Мир, труд, сталь: где собирают электромобили, трамваи, электробусы и вагоны метро
Привет! Это директор НИИ «МосТрансПроект» Владимир Титов. Завод «Москвич» недавно запустил ряд экскурсий: теперь каждый желающий может понаблюдать за производством российских автомобилей и электромобилей. Между тем в России есть и другие предприятия, где производят современные транспортные средства и оборудование. В своей новой колонке предлагаю обзор интересных локаций, куда можно приехать и понаблюдать за производством своими глазами.
Московский автомобильный завод «Москвич»
Адрес: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42, к. 36
Многие помнят, что в марте 2022 года французская компания «Рено» покинула российский рынок. Тогда же мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о переводе завода на баланс города и сохранении трудового коллектива. В короткие сроки, менее чем за полгода, там возобновили производство автомобилей, но уже под брендом «Москвич». Для марки «Москвич» после почти 20-летнего перерыва открылась новая страница истории.
Первыми моделями, сошедшими с обновлённого конвейера в 2022 году, стали городской кроссовер «Москвич 3» и электромобиль «Москвич 3е» — с постепенным повышением доли локализации. С сентября 2023 года здесь производят седан «Москвич 6», а в феврале 2025 года планируют начать продажи новой модели «Москвич 8».
Узнать больше о производстве авто можно на экскурсиях, подробности о них опубликованы на сайте автозавода. Кстати, сборочную линию завода «Москвич» мы показали на инновационной выставке «Станция Манеж. Московский транспорт 2030». Гости увидели несколько основных этапов сборки машины — сварку и соединение кузова с трансмиссией. В роли «рабочих рук» выступила робототехника.
Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод «СВАРЗ»
Адрес: г. Москва, ул. Матросская Тишина, д. 15/17, с. 7
Московские электробусы выходят на дороги столицы с Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода «СВАРЗ» в Москве. Предприятию уже более 100 лет, в разные годы здесь собирали троллейбусы, трамвайные вагоны, технику для городского хозяйства и даже фуникулёры. Сегодня именно здесь собирают серийные модели электробусов — КамАЗ-6282.
Кузов и шасси приходят из Нефтекамска с завода «КАМАЗ» в Москву. На СВАРЗе в них устанавливают аккумуляторные батареи, монтируют сидения, поручни, валидаторы, медиаэкраны, USB-разъёмы для зарядки смартфонов и другое оборудование. Далее салон и электрику проверяют на герметичность. Потом идёт обкатка, а после этого электробусы выходят на городские маршруты.
На СВАРЗе периодически проводят экскурсии для студентов профильных образовательных учреждений и организаций транспортной отрасли и показывают, как устроен процесс производства электробусов. Для того, чтобы попасть на экскурсию, нужно написать официальное письмо в организацию.
Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ)
Адрес: Челябинская область, г. Усть-Катав, Заводская ул., д. 1
Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) наверняка знают многие любители трамваев. Он находится в маленьком городке в Челябинской области — Усть-Катаве.
Первый трамвай на УКВЗ сделали более 120 лет назад. А в советское время здесь почти на протяжении 30 лет производили самый массовый трамвай в мире — КТМ-5. Он курсировал в 85 городах СССР — в том числе в Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске и во многих других. Вагоны с красными ребристыми боками стали настоящими символами эпохи. Увидеть их можно на ежегодном параде трамваев в Москве.
Сегодня здесь продолжают производить трамваи и комплектующие.
За процессом можно понаблюдать во время экскурсии: завод регулярно организует их для школьников и студентов.
«Метровагонмаш»
Адрес: г. Мытищи, улица Колонцова, д. 8
Наверняка многие из вас уже не раз катались на поездах «Москва-2020» и «Москва-2024»: стильных, комфортных, с широкими дверями и многочисленными USB-разъёмами для зарядки гаджетов. Современные вагоны вышли на линии московского метрополитена всего четыре года назад, но без них сегодня уже невозможно представить столичный транспорт.
Производит их мытищинский «Метровагонмаш», история которого началась более ста лет назад и связана с именем знаменитого русского мецената и предпринимателя Саввы Мамонтова. Метровагоны здесь производят с самого начала истории метро — с 1935 года. Процесс этот очень сложный и трудоёмкий. На первых этапах он напоминает шитьё: детали вагонов «кроят» и как бы «сшивают» между собой. Дальше нужно правильно сварить детали, чтобы материал не покоробился при нагреве. После идёт цикл покраски, который занимает 36 часов. А полная сборка от изготовления первой железки до выхода с конвейера готового вагона — три месяца.
Понаблюдать за удивительными превращениями груд металла в ультрасовременные поезда можно во время экскурсий, которые проводят для групп школьников и студентов по запросу на официальную почту.
Выксунский металлургический завод
Адрес: Нижегородская область, г. Выкса, улица Братьев Баташёвых, д. 45
Колёсная пара — важная деталь метропоезда. Она должна быть особенно надёжной и прочной, ведь за свою «жизнь» вагоны метро наматывают под землёй несколько сотен тысяч километров.
Все колёсные пары для вагонов метро, «Ласточек» и «Сапсанов» производят на легендарном Выксунском металлургическом заводе в Нижегородской области. На площади больше 10 тыс. кв. м располагается множество цехов. Производство здесь не останавливается ни на минуту — завод работает семь дней в неделю и каждые 30 секунд выпускает новое колесо!
Понаблюдать за этим удивительным процессом можно своими глазами. Сюда может попасть любой желающий. Я сам ходил на экскурсию по этому заводу, узнал много нового и остался под большим впечатлением! Стоит недорого, забронировать места можно на сайте. Подробнее об этой поездке рассказывал в своём телеграм-канале «Урбанизм в галстуке».
ПАО «Камаз»
Адрес: г. Набережные Челны, Автосборочный пр., д. 8
ПАО «Камаз» — советская, затем российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизельных двигателей, действующий с 1976 года. Завод также выпускает автобусы, электробусы (под маркой «Нефаз»), тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набережные Челны.
Для всех желающих старше 14 лет открыты экскурсионные маршруты на завод двигателей, прессово-рамный завод и автомобильный завод. Продолжительность экскурсии — 1–1,5 часа на каждой локации.
Подробности об условиях и регистрации можно узнать на сайте.
Брянский машиностроительный завод (БМЗ)
Адрес: г. Брянск, ул. Ульянова, д. 26
История Брянского машиностроительного завода началась с обыкновенной лесопилки. Её построил бывший крепостной, ставший дворянином с многомиллионным состоянием, Пётр Губонин.
Завод существует уже более 150 лет и сегодня является крупнейшим производителем техники для российских железных дорог. С 2003 года входит в группу компаний «Трансмашхолдинг».
С 2005 года на заводе началась эра грузовых магистральных тепловозов. Её первопроходцами стали локомотивы серий 2ТЭ25К «Пересвет» и 2ТЭ25А «Витязь». Они проложили дорогу новому поколению мощнейших тягачей 2ТЭ25КМ, 3ТЭ25К2М и 3ТЭ28. Сейчас БМЗ — единственный в России крупномасштабный производитель этой техники. Локомотивы, произведённые на БМЗ, отправляются в Казахстан, Белоруссию, Узбекистан, Монголию и Туркменистан.
Посмотреть, как производятся тепловозы, можно на экскурсии. Записаться на неё можно по телефону, указанному на сайте завода. Завод регулярно приглашает школьников и студентов узнать больше о железнодорожной технике.
Большое новостей о транспорте читайте в моем Телеграм-канале «Урбанизм в галстуке».