Путь обхода санкций — Северный Морской

Почему Северный Морской Путь стратегически важен для современной России? Что входит в число приоритетных объектов в рамках федеральной Программы развития СМП до 2035 года? В каком объеме предполагается инвестирование? Что уже сделано? Кто, кроме России, заинтересован в развитии СМП? Читайте в нашем материале.

Путь обхода санкций — Северный Морской

Северный морской путь – единственная магистраль, связывающая все субарктические и арктические районы России. При этом он полностью расположен в российских территориальных водах и ее экономической зоне. Это особенно важно в условиях санкционного давления и вызванной им переориентации российского экспорта на Восток.

Арктическая зона России охватывает 18% территории страны. В ее недрах — огромные запасы полезных ископаемых, почти вся таблица Менделеева. Для ее освоения жизненно необходима развитая инфраструктура, включающая эффективный круглогодичный транспорт.

Кроме того, СМП – кратчайший маршрут между Европой и Азией, что делает его все более привлекательным для проводки транзитных грузов в условиях нестабильной обстановки на привычных морских путях. Запуск круглогодичной навигации по СМП позволит ему конкурировать с южным маршрутом через Суэцкий канал, т.к. он вдвое короче и пройти его, несмотря на трудности, можно быстрее. Сделав Северный морской путь надежным и комфортным, можно добиться резкого роста транзитных контейнерных перевозок, что принесет России весьма ощутимую выгоду. Кроме того, так можно избавиться от профицита контейнеров, которые РЖД не вывозит обратно в Китай.

Краткая характеристика СМП

Маршрут Северного морского пути — от Мурманска до Анадыря. Но часто имеют в виду Большой СМП, соединяющий Калининград с Владивостоком.

Условно трассу делят на две части: западную, относительно комфортную, пролегающую в Карском море, и восточную, проходящую через море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря.

В западной части погодные условия более мягкие, инфраструктура гораздо более развита, и круглогодичная навигация уже работает. В Восточной части серьезные работы только разворачиваются. И возможность круглогодичной навигации всецело зависит от новейшего ледокольного флота и работ по безопасности прохода судов, включая фарватер, связь и инфраструктуру в портах.

Программа развития СМП до 2035 г.

Инфографика © РГ
Инфографика © РГ

План развития Северного морского пути до 2035 года утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации №2115-р от 1 августа 2022 года.

Основная цель — создание надёжной магистрали для морских грузоперевозок и создание условий для развития арктических регионов.

План включает более 150 мероприятий, разделенных на пять частей: грузовая база, транспортная инфраструктура, ледокольный и грузовой флот, безопасность судоходства и управление судоходством.

Инфраструктурным оператором Северного морского пути с 2018 года назначена госкорпорация «Росатом». Она отвечает за:

  • организацию судоходства на СМП
  • строительство инфраструктурных объектов
  • навигационно-гидрографическое обеспечение
  • и систему безопасности мореплавания в арктических условиях.

Среди важнейших мероприятий, намеченных для реализации плана:

Строительство инфраструктурных объектов

  • терминалов для сжиженного газа, нефти, каменного угля
  • береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения
  • морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Камчатском крае и Мурманской области
  • порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке.

Развитие портов Северного Морского Пути:

  • Строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине.
  • Масштабная реконструкция в порту Мурманск
  • В Архангельске построят современный морской комплекс для перегрузки СПГ и терминал навалочных грузов, транспортные узлы для комфортной логистики
  • На Камчатке построят еще один морской комплекс для перегрузки СПГ.
  • В портах Тикси и Диксон построят базы бункеровки и технического обслуживания

Расширение ледокольного флота и развитие предприятий для строительства и ремонта морского транспорта.

До 2035 года планируется довести число работающих ледоколов до 18. Для этого по состоянию на январь 2025 года нужно построить:

Практически с нуля будет создан арктический грузовой флот для транспортировки продуктов производства с месторождений в Арктике. Построят и снабжающий флот, и контейнеровозы.

Круглогодичная навигация с 2024 года — одна из важнейших целей, обозначенных в федеральном проекте «Развитие Северного морского пути» до 2035 года.

Для обеспечения безопасности судоходства

  • углубят реки и моря для подхода тяжелых контейнеровозов к портам
  • расширят инфраструктуру причалов
  • продолжат гидрографические работы по изучению и разметке акватории
  • создадут систему устойчивой связи
  • построят аварийно-спасательный флот из 46 судов
  • оснастят арктические центры МЧС вертолётами

Будет создана арктическая спутниковая группировка, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства и позволит оценивать изменения климата.

К Севморпути подведут железнодорожные магистрали

Для подвоза угля из Якутии к портам Дальнего Востока РЖД проложит отдельную ж/д ветку — Северный широтный ход (СШХ). Начата разработка проекта СШХ-2 в северном направлении.

