Восточный полигон: модернизация, загруженность и востребованность

Модернизация Восточного полигона в 2024 году

Напомню, что Восточный полигон это Восточно-Сибирская (ВСЖД), Забайкальская (ЗабЖД) и Дальневосточная (ДВЖД) железные дороги и участок Междуреченск-Тайшет Красноярской железной дороги как ворота Восточного полигона.

В 2024 году завершился II этап модернизации Восточного полигона, по результатам которого суммарная провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей достигнет 180 млн т.

По данным ОАО «РЖД» в строительстве на Восточном полигоне задействованы 34 тыс. человек и 8 тыс. единиц техники. Работы идут в круглосуточном режиме, без остановки движения.

По плану должно быть построено и реконструировано в 2024 году:

  • 29 ж/д станций (по публичным данным ОАО «РЖД» найдены упоминания о работах на 18 станциях);
  • 589 искусственных сооружений;
  • 8 тяговых подстанций (построена – 1, реконструировано – 12);
  • 33 ж/д разъезда (по публичным данным ОАО «РЖД» найдены упоминания о работах на 20 разъездах).

Инфраструктурные мероприятия, реализованные в 2024 году:

I. в части энергетической инфраструктуры:

  • строительство тяговой подстанции Новый Уоян (ВСЖД);
  • техническое перевооружение на 12 тяговых подстанциях ВСЖД: Ангоя, Кичера, Янчукан, Дабан, Коршуниха, Невельская, Огневка, Окусикан, Подкаменная, Ук, Улькан, Чудничный;

II. в части объектов линейной инфраструктуры:

  • реконструкция 10 станций ДВЖД: Барановский, Беркакит, Комсомольск-Сортировочный, Петровка, Пурикан, Таланджа, Тында, Тырма, Хабаровск-II, Ягдынья;
  • реконструкция 5 станций ВСЖД: Большой Луг, Тайшет, Зима, Новая Чара, Северобайкальск;
  • реконструкция 2 станций ЗабЖД: Могоча, Пеньковая;
  • реконструкция станции Кошурниково Красноярской железной дороги (линия Междуреченск – Тайшет, начало Восточного полигона);
  • двухпутные вставки на перегонах линий:

1. Комсомольск-на-Амуре – Ванино (ДВЖД);

2. Февральск – Новый Ургал (ДВЖД);

3. Тында – Февральск (ДВЖД);

4. Тында – Бамовская (ДВЖД);

5. Улак – Февральск (ДВЖД);

6. Новая Чара – Хани (ВСЖД);

7. Северобайкальск – Таксимо (ВСЖД);

8. Лена – Таксимо (ВСЖД);

9. Таксимо – Новая Чара (ВСЖД);

10. Междуреченск – Тайшет (Красноярская ж/д);

  • открытие движения на перегоне Дюанка-Токи линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино (ДВЖД);
  • открытие движения по третьему главному пути между станциями Хабаровск-I– Хабаровск II (ДВЖД);
  • модернизация перегонов Таковка – Небель линии Лена – Таксимо (ВСЖД), Умбелла – Калакачан линии Лена – Хани (ВСЖД-ДВЖД);
  • строительство:

1. 6 разъездов ВСЖД: Лазурный на перегоне Чуро – Кюхельбекерская, на перегоне Агней – Анамакит, на перегоне Баканы – Янчуй, на перегоне Дзелинда – Кирон, на перегоне Кирон – Ангоя, на перегоне Кичера – Дзелинда;

2. 14 разъездов на ДВЖД: 63 км на перегоне Таланджа – Перевальный, Аваха на перегоне Дуссе-Альнь – Сулук, на перегоне Баджал – Джамку, на перегоне Врхенезейск – Апетенок, на перегоне Джелинга – Амут, на перегоне Маревая – Змейка, на перегоне Могды – Орокот, на перегоне Могот – Гилюй, на перегоне Оборчо – Окурдан, на перегоне Сектали – Эанга, разъезд 2990 км на перегоне Скалистый – Червинка линии Улак – Февральск, на перегоне Сонах – Эбгунь, разъезд 2855 км на перегоне Тунгала – Камнега линии Улак – Февральск, разъезд Якутский на перегоне Могот – Нагорная-Якутская;

