Сколько китайских самолётов COMAC уже заказано?

Автор: Стивен Уокер

Сколько китайских самолётов COMAC уже заказано?

Компания COMAC основана в мае 2008 года и с тех пор выросла в крупнейшего производителя коммерческих самолётов в Китае. COMAC добилась относительного успеха на внутреннем рынке как с региональным самолётом C909, так и с более крупным узкофюзеляжным C919. Однако, ей ещё предстоит повторить этот успех за пределами Китая. Сколько невыполненных заказов на самолёты C909 и C919 в настоящее время находится на рассмотрении у COMAC?

COMAC C909

Ранее известный как ARJ21

В 2002 году государственная компания ACAC Consortium начала разработку регионального самолёта вместимостью 78-90 пассажиров. Самолёт, первоначально известный как ARJ21, совершил свой первый полёт в ноябре 2008 года, а в следующем году ACAC Consortium был приобретен компанией COMAC.

Самолёт ARJ21, переименованный в ноябре 2024 года в COMAC C909, поступил в эксплуатацию в июне 2016 года, когда авиакомпания Chengdu Airlines совершила первый коммерческий рейс из международного аэропорта Чэнду Шуанлю (CTU) в международный аэропорт Шанхай Хунцяо (SHA). По информации Reuters, о переименовании объявил на авиасалоне в Чжухае директор по маркетингу COMAC Чжан Сяогуан:

«После тщательного рассмотрения, долгих раздумий и опроса мнений многих заинтересованных сторон мы решили использовать C909 в качестве нового коммерческого названия для создания бренда».

По состоянию на январь 2025 года более 140 самолётов COMAC C909 находятся в эксплуатации у семи китайских авиакомпаний и одного международного перевозчика.

Ниже в таблице приведена информация по количеству самолетов C909 в эксплуатации у семи китайских перевозчиков:

Сколько китайских самолётов COMAC уже заказано?

Индонезийская TransNusa стала первой международной авиакомпанией, принявшей на вооружение COMAC C909 в октябре 2024 года. В настоящее время перевозчик использует этот самолет на своем самом длинном маршруте между Международным аэропортом Sam Ratulangi (MDC) в Менадо и Международным аэропортом Guangzhou Baiyun (CAN). Остальной, несколько ограниченный флот TransNusa состоит из четырех Airbus A320 и одного A321.

Сколько уже заказано COMAC C909?

По последним данным ch-aviation, COMAC имеет в общей сложности 386 невыполненных заказов на C909. Помимо 159 самолётов C909, заказанных неизвестными операторами, ожидают поставки своих самолетов:

  • China Express Airlines — 89
  • TransNusa — 27
  • Colorful Guizhou Airlines — 20
  • Chengdu Airlines —18
  • Genghis Khan Airlines —18
  • Hebei Airlines — 10
  • JoyAir — 10
  • Shandong Airlines — 10
  • Tibet Airlines — 10
  • China Eastern Airlines — 9
  • Shanghai Airlines — 5
  • China Southern Airlines — 2.

Крупный заказ от China Express Airlines сделает перевозчика крупнейшим оператором самолетов COMAC C909. China Express Airlines — региональная авиакомпания, основанная в апреле 2006 года и базирующаяся в международном аэропорту Чунцин Цзянбэй (CKG). Перевозчик также эксплуатирует 11 самолётов Airbus A320, 18 A320neo и 36 Bombardier CRJ900.

COMAC C919

Конкурирует с Airbus A320 и Boeing 737

Компания COMAC начала производство самолёта C919 в декабре 2011 года. Самолёт рассчитан на перевозку 168 пассажиров, что делает его прямым конкурентом семейств Airbus A320 и Boeing 737. C919 впервые поднялся в небо в ходе испытательного полёта в мае 2017 года, но в коммерческую эксплуатацию поступил только через шесть лет, когда в мае 2023 года первым заказчиком самолета стала авиакомпания China Eastern Airlines.

28 мая 2023 года авиакомпания China Eastern Airlines совершила первый коммерческий рейс на самолёте COMAC C919, вылетев из своего хаба в международном аэропорту Шанхай Хунцяо (SHA) в международный аэропорт Шоуду (PEK). На следующий день перевозчик SkyTeam также использовал этот самолёт на маршруте в международный аэропорт Чэнду Тяньфу (TFU). C919 пополнил существующий парк самолётов China Eastern Airlines, в который входят следующие самолёты:

  • Airbus A319 x 33
  • Airbus A320 x 150
  • Airbus A320neo x 116
  • Airbus A321 x 76
  • Airbus A321neo x 5
  • Airbus A330-200 x 30
  • Airbus A330-300 x 26
  • Airbus A350-900 x 20
  • Boeing 737-700 x 36
  • Boeing 737-800 x 101
  • Boeing 737 MAX 8 x 4
  • Boeing 777-300ER x 20
  • Boeing 787-9 x 3
  • COMAC C909 x 26.

