Чешский рафик: история Skoda 1203

В современном мире чешская автомобильная компания Skoda известна своими легковыми машинами и кроссоверами, а также имеет долгую историю производства грузовиков и автобусов. Однако в её истории есть одна уникальная страница – это микроавтобус Skoda 1203, который стал единственной моделью такого класса от данного производителя.

Чешский рафик: история Skoda 1203

В середине XX века многие социалистические страны пришли к выводу, что вагонная компоновка является оптимальной для легкого коммерческого транспорта. Это позволяло эффективно использовать пространство кузова для перевозки максимального количества пассажиров или груза. В то время как Skoda выпускала фургоны и пикапы на базе универсалов 1201 и 1202, они не отвечали требованиям по вместительности. Социалистическое государство нуждалось в многофункциональном автомобиле для перевозки пассажиров и грузов. Старая конструкция с хребтовой рамой была непригодна, поэтому было решено создать машину с цельнометаллическим несущим кузовом вагонной компоновки, максимально унифицированную с существующими моделями. Работы над микроавтобусом начались в 1956 году. Было создано несколько прототипов, которые претерпевали изменения для улучшения характеристик и дизайна. В частности, двигатель был перенесен над передней осью для улучшения управляемости. После серии испытаний и доработок окончательный облик автомобиля был сформирован к 1961-1962 годам. Микроавтобус оснастили более мощным двигателем от Skoda 973 и торсионной подвеской от Tatra 805. Прототип развозного грузовичка от Skoda получил название Skoda 998 Agromobile. Планировалось его производство на заводе Ceska Zbrojovka (CZ), известном в России по мотоциклам «Чезет». Было создано более десяти прототипов, но до массового выпуска дело не дошло.

Чешский рафик: история Skoda 1203

К 1962 году концепция и дизайн автомобиля были окончательно утверждены. Skoda 1203 представлял собой микроавтобус, машину скорой помощи и грузовик с платформой. Серийное производство началось только в 1968 году из-за необходимости перепланировки производственных площадей, модернизации конвейера и закупки нового оборудования. В то время Skoda активно обновляла свой легковой модельный ряд, что отвлекало ресурсы от новых проектов. Кроме того, в рамках СЭВ было возможно удовлетворение потребностей в микроавтобусах за счет импорта. В конце 1968 года с конвейера в Врхлаби сошел первый Skoda 1203. С момента начала работ прошло 12 лет, что было необычно даже по меркам того времени. Skoda 1203 имел современный для тех времен дизайн с "лупоглазыми" фарами и стремительным силуэтом. Двигатель объемом 1,2 литра обеспечивал мощность в 64 л.с., позволяя разгоняться до 95 км/ч и перевозить восемь пассажиров или тонну груза. В производство сначала пошел двухместный фургон, затем восьмиместные микроавтобусы. Позже появились различные модификации: грузопассажирская версия, развозной грузовик, машина скорой помощи и другие специализированные варианты. К концу 60-х Skoda 1203 начал устаревать. В начале 70-х началась работа над модернизацией, результатом которой стал прототип фургона Skoda 778 с улучшенным дизайном и более мощным двигателем. Однако он так и не был запущен в серийное производство.

Чешский рафик: история Skoda 1203

Для увеличения производства машин при ограниченных возможностях завода в Врхлаби с 1973 года выпуск модели "тысяча двести третья" был налажен также на автомобильном заводе TAZ в словацком Трнаве, чтобы не путать с автобусным заводом в югославском Загребе. В начале 80-х, когда Skoda активно обновляла свой модельный ряд легковых авто, производство 1203 полностью переместили на TAZ с 1981 года. Таким образом, за 13 лет в Врхлаби было выпущено 69 727 микроавтобусов этой модели. После распада ЧССР на Чехию и Словакию, производство 1203 продолжилось в Трнаве под маркой TAZ с пятиступенчатой коробкой передач. Однако двигатель объемом 1,4 литра оставался неизменным с довоенных времен. В 1999 году выпуск модели был прекращен. Таким образом, тема микроавтобусов была важной для Skoda на протяжении более сорока лет, практически всю вторую половину XX века. В XXI веке чехи не планировали создавать новые микроавтобусы, так как Volkswagen уже занимает эту нишу. Но в 2021 году дизайнер Skoda Даниэль Хайек представил свое видение современной версии 1203 в рамках проекта "IconS Get a Makeover". Вы можете арендовать абсолютно любой автомобиль для себя на сайте rentag.ru.  - Используйте удобные фильтры для поиска лучшего предложения;  - Воспользуйтесь онлайн-бронированием в любое время суток;  -  Общайтесь с исполнителем в онлайн-чате;  -  Контролируйте все детали сделки в личном кабинете;   - Сохраняйте настройки поиска для получения уведомлений по новым вариантам. Более 15 000 типов техники и надежных арендодателей на Rentag !

Начать дискуссию