Нападение «медведя», фотошоп и обман с пеликаном — абсурдное [и не очень] мошенничество со страховкой

Интернет полон новостей о скучных мошеннических схемах со страховками. Рассказываю про куда более оригинальные попытки обмануть страховые компании [все, конечно же, были раскрыты].

Фото: Eleonora Francesca Grotto (Unsplash.com)   
Фото: Eleonora Francesca Grotto (Unsplash.com)   

Бытовой абсурд

По данным Всероссийского союза страховщиков, в прошлом году 75% случаев страховых мошенничеств были связаны с автострахованием. Непосвящённому читателю может показаться, что такими делами занимаются исключительно «прожжённые» преступники, однако на долю ОПГ приходится не более четверти подобных нарушений.

Большую часть инцидентов составляет так называемое «бытовое мошенничество», когда обычные граждане испытывают временное помутнение разума и спонтанно решают обойти закон. Так, попавшие в ДТП водители порой приписывают в протокол «дополнительные» повреждения, которые были получены задолго до инцидента.

Есть и куда более абсурдные примеры. В начале 2010-х несколько американцев стали свидетелями ДТП, в котором столкнулись автобус и автомобиль. Когда водитель автобуса вышел, чтобы осмотреть повреждения, мошенники забежали в салон и притворились, что пострадали при аварии.

«Предприимчивые пешеходы» рассчитывали на компенсацию от перевозчика, но вместо этого получили дело. Весь инцидент засняли несколько установленных на улице видеокамер.

Вот другой пример из 2009 года, когда водитель попытался получить страховую выплату за утопленный в пруду Bugatti Veyron. По его словам, в заводь он угодил случайно, пытаясь объехать сидевшего на дороге пеликана. Пострадавший запросил компенсацию в 2,2 миллиона долларов. Но ему не повезло — пассажир проезжавшего рядом авто решил заснять суперкар именно в момент его съезда в воду на пустой дороге. Эту запись затем использовала страховая компания, чтобы отказать владельцу Bugatti в выплате.

Скриншот комментария под <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D4NJmB1F2mdE&postId=1737295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">видео</a> с аварией
Скриншот комментария под видео с аварией

А как вам канадский водитель, который продолжительное время получал от страховой компании пособие из-за травм, полученных в аварии. Он уверял, что не может поднимать что-либо тяжелее двух килограммов и водить автомобиль дольше 30 минут. В страховой компании сперва одобрили выплаты, но затем получили доказательство того, что их клиент — мошенник. Им стало видео, на котором пострадавший без каких-либо затруднений убирает снег и поднимает 10-литровую бутылку воды. Правда, как именно представители страховщика получили это видео, история умалчивает.

Карьера афериста

Куда большую угрозу для страховщиков представляют профессиональные мошенники. За 2020–2021 годы их деятельность в России нанесла индустрии ущерб в 10 млрд рублей. По данным Центробанка, рынок теряет порядка 4 млрд рублей от противоправной деятельности, связанной с продажами фальшивых полисов. По данным Всероссийского союза страховщиков за 2023 год, 49% случаев мошенничества в автостраховании были связаны с ОСАГО, 26% — с автокаско, а 6% — со страхованием имущества физ. лиц.

Страдают от мошенников не только страховые компании, но и граждане, особенно на дорогах. Те же автоподставщики, которые проворачивают аферы «на потоке», рискуют здоровьем людей. Ведь чтобы получить страховую выплату, аферисту нужно спровоцировать аварийную ситуацию — тут не обходится без серьезных ДТП.

В прошлом году группа «Ренессанс Страхование» и сервис по подбору автомобилей «Автокод» провели опрос среди автомобилистов на тему, какие способы мошенничества на дороге наиболее распространены. Лидером стала ситуация с резким торможением машины впереди. В топ-5 также вошел удар из слепой зоны на кольце и требование возместить ущерб за царапину на парковке.