Позже, в 2024 году, COMAC впервые представил C919 за пределами Китая на авиасалоне в Сингапуре. В настоящее время крупнейший оператор COMAC C919 — авиакомпания China Eastern, в парке которой десять таких самолётов. За ней следуют Air China и China Southern Airlines, у каждой из которых по три C919-х.

Сколько заказано COMAC C919?

В настоящее время у COMAC в общей сложности 713 невыполненных заказов на C919, в том числе 473 заказа от нераскрытых клиентов. Остальные заказы размещены следующими перевозчиками:

  • Air China — 102
  • China Eastern Airlines — 96
  • Tibet Airlines — 40
  • China Southern Airlines — 3.

Это сделает Air China крупнейшим оператором COMAC C919. Самолёт пополнит разнообразный парк перевозчика Star Alliance, который состоит из:

  • Airbus A319 x 27
  • Airbus A320 x 20
  • Airbus A320neo x 53
  • Airbus A321 x 61
  • Airbus A321neo x 30
  • Airbus A330-200 x 18
  • Airbus A330-300 x 28
  • Airbus A350-900 x 30
  • Boeing 737-700 x 18
  • Boeing 737-800 x 87
  • Boeing 737 MAX 8 x 25
  • Boeing 747-8 x 7
  • Boeing 777-300ER x 28
  • Boeing 787-9 x 14
  • COMAC C909 x 33.

Будущее COMAC

C929 и C939 уже на горизонте

Компания COMAC разрабатывает два новых варианта своих успешных самолётов C909 и C919. Сейчас эти самолёты известны как C929 и C939, которые производитель назвал в соответствии с системой 9X9.

  • COMAC C929. Этот дальнемагистральный самолёт будет вмещать от 250 до 290 пассажиров, что делает его конкурентом Airbus A350 и Boeing 787. C929 должен впервые подняться в воздух в конце этого десятилетия, хотя возможны дальнейшие задержки. Air China была объявлена первым заказчиком самолёта.
  • COMAC C939C939 — сверхдальнемагистральный самолет, который должен составить конкуренцию ожидаемому (а теперь сильно задержанному) Boeing 777X, благодаря своей пассажировместимости около 400 человек. Пока неизвестно, когда самолёт должен поступить в коммерческую эксплуатацию.

Перед лицом возможных санкций

Несмотря на внушительный портфель заказов и появление новых модификаций самолётов в будущем, COMAC может столкнуться с трудностями в ближайшие годы. В январе 2025 года производитель был включён Государственным министерством обороны США в список компаний, которые сотрудничают с Народно-освободительной армией. Это было сделано в рамках более широких санкций США против Китая, и пока неясно, какие последствия эти меры могут иметь для COMAC в будущем.

COMAC также надеется получить сертификат ЕС для своего самолёта C919 в 2025 году. Однако, как сообщает Reuters, Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) не спешит одобрять его, добавляя, что нужно больше времени, чтобы понять, насколько этот самолёт безопасен. В 2024 году исполняющий обязанности исполнительного директора EASA Люк Титгат высказался о возможности одобрении COMAC C919, сказав:

«Честно говоря, я не знаю, сможем ли мы это сделать: самолёт для нас слишком новый, чтобы понять, насколько это будет легко или сложно. С 2019 года в Китае продолжалась работа, так что теперь нам нужно ознакомиться с изменениями».

После дебюта C919 на авиасалоне в Сингапуре в 2024 году компания COMAC повезла самолёт в турне по Вьетнаму, Лаосу, Камбодже, Малайзии и Индонезии, где встретилась с представителями авиакомпаний из каждой страны в попытке увеличить продажи и привлечь новых клиентов. Китайский производитель, несомненно, надеется, что другие авиакомпании в регионе последуют примеру TransNusa и поверят в его самолёты, но пока неясно, удастся ли COMAC повторить в других странах успех, достигнутый в Китае. Хорошо задокументированные задержки с поставкой самолётов Boeing вполне могут сыграть на руку COMAC.

Начать дискуссию