В 2022 г. создан единый центр управления судоходством в акватории СМП под руководством Госкорпорации «Росатом». Теперь через «единое окно» происходят:

  • выдача и приостановка разрешений на движение судов
  • согласование районов проведения гидрографических работ
  • централизованная разработка маршрутов движения судов и выдача им рекомендаций
  • сбор данных о гидрометеорологической и ледовой обстановке.

Мощные ледоколы — гордость российского арктического флота

Россия — единственная страна в мире, использующая атомные ледоколы для нужд гражданского флота.

Фото © Росатом
Фото © Росатом

В период зимне-весенней навигации для проводки судов по СМП работает ледокольный флот. На текущий момент резерва ледоколов не существует. Поэтому одна из приоритетнейших задач арктической программы — производство новых ледоколов.

В январе 2025 года на ходу уже восемь, к 2030 году их должно стать 17, а к 2035-му — 18. Флотилия «Росатома» пополнится еще 4 атомными и 4 биотопливными ледоколами. Один неатомный ледокол появится у «Росморречфлота».

Главными «работягами» сейчас становятся ледоколы проекта 22220 «Арктика», идет из серийный выпуск, быстро наращивая пропускную мощность СМП.

Ледокололы проекта «22220» — с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 81,5 тыс. л.с.

При разработке судов этого типа ставилось несколько задач:

  • создать универсальный ледокол для использования, как на глубокой воде, так и в руслах рек (способный менять глубину осадки)
  • увеличить ледопроходимость корабля с 2,25 м (проект 10520) до 3,0 м
  • увеличить ширину корпуса судна, чтобы за ним могли идти современные суда (их ширина 34-45 м, а у газовозов — 50 м)
  • повысить срок службы корабля до 40 лет.

В итоге судно имеет габариты: длина — 173 м, ширина — 34 м, высота борта — 15,2 м.

Универсальность использования в море и в устьях рек достигается за счет двойного корпуса судна. Между внешним и внутренним корпусами расположены балластные цистерны, куда можно закачивать воду для изменения осадки корабля. В режиме линейного ледокола осадка составляет 10,5 м, с ограниченной осадкой — 8,5 м. Переход из одного состояния в другое занимает не более четырех часов.

Скорость ледокола — до 40 километров в час. Сквозь лед — 22 километра в час. На ледоколах проекта 22220 применяются безотходные технологии, что делает их безопасными для окружающей среды.

Флагман серии — «Арктика» — вышел на линию в 2021 году, его изготовление и доводка потребовали 6 лет. Остальные ледоколы этого проекта изготавливаются уже серийно.

Сейчас на ледовой службе в Арктике состоят:

Четыре ледокола проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия», которая присоединилась к «труженикам» в самом конце декабря 2024 года. В ноябре 24-го спущена на воду «Чукотка», ее выход на ледовые трассы планируется в 2026 году. В том же 2024 заложен еще один ледокол этой серии — «Ленинград», в 2025 планируется закладка «Сталинграда».

Фото © Росатом
Фото © Росатом

☑ Два атомных ледокола проекта 10521 с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал» и «50 лет Победы»)

Фото © Росатом
Фото © Росатом

☑ Два ледокола проекта 10580 с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр» и «Вайгач»).

Фото © Росатом
Фото © Росатом

☑ Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть» (мощностью 40 тыс. л.с.) для перевозки грузов в лихтерах и контейнерах.

Фото © Росатом
Фото © Росатом

☑ Кроме того, работают еще четыре неатомных ледокола, принадлежащих «Росморречфлоту».

Новейший из строящихся ледоколов — «Россия» — проекта «Лидер» (10510).

Источник: Росатом история
Источник: Росатом история

Первое судно этого типа было заложено в 2020 году и должно быть достроено к 2027 году. Ледокол вдвое мощнее судов проекта 22220 «Арктика», что позволяет ему пробиваться сквозь льды толщиной до 4 м, а по двухметровым — двигаться со скоростью 11-12 узлов. За счет большей ширины ледокол сможет обеспечивать проход самых современных коммерческих судов.

Как все начиналось

Интерес к открытию Северного морского пути, возник у исследователей и торговцев еще в XIII–XVI веках.

Первое успешное сквозное плавание с востока на запад состоялось в 1914–1915 годах. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого прошла маршрут на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». 24 июня 1914 года суда вышли из Владивостока, а 3 сентября 1915 года достигли Архангельска.

В 1932 году маршрут впервые преодолели за одну навигацию. Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина и руководством Отто Шмидта отправился из Архангельска 8 июля. Обойдя Северную Землю с севера, судно в августе вышло в Чукотское море, где столкнулось с тяжелыми льдами. Потеряв часть гребного вала с винтом, экипаж смог поставить самодельные паруса и вывести корабль в открытую воду Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.