Фото: Angelica Levshakowa (Unsplash.com)   
Фото: Angelica Levshakowa (Unsplash.com)   

Некоторые схемы совершаются целыми группировками. Так, группа московских юристов вместе с бывшим полицейским несколько лет подряд организовывала аварии с участием премиального автомобиля. Дорогую машину из ограниченной серии использовали для того, чтобы максимально «накрутить» стоимость ремонта. В качестве жертв чаще выбирали грузовики коммерческих компаний, чтобы отсудить у владельцев сумму побольше. Профессиональный опыт в юриспруденции подсказывал аферистам, как правильно «обрабатывать» пострадавших и избегать уголовной ответственности.

Такой случай не единственный — в другой группировке мошенников было больше 30 человек, а их общий доход составил 1,5 миллиарда рублей. Аферисты устраивали аварии с премиальными автомобилями, подделывали результаты экспертиз, фабриковали документы через правоохранителей и даже печатали фиктивные бумаги для несуществующих авто. Однако их деятельность раскрыла одна из страховых компаний, у которой преступники требовали два миллиона рублей. Страховщики отказали в выплате, увидев несоответствия в документах, а злоумышленников арестовали полицейские.

Вообще, подлог бумаг довольно распространённая тема в страховом мошенничестве. Несколько лет назад житель Армавира выкупил документы и ключи на кузов разбитого автомобиля, а потом застраховал его. Остов машины мошенник сдал на металлолом за 8 тысяч рублей, а затем обратился в СК с требованием выплатить ему 2 миллиона — якобы автомобиль угнали. Но план не сработал, страховщики нашли полную историю повреждений авто, а правоохранители завели на армавирца несколько уголовных дел.

Фото: Razvan Cristea (Unsplash.com)   
Фото: Razvan Cristea (Unsplash.com)   

Далеко не все мошенники следуют глубоко продуманным схемам, но зато обладают хорошей фантазией. Месяц назад в СМИ прошла новость о группе американцев, которые требовали со страховых компаний компенсацию за автомобили, поврежденные медведем.

Что интересно, этим лесным зверем был один из мошенников, переодетый в ростовой костюм. Неудивительно, что обман быстро раскрыли, а горе-аферистам предъявили обвинения в махинациях на более чем 140 тысяч долларов.

Другой пример уже из России, когда мошенники попались на плохом фотошопе. Они вступили в сговор с агентом, который застраховал изначально битый автомобиль, а затем попытались получить компенсацию. По легенде машина попала в серьёзное ДТП, и от неё осталась только левая половина.

Во время экспертизы специалисты СК заинтересовались, как выглядел автомобиль на момент заключения договора, и заметили, что фотографии были отредактированы. Аферисты просто «отзеркалили» фото целой половины авто. Так, у машины появились два руля и два лючка бензобака.

В целом эксперты уверены, что простых мошеннических схем будет меньше, так как в городах увеличивается число камер наблюдения. Страховые активно обращаются к материалам фото- и видеофиксации систем, так что фабриковать аварии станет ещё труднее. А регуляторы готовят новые законы, направленные против автомошенников.

Что еще есть у меня на vc.ru и не только:

6
4 комментария

Да уж, занятные примеры. Проблема долблёбов, пытающихся стрясти таким образом деньги со страховщиков, в том, что они считают себя на редкость умными. А по факту они не такие.

1

К сожалению, это далеко не весь перечень примеров. Например, для автолюбителей московского региона набирает популярность использование вполне законных схем, где буквально из воздуха делают большие деньги их авторы. Например - оформлении договора цессии под видом сотрудника ЦОДД, решившего оперативно оказать помощь при оформлении ДТП на месте происшествия.

А потом и без выплаты страхового возмещения потерпевший остается и без возможного предъявления требования к виновника аварии.

Интернет полон новостей о скучных мошеннических схемах со страховками.
Мне кажется такой вид мошенничества, надо вообще в отдельную ячейку уместить , потому что со страховками действительно их прям очень много

1

Соглашусь с вами.
А когда страховщики сами промышляют "на потоке" в таких схемах - жутко становится. Например, директор РЕСО (одного небольшого подразделения) за 5000 руб. готов КБМ менять по аварийным водителям.

Я понимаю структуру, которую такие жулики используют, но при этом никто из СБ ничего с этим не делают. Вот и вопрос: "Почему?"