Широтная магистраль скоростного движения
Сегодня в рубрике #ИнфраФакты расскажем о новой автомобильной дороге, основных показателях, значении и перспективах проекта.
Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) представляет собой платную автодорогу от ЗСД через Неву до пересечения с Союзным проспектом, мимо Ладожского вокзала и до границы Ленинградской области. Движение на первом участке ШМСД – Витебской развязке (от Западного скоростного диаметра (ЗСД) до Витебского проспекта) уже открыто.
Этапы проекта
Проект стартовал в 2017 году, реализация будет осуществляться в несколько этапов до 2031 года. Первым этапом стала Витебская развязка, которая соединила ЗСД и Витебский проспект. По этапам 2-4 разработаны технологические и конструктивные решения по эстакадным участкам со сталежелезобетонными пролётными строениями. От Витебского проспекта до Софийской улицы пройдёт этап 2, от Софийской до улицы 2-й Луч – этап 3, от улицы 2-й Луч до Союзного проспекта построят этап 4.1, от Союзного до Кольцевой – этап 4.2. Далее будут построены областные 5 и 6 этапы.
В соответствии с Генеральным планом развития Санкт-Петербурга Широтная магистраль с мостом через Неву является одним из основных звеньев каркаса городских магистралей скоростного и непрерывного движения наряду с Кольцевой автодорогой (КАД) и ЗСД. Общая протяжённость ШМСД составит 32,4 км (16,7 км по городу и 15,7 км по Ленобласти). Новая магистральная дорога скоростного движения будет иметь 4-6 полос движения и 10 транспортных развязок. Также расчётная скорость составит 120 км/ч. В основном магистраль пройдёт по эстакадам. Высота над улицами и автодорогами будет не менее 5,25 м, а над железной дорогой до 7,75 м.
Концессионное соглашение
Соглашение на строительство 2-4 этапов было подписано 20 ноября 2024 года губернатором Санкт-Петербурга и главой ВТБ. Концессионером стала компания «Широтная магистраль Северной столицы», основным акционером которой является «ВТБ Инфраструктурный холдинг». Стоимость строительства оценивается в 241 млрд рублей. В финансировании проекта также участвуют региональный и федеральный бюджеты.
Участки, которые будут проходить по Ленинградской области реализуют по отдельному соглашению с регионом, их будет строить «Всеволожская концессионная компания». Концессионное соглашение о строительстве 5 и 6 этапов ШМСД было подписано Правительством Ленобласти, ВТБ и банком «Россия» 7 декабря 2023 года. Соглашение заключено на 49 лет, из которых ориентировочный срок проектирования и строительства составляет около 8 лет. Планируемый общий объём инвестиций составил порядка 110 млрд рублей, из которых примерно 50 млрд рублей составят внебюджетные инвестиции.
Значение и перспективы
Широтная магистраль должна стать частью каркаса скоростных трасс, которые создают несколько дуговых и радиальных связей за счёт строительства новых развязок и мостов через Неву. Магистраль предназначена для вывода внутригородского транзита с улиц, а также служит кратчайшей связью 2 федеральных трасс с Морским портом.
Для жителей и гостей региона новая магистраль будет иметь такие положительные эффекты, как: удобная связь центра с удалёнными районами города и областью, существенное снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, экономия времени в пути и повышение транспортной мобильности граждан, повышение уровня транспортной доступности новых жилых районов и улучшение экологической обстановки.