмотрите альтернативные маршруты доставки и их стоимость.
  • Оцените влияние на ценообразование: необходимо ли увеличивать цены из-за роста издержек?

2. Планирование резервов:

  • Компании, работающие в регионах с высоким риском катастроф, пополняют склады заранее.
  • Это помогает избежать нехватки товаров и удовлетворить спрос в кризисной ситуации.

3. Диверсификация ресурсов и маршрутов:

  • Размещайте склады и технику в разных регионах. Например, энергетические компании Флориды избежали катастрофических потерь благодаря рассредоточению оборудования.
  • Пропишите альтернативные маршруты в случае перекрытия основного пути.

4. Заключение договоров с форс-мажорными условиями:

  • Убедитесь, что у вас есть надёжные поставщики. Обговорите в контрактах форс-мажорные обстоятельства.

5. Использование технологий:

  • Применяйте прогнозы погоды и аналитические системы для точного планирования логистики.
Начать дискуссию