В 1970–1980-х годах освоение Северного морского пути получило мощный импульс благодаря созданию уникального атомного ледокольного флота. В 1991 году маршрут стал доступен для международного судоходства, однако в последующие 12 лет Россия практически не развивала арктические проекты.

Только в начале XXI века страна начала активно вкладываться в освоение северных территорий и развитие «дороги жизни» — Северного морского пути.

Рост и состав грузопотока по СМП в последние годы

В 2017 году грузооборот составлял 10,7 млн т. За семь лет он увеличился более, чем 3,5 раза: в 2023 году — 36,2 млн т, в 2024 — 37,9 млн тонн. Это максимальный показатель за всю историю северного пути, хотя до оптимистичного прогноза, заложенного в Программе развития СМП в 80 млн т на 2024 год пока очень далеко.

Эксперты считают причиной влияние западных санкций, вызвавшие замедление развития проектов у грузоотправителей. Кроме того, они закрыли России доступ к части иностранных верфей, что задерживает появление новых судов. Дефицит флота для обеспечения грузопотока на Севморпути в 2024 году превышал 50%

С учетом последних корректировок, грузопоток в объеме 80 млн т теперь ожидается к 2027-28 гг, а в 2030 он уже должен превысить 100 млн т.

В 2023 году возобновились транзитные перевозки, приостановленные в 2022 году из-за санкций. В 2024 году выполнено 92 транзитных рейса (рекордное количество), перевезено более 3 млн тонн грузов — почти в 1,5 раза больше, чем годом раньше.

Грузопоток по восточной части СМП вырос на 69%, транзит — на 44%.

В 2024 году по маршруту прошел крупнейший контейнеровоз в истории СМП — Flying Fish 1. Он прошел путь от мыса Желания до мыса Дежнева менее чем за шесть суток, а весь рейс из Санкт-Петербурга в Шанхай занял 21 день.

Объем грузов, перевезенных по Севморпути субсидируемыми рейсами, за два года вырос на 175%. Такими рейсами по СМП обычно перевозят продукты, стройматериалы, технику, цемент и металлоконструкции.

В 2024 году Севморпуть составил конкуренцию перегруженной железной дороге в перевозке контейнеров из Архангельска в порты Магадана, Корсакова и Петропавловска-Камчатского.

Рост грузопотока в 2025 году ожидается за счет новых СПГ-проектов. Идет работа по формированию международной контейнерной линии и разработке перечня товаров, которые выгодно везти через Арктику с учетом климатических условий. Например, Минвостокразвития рассматривает возможность транспортировки рыбы с Дальнего Востока на запад страны по СМП вместо железной дороги.

Дальние горизонты планирования

«В следующие 11 лет [прогнозируется] провоз по Северному морскому пути 1,8 млрд тонн грузов общей стоимостью 111 трлн рублей, 20 трлн рублей налоговых поступлений», — заявил Алексей Чекунков, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Перспективы увеличения российского грузопотока по СМП связаны с реализацией крупных проектов в нефтегазовой отрасли, в сфере добычи цветных металлов, а также с развитием портовой инфраструктуры.

Кто еще заинтересован в развитии СМП

Возрастание рисков в регионах привычного судоходства, такие как конфликты в районе Суэцкого канала, привели к росту тарифов на перевозку и страховых премий. Обмеление Панамского канала, рост напряженности возле Тайваня, пиратство — все это заставляет бизнес искать новые пути.

КНР — главный торговый партнер для 140 стран, доставка товаров из этого региона живо интересует всех. Севморпуть становится для этого все более привлекательным, резко выросло число транзитов китайских судов, включая крупные контейнеровозы.

Китайский бизнес и «Росатом» договорились о создании совместного предприятия для строительства судов и организации круглогодичной контейнерной линии по СМП между портами России и Китая.

КНР активно развивает ледокольные технологии и увеличивает свой флот. Летом 2024 года в Арктику впервые отправились сразу три китайских ледокола. Пекин проявляет интерес к добыче нефти, газа, минералов и альтернативных источников энергии в регионе. Развитие ледокольного флота также может учитывать военные цели, так как такие суда имеют двойное назначение. Сотрудничество с Россией укрепляет позиции обеих стран в Арктике.

Созданы межправительственные рабочие структуры России с Китаем и Индией, активный интерес проявляют страны БРИКС. И это только вершина айсберга 🙂

Заключение

Путь обхода санкций — Северный Морской

По мере расширения доступа к СМП его ключевые преимущества — сокращение времени транзита и расстояния — могут способствовать значительному росту контейнерных перевозок Северным маршрутом.

Это, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие инфраструктуры, включая порты и заправочные станции, что сделает СМП жизнеспособной и конкурентоспособной альтернативой традиционным морским путям, таким как Суэцкий канал.

____________________

В статье использованы материалы и фотографии корпорации «Росатом».

Начать дискуссию