Новые штрафы, рост утильсбора, продление прав и другое: что ждёт водителей в 2025 году

Новые штрафы, рост утильсбора, продление прав и другое: что ждёт водителей в 2025 году

Повышение штрафов за нарушения ПДД, новые предупреждения с камер, наказание за опасное вождение и громкий выхлоп — в 2025 году автомобилистов ожидает много нововведений. Часть из них уже вступила в силу, другая находится на активной стадии принятия. Собрали всё, что надо знать водителям в 2025 году.

Повышение штрафов

В декабре власти серьёзно увеличили штрафы за самые распространённые нарушения. Выросли наказания как за превышение скорости, так и за езду в нетрезвом виде. Также была уменьшена скидка за быструю оплату штрафа: вместо 50% с 2025 года дисконт составит 25%, но действует он в течение 30, а не 20 дней. Таким образом, самый маленький штраф, например, за превышение скорости на 20-40 км/ч, теперь составляет 565 рублей вместо прежних 250.

Тем же законопроектом Госдума назначила новое наказание за повторную езду без полиса ОСАГО. Если раньше и первый, и последующие разы нарушителю полагалось заплатить 800 рублей, то теперь повторный штраф составляет уже 3-5 тысяч рублей.

Рост утилизационного сбора

С 1 января 2025 года вступают в силу новые ставки утильсбора. При этом предыдущая индексация случилась в октябре, когда тарифы подняли на 80%. И повышать утильсбор будут ежегодно вплоть до 2030-го включительно. С января за ввоз автомобиля с мотором объёмом от 1 до 2 литров придётся отдать 667 400 рублей (повышение более чем на 100 000 рублей). Импорт автомобиля с двигателем объёмом свыше 3,5 литра обойдётся уже в 2 742 200 рублей (было почти на 200 000 рублей меньше). Сильно с 1 января вырастут тарифы на электромобили и последовательные гибриды — ставку поднимут в 20 раз.

Повышение утилизационного сбора скажется на итоговой стоимости машины, так как продавцы закладывают его в конечную цену. Ставки для физлиц, которые ввозят иностранные автомобиля для личного пользования, не меняются.

«Коммерческие» ставки утильсбора для автомобилей в возрасте до трёх лет

Новые штрафы, рост утильсбора, продление прав и другое: что ждёт водителей в 2025 году

Помимо утильсбора, с января будут проиндексированы таможенные пошлины за оформление документов на ввоз иностранных товаров, в том числе автомобилей. Однако эта индексация едва ли будет заметна на фоне повышения утильсбора.

Уведомления с камер за езду без ОСАГО

В марте 2025 года будут расширены функциональные возможности дорожных камер. Устройства фото- и видеофиксации смогут проверять автомобили в потоке на наличие полиса ОСАГО. Однако первый год система проработает в тестовом режиме. В этот период нарушителям будут через Госуслуги присылать уведомления о передвижении без страховки с напоминанием приобрести полис ОСАГО.

Штрафовать водителей камеры будут после сертификации, на которую нужно время. До этого момента протокол на 800 рублей и повторный штраф в 3-5 тысяч рублей смогут оформить только сотрудники ГИБДД. Штраф будут выставлять раз в сутки. Ожидается, что постановления с камер начнут приходить массово с 2026 года, но некоторые особенно технологичные регионы (Москва, Свердловская и Волгоградская области) запустят автоматические штрафы уже в 2025-м.

Единый полис ОСАГО для России и Белоруссии

Запустить покупку полиса ОСАГО с покрытием на две соседние страны — Россию и Белоруссию — планировалось в конце 2024 года. Однако сроки запуска проекта были перенесены на начало 2025 года. Таким образом, единый полис страхования автомобильной гражданской ответственности для РФ и РБ стал доступен только с 1 января.

Расширение страховки оформляется как допсоглашение к действующему полису. Оформить его сможет любой водитель по своему желанию.

Запрет регистрации с номером без флага

С 1 января вступила в силу новая редакция ГОСТа 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования». В регистрационных подразделениях ГИБДД уже давно выдают госзнаки только с российским флагом. Но действующий до конца 2024 года ГОСТ разрешал использование номеров и без триколора.

Если раньше флаг на номере считался дополнительной опцией, то сейчас стал обязательным. Штрафовать нарушителей будут как сотрудники Госавтоинспекции, так и дорожные камеры. Если автомобиль, поставленный на учёт после 1 января 2025 года, попадётся с номером без триколора, его владельца смогут привлечь по статье 12.2 КоАП, которая предусматривает штраф от 500 до 5000 рублей или лишение прав на срок до двух лет. Обратной силы закон не имеет — если машина была зарегистрирована с номером без флага до вступления в силу нового ГОСТа, её владельца наказывать не будут.

Рост тарифов на техосмотр

В январе 2025 года были проиндексированы тарифы техосмотра в более чем 50 субъектах РФ. В зависимости от региона техосмотр подорожал на 7,3-7,5 процента. Самый экономичный тариф установили власти Ивановской и Кемеровской областей — 981 и 998 рублей соответственно.

В большинстве регионов техосмотр стоит чуть более 1000 рублей. Самый высокий ценник выбрали в Ненецком автономном округе (1600 рублей), Краснодарской крае (1560 рублей) и Амурской области (1690 рублей). При этом у регионов есть механизмы для пересмотра тарифов. Например, на основе индекса потребительских цен.

Регистрация автомобилей без ОСАГО

Ещё летом 2024 года был принят закон, меняющий список документов, которые необходимо предъявить при постановке машины на учёт. Поэтому с марта 2025 года россиянам больше не нужно показывать при регистрации полис ОСАГО. Именно к этому нововведению было решено запустить тестовый режим для камер, которые будут штрафовать за езду без страховки.