  • устройство путепроводной развязки на перегоне Волочаевка – Тунгусский (ДВЖД);
  • строительство дома отдыха локомотивных юбригад на станции Юктали (ДВЖД);
  • завершена проходка нового Дуссе-Алиньского тоннеля;
  • возведение мостового перехода через реку Бирюсу на участке Междуреченск – Тайшет (Красноярская ж/д, начало Восточного полигона);
  • строительные работы (готовность 75% по состоянию на август 2024 года) поворотного тоннеля (дублёр Первого Джебского тоннеля в Саянах) длиной 267 м на перегоне Кошурниково – 570 км линии Междуреченск – Тайшет (Красноярская ж/д, начало Восточного полигона).

Грузовые перевозки по опорной железнодорожной инфраструктуре ДФО

Расчеты по данном ОАО «РЖД» показывают, что погрузка на железную дорогу с территорий ДФО в 2024 году выросла на 3% относительно прошлого года и составила 114 млн тонн. В частности:

  • погрузка на Дальневосточной железной дороге (далее – ДВЖД) составила 76,1 млн тонн, что на 2,7% больше значения 2023 г.;
  • на Забайкальской железной дороге (далее – ЗабЖД) погружено 24 млн тонн различных грузов, что выше аналогичного показателя 2023 года на 3,4%;
  • на Восточно-Сибирской железной дороге (далее – ВСЖД) погрузка с территорий ДФО (т.е. без учета Иркутской области) составила 14,1 млн тонн (+3,7%).

Перевозки контейнеров на магистралях Восточного полигона (Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной) в 2024 г. выросли на 0,4% и составили 2,1 млн ДФЭ.

Загруженность Восточного полигона

Инвестиционные мероприятия привели к снижению в 2023 г. загруженности участков в среднем на 2% и 1,5% в нечетном и четном направлениях соответственно. Но загруженность железнодорожных линий все равно близка к предельной, поэтому задача разработки технологических решений для увеличения наличной пропускной способности остается актуальной.

Совместно мы с командой ДВГУПС подготовили карту динамики загруженности пропускной способности участков БАМа и Транссиба на ДВЖД в 2022-2023 гг. (см. инфографику).

Источник инфографики: Транспортно-логистический вектор Дальнего Востока, 2023 (ссылка на <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvostokgosplan.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fdajdzhest-transportno-logisticheskij-vektor-dalnego-vostoka.pdf&postId=1799338" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">дайджест</a> или ищите на сайте "Востокгосплан")
Источник инфографики: Транспортно-логистический вектор Дальнего Востока, 2023 (ссылка на дайджест или ищите на сайте "Востокгосплан")

Востребованность Восточного полигона

Сохраняется дефицит провозной способности Восточного полигона: из согласованных объемов продукции дальневосточных грузоотправителей не было погружено 16 млн т в 2022 г. и 13 млн т в 2023 г.

При сохранении текущих тенденций погрузки и с учётом реализации планируемых инвестиционных проектов объем погрузки в ДФО на Восточный полигон в 2030 г. может составить порядка 143 млн т (при планируемой провозной способности 210 млн т); 148-149 млн т к 2032-2035 гг. (при провозной способности 270 млн т согласно актуализированным данным III этапа развития Восточного полигона).

Основные драйверы роста объемов погрузки:

  • уголь;
  • руда;
  • металлы;
  • химическая продукция;
  • удобрения

Точки роста погрузки с территорий ДФО на железную дорогу смотрите на инфографике.

Источник инфографики: Транспортно-логистический вектор Дальнего Востока, 2023 (ссылка на <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvostokgosplan.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fdajdzhest-transportno-logisticheskij-vektor-dalnego-vostoka.pdf&postId=1799338" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">дайджест</a> или ищите на сайте "Востокгосплан")
Источник инфографики: Транспортно-логистический вектор Дальнего Востока, 2023 (ссылка на дайджест или ищите на сайте "Востокгосплан")
2
Начать дискуссию