Также новый закон разрешает снимать машину с учёта прямо в день продажи, а не по окончании 10 дней, в течение которых новый владелец должен доехать до ГИБДД. Таким образом, власти избавят продавца от возможных чужих штрафов. Помимо этого, в законе прописан запрет на регистрацию транспорта в случае отсутствия платежа по утильсбору.

Продление срока действия прав

В конце прошлого года было официально объявлено о продлении срока действия прав, которые заканчиваются в 2025 году. Если срок российских водительских удостоверений истекает до 31 декабря 2025 года, их можно не менять, потому что действие документов продлевается на 3 года, сообщается на «Госуслугах». Основанием является постановление правительства от 23 декабря 2023 года под номером «2269». Права продлеваются автоматически, обращаться в ГИБДД не нужно. Однако если автомобилист по собственному желанию хочет получить новые документы, то это можно сделать в обычном порядке.

Штраф за громкий выхлоп и музыку

Сразу два законопроекта по штрафам за громкую музыку из машины и чрезмерно шумный выхлоп сейчас находятся на рассмотрении Госдумы. Один предлагает увеличить наказание для собственников, нарушающих режим тишины, в 40 раз — с 500 до 20 тысяч рублей. Второй законопроект два года назад внесла мэрия Москвы, и он уже принят в первом чтении — документ даёт регионам право штрафовать за шум владельцев автомобилей и мотоциклов на 5-30 тысяч рублей.

С большой долей вероятности инициатива московских депутатов в 2025 году получит продолжение, так как под конец 2024 года в ЦОДД рассказали о том, что город тестирует камеры с шумомерами. На основе данных с этих устройств нарушителям будут выписывать крупные штрафы.

Штраф за опасное вождение

В начале октября 2024 года Госдумой в первом чтении был принят законопроект о штрафе за опасное вождение. Документ предлагает дополнить главу 12 КоАП новой статьёй 12.38, в которой пропишут соответствующее наказание. За первый эпизод опасного вождения будут штрафовать 3-5 тысяч рублей. За повторное аналогичное нарушение в течение года водителя смогут лишить прав на 1–3 месяца.

Предполагается, что штраф за опасное вождение вступит в силу в 2025 году. Перед вторым чтением депутаты вместе с ГИБДД и Минтрансом планируют также пересмотреть само определение опасного вождения, прописанное в ПДД.

Запрет на тюнинг и замену двигателя

На 2025 год также анонсировано рассмотрение инициативы ГИБДД по запрету на тюнинг и замену мотора, не предусмотренного заводом-изготовителем. Ведомство также хочет ввести законодательный запрет на удлинение автомобильной рамы, который позволяет автолюбителям увеличивать грузоподъёмность и ставить дополнительные кресла в салоны. По мнению специалистов, такие изменения зачастую небезопасны и делаются кустарным способом.

До вступления в силу этого запрета удлинение рамы и смену мотора на более мощный от другого производителя можно было легализовать с помощью проверки на безопасность в сертифицированной лаборатории и процедуры внесения изменений в конструкцию автомобиля. Если документ одобрят, то узаконить такие изменения нельзя будет даже через лабораторию.

Новый штраф за отказ от остановки

Почти год назад ГИБДД попросила депутатов увеличить наказание за отказ водителя от остановки по требованию инспектора. К осени такой документ появился в Госдуме и оперативно прошёл первое чтение. Дальнейшее рассмотрение планируется на 2025 год. Согласно документу, штраф, предусмотренный частью 2 статьи 12.25 КоАП РФ, должен быть повышен с 500-800 рублей до 7-10 тысяч рублей. В статью также добавят новый пункт о лишении прав на полгода за повторное аналогичное нарушение.

Приложение «Народный инспектор»

Несколько лет назад президент поручил создать всероссийское приложение, в котором очевидцы смогут регистрировать нарушения автомобилистов. Предполагалось, что программа «Народный инспектор» заработает ещё в 2022 году. Однако разработка и запуск затянулись.

Лишь в мае 2024 года стало известно, что столичный Дептранс такое приложение разработал. При этом в некоторых регионах уже действуют аналоги, где очевидцы через смартфон могут сфотографировать некоторые нарушения ПДД и отправить для проверки и оформления штрафа. Так работает, например, подмосковное приложение «Добродел», столичный «Помощник Москвы», а также «Народный инспектор» в Татарстане. Единое приложение, которое будет функционировать во всех регионах, могут запустить в 2025 году.

Запрет лекарств за рулём

Несколько лет законодатели обсуждают новый вид опьянения, который предполагается внести в КоАП. Речь идёт о лекарственном опьянении, из-за которого наряду с алкогольным и наркотическим водителей смогут лишать прав. Сперва предполагалось, что Минздрав оперативно передаст правительству список запретных для вождения медикаментов на утверждение. И на основании перечня опасных лекарств инспекторы смогут применять к нарушителям статью 12.8 КоАП. За последнюю пару лет предполагаемые списки веществ и медикаментов несколько раз утекали в сеть, но вопрос так и не сдвинулся с места.

По предположениям экспертов, сложности в этом вопросе состоят в том, что некоторые запрещённые вещества могут быть обнаружены в распространённых сиропах от кашля и порошках от ОРВИ. Поэтому Минздрав и МВД затягивают публикацию списка и введение запретов. Не исключено, что в 2025 году ситуация всё же может сдвинуться с точки, а у водителей появятся новые вводные по тому, что можно и нельзя употреблять перед вождением.

Какой штраф и закон 2025 года считаете самым важным?
Повышение штрафов
Рост утильсбора и цен на машины
Изменения в системе ОСАГО
Запрет лекарст
Всё важно!
1
Начать дискуссию